Развиваем познавательную активность младших школьников через краеведение

27.12.2018
Одна из актуальных проблем современной школы – отсутствие у учащихся желания учиться. Среди наиболее проблемных учебных предметов – русский язык, незнание которого снижает грамотность детей, порождает косноязычие, неумение правильно и логично выражать мысли.

Проанализировав свою работу за многие годы, я выделила одно из её направлений, которое всегда приносило радость познания и мне, и учащимся, и их родителям. Практика показала, что это направление делает уроки более увлекательными и интересными, открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности школьников, поиска, исследования и даже самостоятельного открытия. Это краеведение. С использованием краеведческого материала состоялись и надолго запомнились урок-деловая игра «Математика по-лунинецки», открытый информационный час «Мой город: вчера, сегодня, завтра», урок-проект «Заўсёды ў памяці народнай…», научно-исследовательская работа «Деньги в жизни лунинчан», встречи с местным краеведом И.А.Панасюком и др.

Активно использую краеведческий материал на уроках русского языка. Ценность и важность этого направления очевидна, особенно в рамках Года малой родины. По словам Президента Беларуси А.Г.Лукашенко, «она многолика. Для одних это родной город, улица в городе или небольшой дворик, деревня, где прошли лучшие детские годы, для других кусочек дикой природы, который радовал глаз и дарил чувство наполненности и покоя. А для тех, кто уехал искать счастье в другие страны, малой родиной стала Беларусь».

Как сделать уроки интересными и запоминающимися? Как научить младших школьников учиться с интересом? Нужно говорить с ними о том, что они знают, видят, чем живут. О необходимости изучать родной край, использовать местный материал в обучении и воспитании учащихся, приобщать их к серьёзным исследованиям писали К.Д.Ушинский, Д.С.Лихачёв, В.А.Сухомлинский и др.

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки», –справедливо отмечал академик Д.С.Лихачёв.

В.А.Сухомлинский писал, что «человеку нужна память, запечатлевшая жизнь многих поколений – память, простирающаяся в века. Только потому он и человек, что понимает и помнит, куда уходят корни дерева, на котором он вырос, и чем они питаются».

Использование краеведческого материала на различных этапах урока русского языка вызывает у школьников поначалу удивление, в процессе дальнейшей работы – радость открытия, а в конечном итоге даёт прочные знания и любовь к малой родине.

Последовательность работы с краеведческим материалом отражена в таблице. 

Урок русского языка – это плодотворное поле деятельности, на котором учитель может смело сочетать программный и краеведческий материал, не отступая от основной темы урока.

«Введение в краеведение» – так называю одно из направлений работы по предмету в 1 классе. Практикую комбинированные уроки обучения грамоте, что позволяет уже в 1 классе давать учащимся элементарные знания о своём родном крае. Часто при знакомстве с новыми звуками и буквами использую приём «Предметный ряд» – набор предметных картинок, одна из которых обязательно имеет отношение к нашему краю.

Учащиеся называют изображённые предметы, выделяют изучаемый звук, дают ему характеристику, находят место буквы в слове. Работа с предметной картинкой – особенностью нашего края – способствует актуализации имеющихся знаний и получению новых, развитию речи учащихся. При изучении темы «Большая буква в словах» они используют информацию о городе, в котором мы живём; об улице, на которой расположен их дом, школа; о знаменитых земляках.

Развить орфографическую зоркость и достичь орфографической грамотности учащихся помогают орфографические разминки. Оригинальные, нешаблонные вопросы и задания орфографических минуток с использованием краеведческого материала не только пробуждают интерес и стимулируют мысль учащихся, но и являются также существенным условием сохранения материала в памяти.

Орфографическая разминка «Лунинецкий вальс»

Мой город в цв..тущих с..дах,

Мой город с мечтою в гл..зах,

Мой город такой кр..соты,

Что мне ул..баешься ты.

Как много здесь добрых с..рдец!

Мой город р..дной Лунинец!

Возможные задания:

  1. Определить вид орфограммы.
  2. Вставить пропущенные буквы, доказать свой выбор.
  3. Найти словарные слова.
  4. Какие виды орфограмм ещё встречаются?
  5. Проблемный вопрос: «Откуда эти строки?»

Поэтапная краеведческая цепочка: песня-гимн «Лунинецкий вальс» найти, прослушать целиком, выучить наизусть – составить свою орфографическую разминку или придумать танцевальные движения с целью использования в дальнейшем как музыкальной физкультминутки.

Самая универсальная часть урока русского языка – это минутки чистописания. На них наряду с совершенствованием графических навыков осуществляю орфографическую, фонетическую и словообразовательную работу, углубляя знания не только по изучаемым темам русского языка, но и обогащая словарный запас учащихся, развивая их устную и письменную речь. Интересны и полезны тематические минутки каллиграфии, включающие письмо с рисунком и содержащие краеведческий материал.

Минутка чистописания «На рыбалке»

_________________________________________

Хищные щуки, колючие ерши, усатые сомы.

Припять – одна из самых рыбных рек Беларуси.

1 строка. Сегодня мы отправляемся на рыбалку. Выделите первый звук в слове «рыбалка». Охарактеризуйте его. Что главное на рыбалке? Улов (рыба). Письмо с рисунком.

2 строка. Поймайте словосочетания им.прил. + им.сущ. (выборочный диктант). Окуни, лещи, хищные щуки, сазаны, колючие ерши, лини, плотва, усатые сомы, язи, караси – всего 37 видов рыб водится в Припяти (работа со словосочетаниями).

3 строка. Так, где мы рыбачили? (работа с предложением). Что вам известно об этой реке? В честь реки в нашем городе названы улица Припятская, ресторан «Припять».

«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка», писал известный учёный-методист А.В.Текучев. Сделать процесс изучения словарных слов интересным и познавательным, снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта, помочь прочному и успешному запоминанию слов помогают разработанные мною или составленные учащимися задания с использованием игровых приёмов. Например, игровое упражнение «Бабушкин огород» способствует закреплению изученных слов помидор, морковь, картофель, огурец (запись по «фотографии» словарных слов или по загадкам) и введению нового словарного слова салат; «словарная цепочка» магазин – сахар – яблоко – ягода – пирог способствует развитию речи учащихся (составить небольшой последовательный рассказ); «рекламный слоган» учит лаконично выражать мысль: «Быть здоровым так легко! Пейте наше (лунинецкое) молоко!»

Поэтапная краеведческая цепочка: ОАО «Лунинецкий молочный завод» – экскурсия на предприятие, организованная родителями-работниками ОАО «ЛМЗ» – сочинение «Молочная капелька», составление словарных цепочек и др.

Краеведческий материал удобен для анализа и полезен при записи различного рода примеров. На его основе очень часто знакомлю учащихся с новой темой.

Фрагмент урока русского языка во 2 классе

(изучение темы «Алфавит. Расположение слов в алфавитном порядке»)

- Прочитайте слова: Лунин, Богдановка, Язвинки, Вичин, Лахва, Ситница, Дворец.

- Как вы думаете, почему они записаны с большой буквы? (Это названия некоторых деревень Лунинецкого района)

- Знакомы ли вам эти названия? Где вы с ними встречались? (обсуждение)

- Назовите буквы в начале каждого слова.

- Можно ли сказать, что слова стоят в алфавитном порядке? Почему?

- Давайте запишем слова в том порядке, в котором они расположились бы в словаре. Какое слово запишем первым? (Богдановка)

- Почему оно будет первым? (Нет слов на букву А)

- Какое слово будем писать дальше? (Вичин)

- Найдите следующее слово. (Дворец)

- Какое слово запишем дальше? (возникает проблема: Лунин или Лахва)

- Как поступить в данной ситуации? Ваши предложения. (Нужно смотреть на вторую букву)

- Давайте проверим ваши предположения. (Читаем часть правила)

- Молодцы. Ваша догадка была верной. Значит следующим словом будет… (Лахва)

- А за ним запишем… (Лунин)

- У нас осталось всего два названия. Легко догадаться, какое слово нужно записать сейчас? (Ситница; я – последняя буква в алфавите)

- Запишите последнее слово. (Язвинки)

- Прочитайте полученный ряд слов. (Богдановка, Вичин, Дворец, Лахва, Лунин, Ситница, Язвинки)

- В каком порядке мы их расположили? (В алфавитном)

- У каждого названия есть своя история. Слово «дворец», например, означает небольшой двор, огороженный участок земли. Поинтересуйтесь у бабушек и дедушек, которые живут в деревнях нашего района, откуда у их населённых пунктов такие названия?

Физкультминутки тоже можно связать с краеведческой темой. Такие физкультминутки доставляют детям огромное удовольствие и помогают лучше запомнить сведения о своём городе:

Мы по городу гуляем (идут на месте),

Всё вокруг мы замечаем (останавливаются, делают руку «козырь­ком»).

Вот улицы широкие (разводят руки широко в стороны),

А вот дома высокие (встают на носочки, поднимают руки вверх).

Если дальше мы пойдём (шаги на месте),

То на площадь попадём (руки на поясе, повороты туловища влево и вправо).

Почта здесь у нас стоит –

Нам о многом говорит (наклоны вперед и назад).

Рядом с почтою – музей,

Пригласим туда гостей (ладошками делают жест «приглаше­ние»).

В нашем городе любимом (сгибают и разгибают ладони)

Есть кафе и магазины,

Школы, садики, аптеки (по очереди загибают пальцы двух рук),

Заводы и библиотеки.

Город Лунинец зовётся (дети приседают).

Хорошо нам в нём живётся (встают и показывают большие пальцы рук, поднятые вверх).

Тексты из циклов «7 чудес Лунинетчины», «Природные жемчужины Лунинетчины», «Их имена помнит наш край» и других настолько универсальны, что их можно использовать на различных этапах урока, в частности при закреплении изученного материала.

Тексты из цикла «7 чудес Лунинетчины»

  • Свято-Крестовоздвиженская церковь в Лунинце построена из редкого для этих мест красного кирпича и выглядит, как и 100 лет назад. Секрет удивительной стойкости в необычном растворе для кладки. По древнему рецепту его замешивали на куриных яйцах без воды. Есть ещё одна странность. На куполах храма в нижней части крестов видны морские якоря. Считают, что руку к возведению храма приложил сам святой праведный Иоанн Кронштадтский.
  • Уникальный памятник природы – озеро Белое. Среди дремучего леса раскинулось хрустальное озеро с кристально чистой водой. А на нём целые островки редчайшей красоты цветов – лобелии Дортмана, занесённой в Красные книги Беларуси и России.
  • Город Лунинец – неофициальная клубничная столица страны. Огромные клубничные плантации стали появляться здесь в середине прошлого века. В сезон «красное золото» отсюда увозят тоннами. Центр производства – деревня Дворец. В конце сезона проводят грандиозный фестиваль клубники.
  • История лунинецкого мотобола берёт начало в 1967 году. Многочисленные победы в чемпионатах Беларуси, на турнирах международного уровня принесли заслуженную славу команде. О Лунинце узнали далеко за пределами Беларуси. А для местных болельщиков мотобол был самым любимым и массово посещаемым видом спорта. За историю клуба было четыре команды: «Ракета», «Нива», «Юна» и «Лунинец». 
  • Сегодня Лунинец – крупный железнодорожный узел. На привокзальной площади установлен памятный знак – модель паровоза XIX века в знак признания той роли, которую Полесские железные дороги сыграли в судьбе Лунинца и лунинчан.
  • Лунинецкий край славится своими людьми. Этнографы выделяют полешуков в отдельную народность со своей самобытной культурой и языком.

Народ твой хлебосольный пред гостями,

Всё, чем богаты, гостю отдаём.

Все знают: в Лунинце век не углами,

А пирогами красен каждый дом.

Тексты из цикла «Природные жемчужины Лунинетчины»

  • Лунинетчина – древний полесский край, где среди вековых лесов и необозримых болот несут свои воды к широкой Припяти Бобрик, Цна, Смердь, Лань, Случь и Волхва. Вьётся серая лента шоссе, прорезая болотистые низины, устланные полотнами туманов, росные луга в белых хлопьях пушицы и жёлтых брызгах лютиков, могучие хвойные боры и весёлые березняки.
  • Всемирную известность Полесью принесла его первозданная природа: нетронутые поймы рек, изрезанные причудливым узором водных лабиринтов, заливные дубравы и леса, где весной под сенью стоящих в воде деревьев на свет появляются крошечные мальки, и роскошные луга, которые служат мольбертом самой природе, в порыве вдохновения покрывающей их изысканным рисунком цветов и трав.
  • Главная река Полесья – Припять, извиваясь по югу Лунинетчины, будто нанизывает на свою серебристую нить одну за другой бесценные природные жемчужины, которые объединены в Республиканский ландшафтный заказник «Средняя Припять». Могучие дубы-великаны, старые корявые вербы и высокие ольхи с голыми стволами и кривыми ветвями, которые растут здесь в окружении непроходимых зарослей кустарников, – идеальное место для птичьих колоний. Здесь сотни гнёзд и тысячи птиц.
  • Озеро Белое, подобно хрустальной чаше с водой, обрамлённой золотой полоской песка и могучими вечнозелёными соснами. Его нередко сравнивают со знаменитым озером Свитязь. Эти природные жемчужины роднит редчайшее растение лобелия Дортмана и полушник озёрный, которые произрастают только здесь.
  • Заказник «Лунинский» – настоящая лесная аптека, где встречается 202 вида лекарственных растений. В глубине лесов Лунинского заказника расцветает полесская орхидея – Венерин башмачок. Нижний жёлтый лепесток имеет характерную форму, которая роднит его с изящной туфелькой.

Тексты из цикла «Их имена помнит наш край»

  • Историк Татищев, император Николай II, прославленный лётчик Иван Кожедуб, авиаконструктор Павел Сухой, академик Ефим Карский, художник Михаил Кулеша, поэты и писатели Александр Блок, Якуб Колас, Алексей Толстой, Андрей Макаёнок, Янка Брыль, Максим Танк – знаменитые люди, посещавшие Лунинетчину. Их имена увековечены на мемориальных досках, в названиях улиц города, в памятниках и скульптурах.
  • Якуб Колас, вновь приехавший на Лунинетчину в 1947 году, обращаясь к учащимся говорил: «Мне радостно смотреть на подрастающее поколение. Вы, пионеры и школьники, наше будущее. Любите Родину, живите ради неё, прославляйте родную сторонку старательной учёбой – сейчас, а потом – не менее старательным трудом».

Эффективна игра «Я – корректировщик», направленная на развитие внимания и орфографической грамотности. Например: «Карьер крупнейшэго в Европе предприятия по добыче камня «Гранит» есть в микашевичах. Большёй каньон глубиной 140 метров. Пейзаш касмический – нагромождение камней всех мыслимых и немыслимых размеров и оттенков, острые скалы и горные вадапады. А по дарогам передвигаются гигантские БелАЗы, которые с высаты обзорной площядки напоминают децкие игрушки».

Можно проводить работу с одним и тем же краеведческим текстом в разных классах, усложняя лишь задания. Например: «Порой полесские болота, покрытые тростником и камышом, похожи на зарастающие озёра. Потрясающе красивы бархатные ковры болотных мхов и рубиновые россыпи клюквы. Сохранились и болотные топи, похожие на пугающий неземной пейзаж: марево туманов за которыми ни кустика, ни деревца, им не за что ухватиться на злой трясине».

Во 2 классе можно определить тему текста; подчеркнуть буквы, указывающие на мягкость предшествующего согласного; найти слова с шипящими согласными; найти как можно больше слов, обозначающих признаки предметов и др. В 3 классе определить тип текста; поработать с толковым словарём и объяснить значения слов марево, топь; найти и подчеркнуть предлоги; выписать из второго предложения словосочетания им. сущ. + им. сущ. и др. В 4 классе найти однородные члены в первом предложении; определить падеж подчёркнутых существительных; просклонять словосочетание неземной пейзаж; найти глаголы в неопределённой форме и др.

Вызывают интерес у учащихся домашние задания творческого характера на материале краеведения. К выполнению таких заданий подключаются родители. Взаимодействие детей с родителями при выполнении краеведческих исследований укрепляет семейные связи, улучшает отношения между поколениями, изменяет статус юного исследователя среди одноклассников. Например: упражнение «Лунинецкий алфавит» (а – арена «Олимп», б – бассейн «Дельфин» и т.д.) при изучении темы «Алфавит»; упражнение «Музыкальные названия» (улица Доватора, агрогородок Редигерово, танцевальный коллектив «Мириданс» и т.д.) при изучении темы «Большая буква в словах» и др. Примером творческого домашнего задания могут быть загадки, которые учащиеся с удовольствием составляют о достопримечательностях нашего города и района, речевые разминки в рисунках, позволяющие детям соревноваться между собой: кто больше вопросов сочинит о предмете или объекте.

Тексты краеведческой направленности использую при проведении списываний, диктантов, сочинений.

С маленьких открытий, сделанных в начальной школе, начинается в последующем настоящая научная работа по исследованию родного края. Познавательный интерес, сформированный в начальной школе, даёт толчок для дальнейшего творческого развития учащихся. Перейдя в 5 класс, многие из них стали участниками объединения по интересам «Моя Лунинетчина», победителями школьных и районных олимпиад по истории Беларуси. Таким образом наблюдается преемственность между начальной школой и средним звеном.

Опыт работы и анализ её результатов позволяют с уверенностью говорить о её целесообразности. Как учитель-практик вижу, что целенаправленное и систематическое использование краеведческого материала на уроках русского языка помогает учащимся эффективнее усваивать программный материал, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы школьников, приобщает к творческой и исследовательской деятельности, формирует практические и общеучебные умения, помогает осознать гражданский долг и полюбить родной край.

Работу по использованию краеведческого материала на уроках русского языка буду продолжать и в дальнейшем. Планирую систематизировать наработанный материал и создать электронное пособие для начальной школы «Русский язык с элементами краеведения». Больше внимания хочу уделить консультативно-разъяснительной работе с родителями, которые являются активными участниками образовательного процесса.

Людмила ПТАШЕЦ,

учитель начальных классов средней школы № 2 Лунинца.