Исследование PISA-2018 в Республике Беларусь


Основные результаты международного сравнительного исследования PISA-2018


Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA) – международное сравнительное исследование по оценке образовательных достижений учащихся.

Цель PISA – оценка и сравнение национальных образовательных систем в странах-участницах. В рамках исследования оценивается умение обучающихся использовать приобретенные к моменту окончания базовой школы знания и опыт для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общении и социальных отношениях.

Заказчиком исследования является Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в консорциуме с ведущими международными научными организациями, при участии национальных центров.

В исследовании PISA принимают участие учащиеся в возрасте 15-ти лет. Международное исследование проводится с 2000 года с регулярной периодичностью 1 раз в три года.

В Республике Беларусь впервые исследование данного типа проводилось в 2018 году на основании распоряжения Президента Республики Беларусь от 02.062016 № 89рп «О реализации Соглашения о займе», согласно которому в целях реализации данного Соглашения (проект «Модернизация системы образования Республики Беларусь») между Республикой Беларусь и Международным банком реконструкции и развития.

Основной этап международного исследования PISA-2018 в республике проходил с 04.04.2018 по 08.05.2018. Организационное и технологическое сопровождение исследования осуществлял Республиканский институт контроля знаний.

В исследовании PISA-2018 в Республике Беларусь приняло 236 учреждений образования. Из них в Брестской области – 39:

- 32 школы (средних, базовых, включая УПК детский сад – средняя школа);

- 3 гимназии;

- 1 кадетское училище;

- 1 лицей;

- 1 учреждение профессионально-технического образования;

- 1 учреждение среднего специального образования.

Участие в исследовании приняли 5830 учащихся республики.

Тестирование осуществлялось в компьютерном формате, тексты были подготовлены на двух государственных языках, выбор языка осуществлялся самим учащимся при заполнении теста.

Контроль за ходом проведения тестирования в участвующих учреждениях образования осуществлялся национальными и международными наблюдателями.

По итогам исследования учащиеся Республики Беларусь неплохо справились с заданиями по всем направления и показали результат выше среднего.

В исследовании PISA у учащихся изучаются:

  • Читательская грамотность (способность человека понимать, оценивать и использовать тексты, осмысливать их и быть вовлеченным в процесс чтения для достижения своих целей, расширений своих знаний и возможностей, всестороннего участия в жизни общества);
  • Естественнонаучная грамотность (способность человека ориентироваться в вопросах, связанных с естественными науками, готовность воспринимать новейшие естественнонаучные достижения и использовать их для созидательной деятельности);
  • Математическая грамотность (способность человека к математическим рассуждениям, а также к формулировке, использованию и интерпретации математических знаний для решения задач в различных контекстах реального мира).

Читательская грамотность – основное направление исследования PISA в 2018 году. По данному направлению учащиеся из Республики Беларусь набрали 474 балла. Средний общемировой показатель по читательской грамотности –  454 балла.

Как и в большинстве стран мира, девушки в  Республике Беларусь показывают лучший результат работы с текстом, чем юноши.

  Юноши Девушки
Нахождение информации 73,50% 81,90%
Понимание смысла 71,80% 82,80%
Оценка и осмысление 70,40% 80,20%

В ходе исследования определено, что чем выше уровень образования родителей, тем выше уровень  читательской грамотности детей. Данный фактор подтверждается и в ходе республиканского изучения качества образования.

По направлению «Математическая грамотность»  учащиеся  Республики Беларусь набрали  472 балла, что указывает на 38 из 78 место в списке стран, участвовавших в исследовании по данному направлению. Средний общемировой показатель по математической грамотности –  459 баллов.

От мотивации учащихся напрямую зависит уровень их достижений. Так, учащиеся, желающие в будущем получить  высшее образование по указанному выше направлению, имеют средний балл 502 по результатам исследования, а те,  кто  не планируют его получать – 421 балл.

Успехи юношей в Республике Беларусь по математической грамотности  несколько  выше результатов  девушек

(475 против 469 баллов).

По результатам изучения естественнонаучной грамотности учащиеся из Республики Беларусь набрали в среднем 471 балл  (37 место среди  78 стран участниц данного международного исследования). Средний общемировой показатель по естественнонаучной грамотности –  458 баллов.

Результаты гимназий и лицеев (549 и 530 баллов) по естественнонаучной грамотности сопоставимы с результатами Японии (529) и Сингапура (551), занимающих лидирующие позиции по данному направлению. Результаты юношей по естественнонаучной грамотности также немного превосходят результаты девушек (473 против 470).

Ниже представлены некоторые электронные адреса, обратившись к  которым, можно  просмотреть примеры  заданий, использующихся в международном исследовании PISA:

сайт Национального института образования Министерства образования Республики Беларусь (https://adu.by/images/2018/02/Prim_zadanii_PISA.pdf);

сайт Федерального института оценки качества образования  /Раздел «Международные сопоставительные исследования»  ( https://fioco.ru);

сайт   Центра  оценки качества образования Института стратегии развития  образования Российской академии образования / «PISA-2018» (http://www.centeroko.ru/);

официальный сайт ОЭРС (http://www.oecd.org/pisa/test/).

Обратившись к трем последним сайтам, можно апробировать процесс прохождения компьютерного тестирования.

Информация подготовлена на основании материалов Республиканского института контроля знаний

Отдел перспективного планирования

и образовательных стратегий