Формируем орфографическую зоркость у младших школьников

29.08.2019
Формирование орфографической грамотности у младших школьников – одна из главных задач обучения русскому языку на І ступени общего среднего образования. Учитель должен создавать условия, позволяющие учащимся научиться слышать, произносить и писать слова, не допуская ошибок.

Работу по усвоению слов с непроверяемым написанием во 2 классе начинаю с анализа словарных диктантов. Предварительно предлагаю детям списать и заучить необходимые слова. В последнее время заметила, что высоких результатов такая форма работы над словом не даёт. Более того, механическое заучивание утомляет учащихся и снижает мотивацию к изучению русского языка. Как организовать работу по изучению словарных слов на уроках русского языка таким образом, чтобы у учащихся сформировалась орфографическая зоркость и повысился интерес к изучению предмета? 

Анализируя собственный опыт и опыт коллег в данном направлении, учебную программу по русскому языку на I ступени общего среднего образования, пришла к выводу, что количества часов, отведённых на изучение фонетики и орфографии во 2 – 4 классах, недостаточно для качественного усвоения программного материала. Как же добиться качественного усвоения слов с непроверяемыми орфограммами, а вместе с тем и повышения грамотности учащихся?  

Во 2 классе на изучение раздела «Звуки и буквы» отводится 43 учебных часа. В 3 классе даётся всего час в начале учебного года для повторения изученного во 2 классе («Звуки и буквы», «Гласные и согласные», «Ударные и безударные гласные», «Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные»). Материал по орфографии не выделен в начальной школе как самостоятельный раздел, а даётся вместе с материалом по грамматике, фонетике, словообразованию и опирается на него, поэтому я решила изменить подходы к обучению учащихся русскому языку. Организовала работу таким образом, чтобы используемые мною формы, методы и приёмы запоминания слов с непроверяемыми орфограммами развивали бы у школьников интерес к предмету и активизировали бы их мыслительную деятельность и память. 

Работа по формированию орфографической зоркости у младших школьников через словарно-орфографическую и фонетическую деятельность на уроках русского языка во 2 – 3 классах состояла их нескольких этапов. Вначале я внимательно изучала психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме, посещала уроки русского языка у коллег, выявляла проблемы в собственной педагогической практике по развитию орфографической грамотности при работе над словарными словами, определяла цели и задачи дальнейшей деятельности. Затем подбирала формы, методы и приёмы, способствующие прочному усвоению словарных слов, предусмотренных программой по русскому языку, разрабатывала учебные занятия, составляла и подбирала дидактический материал.

Методические приёмы, облегчающие запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, создают приемлемые условия для формирования орфографической зоркости у учащихся, активизации их деятельности на уроках, обогащения словарного запаса, развития мыслительных способностей и расширения кругозора. Полученные знания и умения позволяют учащимся сознательно участвовать в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, открытия и достижения поставленной цели, делают интересным и познавательным процесс изучения словарных слов, снижают тревожность перед написанием словарных диктантов.

Разнообразные формы, методы, приёмы и средства, используемые при работе со словами с непроверяемым написанием, отражены в статьях Н.Н.Махониной, Н.И.Ковалевской, Г.А.Евсюковой, Е.Г.Лузгиной и О.И.Тириновой. Их идеи помогли систематизировать и разнообразить трудную, но увлекательную работу по изучению слов с непроверяемыми орфограммами.

Орфография в школе служит связующим звеном знаний учащихся по всем разделам курса русского языка. Второклассник к концу учебного года должен выучить и безошибочно писать 42 словарных слова, третьеклассник – 51 слово с непроверяемым написанием. Школьники, как правило, заучивают слова перед словарным диктантом. В таких случаях работает кратковременная память, что приводит к механическому заучиванию и, к сожалению, не даёт высоких результатов. Для достижения высоких результатов в правописании словарных слов необходима кропотливая каждодневная работа. Насколько она будет интересна учащимся, зависит только от учителя.

В основе формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями – положительная мотивация к изучаемому предмету, активная работа учащихся, регулярность выполнения заданий и упражнений, многократное (5 – 8 раз) обращение к изученным словарным словам.

Работу по запоминанию словарных слов провожу в несколько этапов. Во время подготовительного по методике С.Н.Лысенковой выявляю закономерность в правописании слов и делю их на группы. Каждая группа имеет свой порядковый номер (Приложение 1), что позволяет качественно организовать работу на следующем этапе.

На этапе предъявления слова использую различные приёмы организации работы школьников с тематическими группами слов. Предлагаю найти слово в таблице (Приложение 1) по моему заданию. Называю номер группы и порядковый номер слова в этой группе. Путём несложных вычислений учащиеся с лёгкостью находят заданное слово.

Во время игры «Шифровщик» предлагаю учащимся отгадать загадки, найти ответ в таблице и показать номер группы и порядковый номер слова в этой группе при помощи веера цифр.

Предлагаю также определить слово по его лексическому значению. Для этого часто практикую игру «Аукцион». После того как школьники определили значение слова, предлагаю им «купить» его за «деньги». В качестве «денег» может выступать значение слова, определение части речи, подбор однокоренных слов, составление предложения с этим словом и т.п.

На этапе восприятия на слух проговариваем слово хором (2 – 3 раза), определяем «трудное» место. Стараюсь, чтобы ребята нашли его сами, тогда процесс письма для учащихся становится осознанным, поскольку они ещё до записывания могут определить орфограмму в слове. Если школьник запомнил, что в слове есть слабые позиции для гласных (положение без ударения) и согласных (положение перед другим согласным и в конце слова), то он с лёгкостью справляется с этим заданием.

На этапе записи слова с последующим разбором вместе с детьми определяем ударный и безударные гласные, делим слово на слоги, считаем количество слогов и ставим соответствующую цифру в карман над словом справа (Приложение 2). Считаем количество букв в слове и ставим соответствующую цифру в карман под словом справа (Приложение 2). Ищем в слове «хитрые» буквы (я, ё, ю, е, ъ, ь), определяем, в каких случаях они обозначают 2 звука или отсутствие звука. И только после этого определяем количество звуков в слове и ставим соответствующую цифру в карман над словом слева (Приложение 2). Перед записью слова в тетрадь обращаю внимание на «сигнал опасности» - красную точку под орфограммой. После проведения такого вида работы, проговорив орфографически (как написано), прошу учащихся записать слово в тетрадь.

Организовывая деятельность учащихся подобным образом, работаю на опережение: развиваю навыки фонетического анализа слова. Не секрет, что многие учащиеся 5 – 9 классов с трудом выполняют полный фонетический разбор слова. Если в начальной школе не уделить этому виду деятельности больше времени, чем того требует программа, то эти трудности в дальнейшем могут перерасти в большую проблему.

В 3 классе к вышеописанному алгоритму работы над словарным словом добавляю характеристику каждого звука в слове. Знаков, которые мы использовали во 2 классе для обозначения качества звука, уже недостаточно. Поэтому в 3 классе знакомлю детей с транскрипцией – способом записи звуковой оболочки слова. Сначала предлагаю учащимся использовать «подсказку» (Приложение 3).  Как правило, она нужна только на первых уроках. После того как школьники дали полную характеристику каждому звуку в слове, прошу их записать слово в транскрипции на доске и в тетради.

На этапе работы над «зрительным» образом слова предлагаю учащимся сравнить орфографическую запись слова (в верхнем ряду) и запись в транскрипции (в нижнем ряду), назвать орфограмму и объяснить её написание. Такой вид деятельности способствует повторению правила: чтобы не ошибиться в написании гласного в слабой позиции в слове, нужно подобрать проверочное слово; если такое слово подобрать невозможно, тогда следует обратиться к орфографическому словарю. Кроме того, учащиеся учатся самостоятельно решать орфографические задачи, накапливают опыт работы со словарями.

На этапе запоминания орфографического облика слова использую разнообразные методы и приёмы:

  1. Подбор однокоренных слов (золотой – золото, позолотить; здоровый – здоровье, выздороветь).
  2. Ассоциативный образ (обязательно должна прослеживаться связь со словарным словом общим признаком; ассоциативная связь может быть по цвету, форме, вкусу, назначению, действию, месту расположения и т.д.). Никогда не навязываю школьникам своих ассоциаций. Учащийся не запомнит написание этого слова, если сам не проведёт ассоциацию. Иногда предлагаю ребятам ещё раз записать слово, но на месте орфограммы нарисовать какой-либо предмет, напоминающий букву, которую надо запомнить. Например, в слове ябл…к… на месте пропусков учащиеся обычно рисуют 2 круглых яблока, а в слове яг…да – тарелку или кругленькую вишню (Приложение 4).
  3. Написание слова с закрытыми глазами. Предлагаю детям закрыть глаза и представить слово так, как оно записано в книге, затем прочитать слово орфографически (как записано), зрительно представить мигающей «опасную» букву, ещё раз прочитать слово медленно и написать его с закрытыми глазами 3 раза в воздухе.

Для вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность и закрепления их знаний, умений и навыков использую всевозможные игры, которые занимают важное место в жизни младших школьников. Ведущим началом игры считаю наглядность, необходимую для формирования орфографического навыка. Кроме уроков, провожу игры на дополнительных и факультативных занятиях. Игра позволяет поддерживать познавательную активность учащихся, рационально сочетать словесные, наглядные и практические методы, осуществлять систематический контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков. Постоянное получение обратной связи позволяет влиять на ход образовательного процесса и корректировать его.

Одной из игр для запоминания слов с непроверяемым написанием является «Лото». В её комплект входит несколько листов, расчерченных на клетки, в которых напечатаны словарные слова (орфограмма в слове обязательно должна быть выделена). На маленьких карточках написаны загадки. Предлагаю учащимся отгадать их и поместить карточку со словом-отгадкой в необходимую клетку поля (размеры клетки на листе и маленькой карточки должны совпадать; слова-отгадки в клетках должны соответствовать загадкам) (Приложение 5).

Игра «Улитка». Предлагаю школьникам составить и сложить из набора букв 5 – 7 слов в таком порядке, чтобы следующее слово начиналось с последней буквы предыдущего. Например, берёза, автобус, сейчас, сегодня, яблоко, огород (Приложение 6).

Игра «Угадай-ка». Прошу ребят из набора букв составить словарное слово. В этой игре использую также карточки слов с непроверяемой гласной в корне с пропуском всех гласных или всех согласных
(Приложение 7).

Игру «Картинная галерея». ровожу на всех этапах работы со словами с непроверяемым написанием. При знакомстве с новым словом предлагаю учащимся 4 – 5 картинок из набора «Картинная галерея». На одной из картинок изображён предмет, обозначающий слово, правописание которого будет изучаться на уроке.

На этапе знакомства с новым словом провожу игру «Лишнее слово». Показываю картинки на определённую тему («Птицы», «Животные», «Одежда»), одна из которых не соответствует предложенной тематической группе. Ребята определяют лишнее слово. Далее провожу словарную работу по изучению нового слова с непроверяемым написанием по вышеописанному алгоритму. 

Для закрепления использую различные формы картинных диктантов. Например, показываю несколько карточек слов с непроверяемым написанием, после прочтения закрываю карточки и показываю картинки из набора «Картинная галерея». Если изображённый на картинке предмет соответствует предварительно показанной записи слова на карточке, то это слово записываем в тетрадь. После этого карточки с написанием слов открываю и предлагаю учащимся проверить правильность записей, сделанных в тетрадях.

Очень нравится детям игра «Молчанка». Показываю картинку, а учащиеся поднимают веер с гласной буквой, которую надо писать в этом слове. Это позволяют своевременно выявить пробелы в знаниях школьников и определить пути их устранения.

Игра «Словарик» способствует формированию понятия о разнообразии звуков и вариантов их обозначения, помогает провести параллель звук – буква и тем самым способствует развитию навыка звукобуквенного анализа слова и выработки умения отображать звуки на письме. Раздаю учащимся карточки со словарными словами таким образом, чтобы прочитать запись мог только школьник, получивший эту карточку. Другие учащиеся не должны видеть слова своих «соседей». После этого произношу «Я Словариком родился, // Не на шутку рассердился! // Звуки все мне надоели, // Кроме...» и называю любой звук. Учащийся, в слове которого есть этот звук, должен выбежать к «Словарику». Если написание расходится с произношением, объясняет его. Например, произношу «…кроме [c]». Выбегают дети, у которых карточки со словами сорока, автобус, посуда, рисовать, мороз.  Школьник со словом мороз объясняет, что в этом слове мы слышим звук [с], он имеет пару по признаку звонкости – глухости и находится в конце слова, поэтому написание таких слов проверяется подбором однокоренных слов: морозы, морозить. Учащийся, который первым выбежал со своим словом, правильно определив звук, может выступить в роли учителя-ведущего, тогда игра продолжается. Ребята должны быть внимательны, так как ведущий может изменить слова «звуки все мне надоели» на «буквы все мне надоели». В этом случае лучше назвать непроверяемый безударный гласный в корне слова. Объясняя написание таких слов, учащиеся говорят, что эта орфограмма проверяется при помощи словаря и написание слова нужно запомнить. 

Игру «Слог потерялся» использую не только на уроках и во внеклассной работе, но и в качестве варианта домашнего задания. Начинаю игру со слов «Слова спокойно жили в книжке, // Но книжку вдруг прогрызли мышки. // От слов кусочки откусили // И к себе в норку утащили (___скресенье, ___года, я___да, ___ябрь).

Информируя о домашнем задании, говорю учащимся, что на следующем уроке мы будем играть со словами второй группы, поэтому нужно повторить их правописание (Приложение 1). Метод повторения мы называем «Словарик под подушкой». Перед сном дети должны один раз чётко проговорить слова заданной группы. Затем закрыть словарь и лечь спать.

На индивидуальных занятиях использую игру «Знаю – не знаю». Из словаря школьника называю словарное слово, учащийся чётко, по слогам, проговаривает это слово. Если он справился с заданием, то слово «отдыхает» (не записываем его). Если возникли трудности, проводится звукобуквенный анализ слова, после чего оно записывается в тетрадь с обязательным проговариванием и ставится на контроль.

Для установления смысловой связи между словом и выделенной записью, определения орфограмм и произвольного запоминания слов использую рифмовки. Заметила, что в дальнейшем учащиеся пользуются рифмовкой как алгоритмом для запоминания орфограмм. Например, «Кап, кап, кап, – шепчет капуста. – Без дождя мне очень скучно!» (Капуста).

Систематическое проведение подобных игр и упражнений позволяет развивать память младших школьников, обогащать их речь новой лексикой, формировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.

Применяя на уроках русского языка различные формы, методы и приёмы, направленные на формирование орфографической зоркости у учащихся при изучении слов с непроверяемыми орфограммами, я заметила, что ошибок при написании слов стало гораздо меньше, речь стала богаче, заметно расширился словарный запас. Мне удалось пробудить у детей интерес к изучению не только словарных слов, но и русского языка в целом.

Данный подход полностью оправдывает себя и даёт неплохие результаты. Положительная динамика качества усвоения учебного материала наблюдается уже во 2 классе. Результаты словарного диктанта, написанного в конце учебного года, значительно улучшились в сравнении с результатами, полученными в начале года. Количество учащихся, выполнивших работу без ошибок, заметно увеличилось. В 3 классе в четвёртой четверти 63% учащихся написали контрольный словарный диктант на 10 баллов.

Используемые формы, методы и приёмы запоминания слов с непроверяемыми орфограммами активизировали мыслительную деятельность и память учащихся, позволили развить интерес к изучению учебного предмета. Ребята стали активно работать не только на уроках, но и участвовать в различных конкурсах и олимпиадах.

Выбранное направление работы считаю перспективным. В будущем планирую продолжить изготовление наглядных материалов, подбор и разработку дидактических игр и карточек с заданиями для работы со словами с непроверяемой орфограммой, добавив к этому ещё и электронные средства обучения.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Людмила ЛЕОНОВЕЦ,

учитель начальных классов Пограничной средней школы Каменецкого района.