Информационно-образовательная среда персонального блога как новая форма взаимодействия при организации учебной деятельности и внеклассной работы по информатике

04.04.2019
Модернизация образования, базирующаяся на новых информационных технологиях, предполагает формирование и новых моделей учебной деятельности. Дело в том, что современное поколение учащихся воспринимает Интернет как неотъемлемую часть своей жизни. Однако используют его далеко не в образовательных целях. В связи с этим у педагогов появляется уникальный шанс – использовать то, что интересно молодому поколению в образовательных целях. Ведь в условиях развития информационного общества образовательный процесс часто переносится в электронную среду. Так родилась идея создания собственного учебного ресурса (блога), который соответствовал бы учебной программе для учреждений общего среднего образования. Ведь создание такого ресурса даёт возможность размещения учебной информации в дополнение к учебникам – занимательных упражнений, учебно-тренировочных и тестовых заданий. И весь арсенал блога становится доступным учащимся для самостоятельной работы не только на уроках, но и дома.

Смотреть Презентацию - .pdf

Скачать презентацию - .pptx

В Концепции информатизации системы образования РБ на период до 2020 года отмечено, что любой учащийся должен иметь постоянный доступ к образовательным ресурсам, где бы он не находился – в школе, в дороге, дома.

Повышение уровня мотивации - это прежде всего создание условий для появления внутренних побуждений к учению. Поэтому считаю, что создание и использование педагогами персональных блогов в сети Интернет– одно из эффективных средств повышения мотивации учебной деятельности.

Разработанная мною система заданий позволяет учащимся пройти путь от простого любопытства к устойчивому познавательному интересу.

Использование блога позволяет организовать процесс обучения «под себя», акцентируя внимание на наиболее значимых моментах, проблемных вопросах. Систематическое и продуманное использование материалов созданного ресурса открывает новые возможности для работы не только в классе, но и для самостоятельной работы за его пределами, делая образовательный процесс непрерывным, повышает интерес к урокам информатики, активизирует познавательную деятельность учащихся, улучшает качество знаний по предмету.

Но как показывает практика, использование материалов образовательного блога на каждом уроке нереально, да и не нужно. Только умелое их применение позволяет сделать образовательный процесс более интересным и разнообразным. На каком этапе включить задания блога в канву урока зависит от конкретных задач урока: будет это этап проверки домашнего задания или первичной диагностики, закрепления изученного или создания проблемной ситуации.

Материалы моего блога находятся в открытом доступе по адресу staskevich.rooivacevichi.gov.by, а для корректного отображения данных можно использовать любой браузер. Все страницы корректно работают и в мобильной версии.

При создании заданий я использую инструментарий сервисов GoogleApps и Web 2.0. Содержание ресурса соответствует учебной программе по информатике для учреждений общего среднего образования и состоит более чем из 170 учебно-тренировочных заданий. Задания структурированы по классам и следуют в порядке изучения тематических разделов.

В процессе создания электронных учебных заданий я руководствуюсь тем, что одной из целей базового курса информатики является развитие алгоритмического стиля мышления, формирование умений решать задачи, требующие составления плана действий для достижения желаемого результата, с использованием таких умственных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация и классификация.

Впервые мой опыт работы по использованию материалов блога был представлен на международной научно-практической конференции «Дорожная карта информатизации: от цели к результату» в ноябре 2014 года в г.Минске в рамках специализированной выставки «Образовательная среда и учебные технологии», материалы опубликованы в сборнике конференции.

В мае 2015 года проект «Интерактивные задания по информатике на страницах персонального блога» был отобран в финал X республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет».

В апреле 2016г. с материалами по созданию и использованию учебно-тренировочных заданий для уроков информатики я принимала участие в республиканском Интернет-проекте «IT-решения для образования будущего», результат – награждение дипломом II степени в номинации "IT-педагог".

В мае 2016 года опыт обобщён, а материалы опубликованы в «Настаўніцкай газеце».

В августе 2017г. в электронном приложении журнала «Народная асвета» опубликованы материалы моего урока информатики в 10 классе «Обработка информации в электронных таблицах» с использованием материалов блога.

В сентябре 2018г. материалы из опыта работы «Использование информационно-образовательной среды персонального блога для повышения качества знаний по информатике» опубликованы в электронном сборнике Всероссийской конференции «Альманах педагога».

В октябре 2018 года в разделе «Педмастерская» национального образовательного портала adu.by опубликованы статья «Повышение уровня мотивации учащихся к урокам информатики через систему интерактивных заданий на страницах персонального блога» и материалы урока информатики в 10 классе «Представление данных в памяти компьютера. Двоичное кодирование» с использованием учебно-тренировочных заданий на блоге.

В апреле 2019 года ресурс к урокам информатики «Задания для ИнфоЗнаек» стал лауреатом конкурса «Интернет-премия «ТИБО-2019».

Материалы блога могут быть использованы как педагогами на любых этапах урока, так и учащимися 6-11 классов при подготовке домашних заданий.

Повсеместное использование всевозможных технических устройств (гаджетов) даёт возможность педагогам использовать компьютер как рабочий инструмент, развивая алгоритмический стиль мышления учащихся не только на уроках информатики, но и во внеурочной деятельности.

Для внеурочной деятельности по информатике целесообразно использовать специальные программы.

Одной из таких программ является среда визуального программирования с графическим интерфейсом Scratch.

Большинство созданных учащимисяв этой среде учебно-игровых проектовопубликованы в специальном разделе «Scratch-проеты учащихся» на страницах нашего школьного блога для Инфознаек. И это только первые наши шаги.

С профессиональной точки зрения Scratch для меня – это выявление новых талантов детей, способных к программированию, а для каждого учащегося – это закладка прочного фундамента для выбора в дальнейшем рациональных способов действий при решении конкретных учебных задач.

От занятия к занятию я убеждаюсь, что Scratch способствует развитию, алгоритмического мышления, исследовательских компетенций учащихся и, что немаловажно, способствует реализации межпредметных связей.

Программирование на Scratch мотивирует детей к изучению всех учебных дисциплин. Scratch – уникальная среда, которую можно применить к любому предмету.

Чтобы не отстать от времени и своих учеников, в июле 2018 года я успешно окончила онлайн-курс «Scratch для начинающих» в рамках образовательного проекта «Программирование – вторая грамотность». В ноябре 2018 года окончила следующий курс «Программирование на Scratch: базовый уровень». Имею сертификаты образовательного центра Парка высоких технологий.

Внеурочная работа по предмету – это ещё один способ научиться тому, чему не успеваем научить на уроке, это ориентация в реальном мире, проба и поиск себя. С уверенностью могу сказать, что полученные учащимися навыки логического и системного мышления пригодятся им не только на уроках информатики в дальнейшем, но и окажут неоценимую услугу в будущем независимо от тех профессий, которые они выберут. Там, где информационно-коммуникационные технологии используются грамотно и систематически, они являются мощным механизмом совершенствования образовательного пространства - как отдельно взятого учреждения, так и системы образования в целом.

Стаскевич Галина Адамовна,

учитель информатики ГУО «Средняя школа № 3 г. Ивацевичи»