Развиваем креативные способности младших школьников

27.12.2018
Сочетание учебной и творческой деятельности позволяет развивать индивидуальные задатки учащихся, их познавательную активность и способность к самостоятельному решению нестандартных задач. Развитие креативных качеств младших школьников – процесс длительный. Для его эффективности необходимы условия, при которых каждый учащийся может овладеть личным опытом творческой деятельности, основанном на знаниях, добытых и усвоенных самостоятельно.

Творчество вызывает у детей эмоциональное отношение к заданиям. Толчком к эмоциям является мотивация. Ещё Сократ говорил, что «удивление – есть начало всякой мудрости». Встречи с удивительными предметами и разгадывание способов их создания позволяют обеспечить интерес и продуктивность в поисковой деятельности младших школьников.

Одним из важнейших элементов современного креативного урока является творческая деятельность учащихся с системой натуральных объектов – головоломок, где всегда реализована остроумная изобретательская идея. Головоломки представляют для школьника проблему, решение которой требует нетрадиционного поворота мысли. Система головоломок – новое дидактическое средство в системе креативного образования. Главная его функция – развитие творческого мышления, смекалки, преодоление стереотипов мышления. Кроме того, данная система пробуждает у детей наблюдательность, любознательность и интерес к исследовательской деятельности. В решении головоломок удовлетворяется извечная потребность в игре, которая превращается в своеобразную подготовку к творческой деятельности, обеспечивая развитие креативных качеств младших школьников.

Не менее важным является и способность головоломок к пробуждению интереса к изучаемому материалу. Школьникам очень нравятся головоломки со спичками: «Как изображённую крышу повернуть в другую сторону, переложив только одну спичку?», «Как из двух треугольников, сложенных из девяти спичек, сложить пять одинаковых треугольников? Количество спичек менять нельзя. Разрешается переложить только три спички».

Головоломки можно применять на уроках чтения, русского языка и математики: «Допишите линии букв русского алфавита и узнайте, что написано», «Выберите из буквенных знаков буквы русского алфавита и прочитайте загадку».

Хорошим средством повышения продуктивности мышления являются интеллектуальные разминки, позволяющие повысить мотивацию учащихся и включить их в творческую деятельность на уроке. Интеллектуальная разминка содержит творческие задания, требующие не специальных знаний, а лишь размышлений, смекалки и самостоятельных решений.

Разминку можно провести в начале занятий, предложив детям вопросы, на которые они должны ответить очень быстро. Например: «Сколько раз надо отмерить, чтобы один раз отрезать?», «Растянулась, как гармошка, чудо-печка под окошком», «Сколько ножек достаточно стулу, чтобы он не качался?», «У какого растения вместо листьев колючки?» и т.д.

Для развития слуховой памяти можно использовать задание с медленным чтением слов пальто, картина, дверь, брюки, огурец, носки, стена, свитер, кошка, варежки. После их прочтения дети отвечают на вопросы: «Сколько слов прозвучало?», «Запишите второе слово», «Какие слова начинались с гласной?», «Названия каких предметов употреблены во множественном числе?», «Сколько предметов одежды и какие из них упоминались?».

Очень нравятся детям логически-поисковые задачи, в которых перемежаются задания из области математики и русского языка, чтения и музыки. Такое чередование заданий способствует гибкости мышления, заставляет находить оригинальные способы выхода из затруднительных ситуаций. Например: «Закончите крылатые выражения, встречающиеся в сказках: «Поди туда – не знаю куда, …», «Скоро сказка сказывается, …», «Я там был, мёд-пиво пил, …», «Жили-были …» и др. Или: «Катя – сестра Вовы. Оля – подруга Кати. Ваня – брат Оли. Миша – брат Вани. Кто брат Кати? Выбери правильный ответ: Вова, Ваня, Миша, Серёжа, Игорь, Олег».

Огромную роль в развитии креативного мышления играют нестандартные задачи: «На сковороде помещается два кусочка хлеба. На поджаривание кусочка с одной стороны требуется одна минута. Как поджарить за три минуты три кусочка хлеба с обеих сторон?», «Сколько лет сиднем просидел на печи Илья Муромец? Известно, что если бы он просидел ещё два раза по столько, то его возраст составил бы наибольшее двузначное число», «Барон Мюнхгаузен пересчитал число волшебных волос в бороде старика Хоттабыча. Оно оказалось равным сумме наименьшего трёхзначного числа и наибольшего двузначного. Что это за число?».

В результате многократных изменяющихся и усложняющихся упражнений ум ребёнка становится острее, а сам он – находчивее и сообразительнее. У детей меняется подход к решению задач, он становится более гибким, особенно развивается навык по решению задач на комбинированные действия. Рассуждения учащихся становятся последовательными, доказательными и логичными, а речь – чёткой, убедительной и аргументированной. Повышается интерес к предмету, формируется неординарность мышления, умение анализировать, сравнивать, обобщать и применять знания в нестандартных ситуациях. В творческом поиске лёгких побед не бывает, поэтому развивается упорство в достижении поставленных целей и, что очень ценно, навыки самоконтроля и самооценки.

Дети с удовольствием участвуют в КВН. Один из любимых конкурсов – составление своих сложных и зашифрованных слов: бельёглад, сумконос, швабромах, носкостир, задачереш, самостир, самочит, буквоправ.

Особое место в работе учителя по развитию речи и творческих способностей учащихся занимает сочинение, которое совершенствует письменную речь, увеличивает словарный запас, развивает детскую фантазию и воображение. Такой вид работы ещё труден для учащихся, но чрезвычайно полезен. Важно, чтобы в каждом, пусть даже слабом, сочинении, учитель сумел за стилистическими и грамматическими ошибками увидеть и отметить перед всем классом интересную мысль, новый подход к оценке того или иного явления.

Не нужно бояться вводить на уроках элементы занимательной фразеологии. То, что интересно, всегда легче запомнить. В исследовании фразеологизмов следует обратить внимание детей на значения целого сочетания и входящих в него слов, взятых отдельно, а также на употребление фразеологического оборота. Приведу пример фрагмента рассказа с использованием фразеологизмов, в который учащийся должен включить не менее 5 – 7 известных устойчивых сочетаний слов: «…Ура! Завтра у нас лыжный кросс! Ученик 4 «Б» класса Сергей Иванов бежит домой сломя голову. Серёжа чувствует себя на лыжах как рыба в воде и поэтому задирает нос. Он назубок знает, кто будет победителем кросса и заранее перемывает косточки своим соперникам, которых собирается разделать под орех. Как пить дать!..»

Дети очень любят изобразительное творчество, поэтому им можно предложить нарисовать фразеологические обороты, а одноклассники должны отгадать, что хотел сказать автор рисунка. Наиболее любимыми изображениями являются те, что созданы на основе широко известных устойчивых сочетаний слов: уши развесить, повесить нос, вешать лапшу на уши, сердце в пятки ушло, дело в шляпе, кот наплакал.

Можно ещё перечислить множество приёмов и форм, позволяющих развивать креативные способности учащихся. А сколько ещё можно открыть?! Ведь задача учителя начальных классов – вести урок так, чтобы удивлять ежедневно.

Главная цель педагога – научить детей мыслить. Они всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое. В творческой обстановке всегда рождаются новые идеи и замыслы, возникает атмосфера сотрудничества, которая, в свою очередь, рождает вкус к творчеству, делает его привлекательным для всех. Главное – вера в ребенка, уважение к нему, как к личности, и стремление помочь ему в достижении успеха.

Татьяна ГАЛУЗА,

учитель начальных классов гимназии Ганцевич.