В библиотеку – с удовольствием

27.12.2018
Методическая разработка урока внеклассного чтения по русской литературе (литературному чтению) во 2 классе «Итоговая тематическая проектная задача «Библиотека». Книги К.И.Чуковского. Авторские и народные сказки». Это последнее (пятое) учебное занятие программы по внеклассному чтению для 2 класса и итоговое (шестое) по разделу «Страна улыбки и смеха».
Учебное занятие построено с учётом возрастных и индивидуальных способностей учащихся. Организация и проведение урока с использованием КСО и проектных задач позволяет всем детям внести посильный вклад в достижение поставленных целей и задач, проявить свои способности и продемонстрировать свои знания, умения и навыки по предмету. При этом на учебном занятии учащиеся чувствуют себя спокойно, комфортно и уверенно.

Учащиеся предварительно делятся на две группы. Домашнее задание для них разное. Одни ребята читают русские народные сказки, другие – сказки К.И.Чуковского. Вместе с родителями ребята составляют краткое описание сказки и придумывают увлекательный вопрос о её содержании.

Важным элементом оценки и анализа работы является лист самооценки и взаимооценки, который ребята заполняют по результатам работы с учётом участия каждого члена группы в занятии.

Цели учебного занятия: обобщить и систематизировать знания учащихся об авторских и народных сказках; создать условия для оформления рекламного листа прочитанных книг; способствовать воспитанию культуры индивидуальной и коллективной учебной деятельности, уважения к работникам библиотек.

Задачи учебного занятия: формировать интерес к чтению художественных книг, обогащать словарный запаса учащихся; познакомить с историей возникновения профессии библиотекарь; формировать умение работать с источниками информации и презентовать результат работы; продолжить работу над взаимодействием детей в малой группе и формированием действий самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля и взаимооценки.

Технологии: решение проектной задачи, коллективные способы обучения.

Методы и приёмы: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, информационно-развивающие, работа с книгой, творческое задание.

Формы учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Учебно-методическое обеспечение: выставка прочитанных книг; памятка «Правила работы в группе»; карточки со словами «библиотека», «библиотекарь» и «картотека»; слайды мультимедийной презентации; толковый словарь русского языка; листок самооценки; два листа ватмана, клей-карандаш; конверты с надписями «Авторские сказки» и «Народные сказки» с заготовками иллюстраций к сказкам, названий книг и авторов, инструкции выполнения работы группой, пословицы о чтении.

Ход учебного занятия

I этап: постановка проектной задачи. Приветствие гостей. Эмоциональная настройка на урок.

Учитель: «Ребята, сегодня у нас на уроке гости (в классе присутствуют учитель 1 класса и школьный библиотекарь). Давайте с ними поздороваемся. Скажем «здравствуйте» глазами (дети моргают глазами), скажем «здравствуйте» руками (дети машут руками гостям и прикасаются ладонями друг с другом), скажем «здравствуйте» мы ртом – («Здравствуйте»), станет радостно кругом. Желаю вам успеха и как можно больше радостных моментов на уроке».

Учитель задаёт вопросы учащимся: «Ребята, вы любите читать книги?», «Какие книги вам нравится читать или слушать?», «А где можно взять книги?», «Легко ли выбрать книгу, если вы пришли в библиотеку в первый раз?»

Учитель: «Сегодня вам предстоит выполнить непростую, но очень интересную задачу. … (имя и отчество школьного библиотекаря) обратилась ко мне с просьбой создать рекламные листы книг, прочитанных учащимися нашего класса. Поэтому наш урок мы посвятим библиотеке».

II этап: решение проектной задачи.

Учитель: «Ребята, сможем ли мы помочь … ?», «Для того чтобы всё у нас получилось красиво, интересно и правильно, как мы должны работать?» (ответы детей: дружно, внимательно, аккуратно, помогать друг другу, не медлить и т.д.), «Как нам целесообразней работать: индивидуально, в парах или группах?» (в группах), «Почему?».

Девиз работы в группе дети говорят хором: «Один – это мало, один – это скучно. Вместе – нас много, вместе – интересно».

Учитель: «Давайте вспомним правила работы в группе».

Но доске вывешивается памятка.

Учитель: «Ребята, как вы считаете, почему … (имя и отчество библиотекаря) просит вас о помощи?», «Как вы думаете, кем и где она работает?», «А знаете ли вы, что такое библиотека? Кто такой библиотекарь? Что вам известно о профессии библиотекаря?»

Словарная работа. На доску вывешиваются карточки со словами «библиотека», «библиотекарь» и «картотека». Ответы детей: «Библиотека – это помещение, где собраны и хранятся книги. Библиотекарь – это работник библиотеки. Он выдает книги».

Показываются слайды: «Библиотека – книгохранилище, учреждение, имеющее целью собирание и хранение книг для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу», «Библиотекарь – это специалист, который в совершенстве владеет информацией и помогает в её поиске по требованию посетителей. А помогает ему в этом картотека», «Картотека – совокупность, набор карточек носителей информации, объединённых, систематизированных и размещённых в каком-либо порядке: по алфавиту, темам и т.д.».

Учитель: «Что вы знаете о профессии библиотекаря?», «Как вы считаете: это современная профессия или древняя?» (заслушиваются ответы)

Учитель: «Профессия библиотекаря является одной из самых древних. Возникла она у шумеров с появлением первых писцов. Они организовали каталоги табличек из глины, которые и стали первыми библиотеками. Появились они в 2500 году до нашей эры. С изобретением папируса профессия начинает стремительно развиваться, появляется больше возможностей для накопления информации.

Особое развитие письменность получила в Древнем Египте. К примеру, у фараона Рамзеса ІІ насчитывалось около 20000 папирусов. Люди, собирающие записи в те времена, звались писцами.

Впервые слово «библиотекарь» появилось в Древней Греции. Оно означало «собрание книг». Поначалу библиотеки имели частный характер и были у каждого философа. Библиотекарями трудились рабы. С основанием первой публичной библиотеки Писистрата всё изменилось. Должность библиотекаря становится почётной и уважаемой. На его плечи возлагались обязанности как книжные, так и абсолютно не связанные с письменными изданиями. Например, в Александрийском храме книг они работали смотрителями музея, экскурсоводами и библиотекарями одновременно. Затем появляется и исследовательский вид деятельности. Библиотекари описывали труды прошлого, спасая шедевры от исчезновения из памяти мира.

В эпоху Средневековья данная профессия, в отличие от большинства других, стремительно развивается. Только занимают её преимущественно монахи. Они не только хранят и классифицируют, но и переписывают церковные труды.

В эпоху Возрождения появляются сразу две крупные библиотеки (Ватиканская и имени Лоренцо Медичи), которые славились разнообразием и богатством ценных старинных рукописей.

В России данный вид деятельности появился значительно позже. В 1037 году писцы были собраны князем Ярославом Мудрым для перевода и переписи книг Древней Греции. С тех пор и началось развитие профессии. В наше время, с развитием технологий и появлением Интернета, библиотекари утратили свою популярность. Люди перешли на чтение электронных книг, а читальные залы опустели. Остались лишь крупные публичные библиотеки и аналогичные залы в учебных заведениях.

Сегодня в библиотеках мира находится около 130 миллионов наименований книг. Ежедневно каждый библиотекарь выполняет ряд обязанностей: общается с посетителями, выявляет их потребности, даёт рекомендации по литературе, осуществляет поиск необходимых книг и учебников, принимает новую литературу, вносит книги в картотеку и устанавливает их на полки, согласно каталогу, контролирует состояние книг, проводит необходимый ремонт литературных изданий, ведёт учёт оборота книг. Работа библиотекаря довольно рутинная и требует внимательности, ответственности и точности во всём.

Монолог учителя сопровождается показом соответствующих слайдов.

Учитель: «Ребята, а вы готовы помочь нашей библиотеке? К сегодняшнему уроку внеклассного чтения вы разделились на две группы, у каждой из которой было своё задание для чтения. Для слаженной и качественной работы предлагаю выбрать командиров групп (обсуждаются кандидатуры и выбираются командиры). Прошу командиров встать и рассказать, что должны были читать ребята дома? (одна группа читала русские народные сказки, вторая – сказки К.И.Чуковского). Что ещё с помощью родителей вы должны были сделать? (написать краткое содержание сказки, придумать увлекательный вопрос). Нам нужно оформить рекламные листы по прочитанным книгам. Как вы думаете, что должно быть размещено на рекламном листе? (название книги или сказки, картинки, кто написал).

Показываются слайды со словами «автор», «заголовок», «аннотация» и «иллюстрация».

Учитель: «Какое слово вам незнакомо? (аннотация). Где мы можем узнать значение этого слова? (в толковом словаре).

Каждая группа старается первой отыскать слово в словаре и прочитать его значение (аннотация – краткое содержание книги или другого издания, а также краткая характеристика издания: рукописи, статьи или книги). Учитель раскладывает иллюстрации к сказкам, названия книг и авторов, пословицы о чтении и инструкцию выполнения работы группой в два конверта «Авторские сказки» и «Народные сказки».

Учитель: «Чтобы не ошибиться в выборе конверта, давайте вспомним: «Какие сказки мы называем авторскими, а какие народными? (ответы учащихся).

Каждая группа получает конверт и начинает оформлять свой рекламный лист.

Учитель: «Прежде чем приступить к оформлению рекламного листа, внимательно прочитайте инструкцию выполнения работы группой».

III этап: этап синтеза. Рефлексия.

Учитель: «Прежде чем вы представите свои работы, прошу командиров оценить работу всей группы в листке самооценки и прокомментировать её (заполняются листки). А теперь представьте свои работы и сделайте рекламу прочитанных вами книг».

Каждая группа вывешивает свой рекламный лист на доске. Учащиеся по желанию выходят и рекламируют прочитанную книгу: зачитывают подготовленное дома описание прочитанной сказки и увлекательный вопрос к ней.

Учитель: «Вы увидели рекламные листы своих товарищей, послушали их рекламу, можете сравнить со своей работой. Оцените работу товарищей, обменявшись листами самооценки».

Учитель: «Как вы считаете, ребята, справились мы с поставленными задачами урока? Интересные ли у вас получились рекламные листы? (суждения детей). Давайте спросим у учителя 1 класса и библиотекаря, которые сегодня присутствуют на нашем уроке, захотят ли первоклассники читать книги после такой рекламы?» (выступают учитель и библиотекарь, которые дают оценку работы групп на уроке и фиксируют это в листке самооценки).

Инна КВАКУХО,

учитель начальных классов Ходосовской базовой школы Каменецкого района.