Звуки-«человечки», рифмованные правила, лингвистические сказки…

26.11.2018
Как научить ребёнка грамотно писать? Каковы способы усвоения орфографии в начальной школе? Существуют ли резервы совершенствования орфографических навыков учащихся? Такие вопросы встают перед каждым учителем, стремящимся добиться орфографической грамотности у своих воспитанников. Исследования показывают, что у детей, пришедших в 5 класс, процент выделения орфограмм колеблется от 30% до 50%. Следовательно, в обучении русскому языку пропущен начальный этап, на котором бы учащиеся самостоятельно искали и выделяли орфограммы.

На уроках стараюсь решить главную задачу – научить видеть орфограмму, руководствоваться орфографическими правилами. И работу эту начинаю на ранних этапах. В период обучения грамоте нужно обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква. Изучение орфографии по фонематическому принципу позволяет находить орфограммы задолго до того, как ученики научатся разбирать слова по составу, получат сведения по грамматике и лексике.

Сначала учу детей слуховому вниманию, а затем зрительной зоркости. На помощь приходят звуки-«человечки». У гласных звуков – красные ботинки. У всегда твёрдых согласных – синие, а у мягких согласных звуков – зелёные. У звонких согласных звуков на голове шапочка в форме звоночка жёлтого цвета, а у глухих – чёрный цилиндр. Звуки-«человечки» улыбаются детям, придают уроку особую эмоциональную атмосферу. Работа с ними продолжается и во 2 классе. Звуки-«человечки» приходят парами: [б] – [п], [д] – [т]. Таким образом, начинается подготовительная работа по правописанию парных звонких и глухих согласных.

Большую работу провожу с учащимися по формированию правописания безударных гласных. В связи с тем, что ошибки на безударную гласную связаны не столько с незнанием правил, сколько с неумением практически разобраться в звуковом составе слова, на первых ступенях обучения стараюсь развивать внимание к слого-звуковой структуре слова, к соответствию (несоответствию) буквы звукам, развивать языковое чутьё и фонематический слух.

Заниматься звуковым анализом нужно ежедневно, независимо от количества читающих детей в классе. При звуковом анализе работа опирается на живую звучащую речь и развитие речи учащихся. Из речевого потока выделяются предложения и слова, а из слов путём их анализа выделяются звуки. В этом помогают упражнения «Звук заблудился», «Полсловечка за вами» и «Узнай звук».

Существует много вариантов игры «Звуковая эстафета». Вот один из них: учитель показывает букву, дети произносят соответствующие звуки. Ученик, сидящий за партой слева, произносит твёрдый согласный. Ученик, сидящий справа, – мягкий согласный.

Звуки-«человечки» участвуют в игре «Звук потерялся». Пришли к ребятам в гости звуки [ч] и [щ]. Какой звук потерялся? Звук [й], потому что эти звуки всегда мягкие.

Мои ученики очень любят выполнять задания со звуками-«человечками». Перед началом урока каждому ученику раздаётся опорная схема. Во время занятий даётся задание: к доске выходят те дети, у которых звонкие непарные согласные. Проводится игра «Найди пару»: учащиеся находят пару по звонкости-глухости. Поскольку каждый раз учащемуся попадает новый звук, это позволяет всем детям поучаствовать в игре. Развитый речевой слух ведёт к развитию речевой интуиции, того, о чём в обиходе говорят: «Правил не знает, а пишет грамотно». От уровня развития речевого слуха во многом зависит усвоение орфографии. Следовательно, обучение звуковому анализу можно рассматривать как предпосылку формирования орфографических навыков у младших школьников.

В орфографическом действии выделяют 2 ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограмм) и её решение (выбор письменного знака). На уроках учащиеся определяют «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составляют алгоритм задачи. Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму помогает один из приёмов мнемотехники – схемы-опоры. Мнемонические приёмы привносят в урок элемент неожиданности и новизны, что способствует более яркому представлению, более осознанному пониманию и более прочному запоминанию учебного материала. «Кто интересуется предметом, у того открыты глаза и уши», – говорил один из немецких педагогов. Мнемотехника помогает «открывать» ребятам «глаза» и «уши». Эффективность приёма обеспечивается применением таких схем, как «Много – один», «Один – много» (дом – дома, лица – лицо), «Скажи ласково» (ковёр – коврик).

Обнаружению и сбору орфограмм способствует приём обозначения номера орфограммы. У каждого учащегося есть памятка, в которой каждая орфограмма идёт под определённым номером. Например, подчёркиваются жи – ши, ча – ща и сверху пишется цифра 10. Очень часто для нахождения орфограмм использую тексты из литературного чтения. Это можно проводить в устной или письменной форме. В устной форме провожу на уроках литературного чтения.

Каждый учитель знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения и как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь. К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, он их усвоит на лету». Таким образом, метод ярких ассоциаций позволяет осуществлять образное изложение материа­ла, активизировать воображение учащихся, способствует развитию познавательного интереса. Запоминание слова с непроверяемой орфограммой на основе подбора ярких образов позволяет быстрее и без перегрузки добиться более высоких показателей.

Не менее действенными и интересными мнемоническими приёмами являются рифмование правил и кластеры (кодирование правила в опору), которые заставляют активно работать зрительную, слуховую и моторную память ученика. Правила в стихах проще и легче усваиваются младшими школьниками, быстрее воспроизводятся при необходимости их применения. Краткость, лаконичность, выразительность и доступность – главные критерии стихов.

Кластеры не даются в готовом виде, а заполняются в соответствии с ответами учащихся или по ходу их ответов. Например, одновременно с проговариванием вывода составляется кластер по проверке безударных гласных (переход от наглядно-образного мышления к абстрактному).

Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что в процессе игры дети легче усваивают знания. Упражнения, используемые на уроке, отбираю с учётом структуры орфографической зоркости. Игровые моменты хорошо привлекают внимание к орфограмме: «Найди домик», «Знаю – сомневаюсь», «Зажги фонарик», «Найди лишнее», «Молчанка», «Четвёртый лишний», «Не зевай». Учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать и тренироваться. Игра ставит ребёнка в условия поиска.

Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, что позволяет осуществлять индивидуальный подход, обеспечивает участие в работе учащихся с разным уровнем знаний. Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Для освоения понятия, темы используется урок-путешествие в Страну Грамматики, путешествие по городу Грамотности, путешествие по станциям «Проверяй-ка», «Узнавай-ка» и «Наблюдай-ка».

Лингвистические сказки, загадки и ребусы также помогают повысить грамотность и развить интерес к предмету. Использую на уроке «орфографическую» корзину, в которую дети собирают орфограммы.

Мотивации орфографического действия способствуют анализ задания и текста упражнения, взаимоконтроль в процессе его выполнения, использование сигнальных карточек. Отработка способов обнаружения орфограмм осуществляется в ходе проведения разных видов диктантов: зрительно-слухового, объяснительного, взаимодиктанта, словарного и зрительного.

Постоянный контроль усвоенного материала – одно из условий развития орфографических навыков. Выходной контроль, использованный практически на каждом уроке, позволяет осуществить контроль усвоения нового материала. Для этого использую карточки, самостоятельную письменную работу, работу по вариантам, проверочный тест, взаимный диктант, диктант загадок, выборочное письмо. Такой контроль позволяет учителю вовремя организовать коррекционную работу.

Формирование орфографических навыков у младших школьников – процесс длительный и требующий от учителя тщательной подготовки, поэтому продумываю каждый этап урока, подбираю специальные упражнения, на основе которых будут приобретаться новые знания, формироваться орфографические умения, развиваться интеллект учащихся, их устная и письменная речь.

Елена СЛУЦКАЯ,

учитель начальных классов гимназии Иваново.