г.Брест, 30 марта 2017г.

ГОДУ НАУКИ – ПОСВЯЩАЕТСЯ!

30 марта 2017г. в ГУО «Брестский областной институт развития образования» проводился областной семинар руководителей районных, городских методических формирований директоров школ, руководителей инновационных проектов учреждений образования по теме: «Практика, проблемы, перспективы инновационной деятельности учреждений образования Брестской области». Заявленная тема семинара вызвала большой  интерес руководителей системы образования области: участниками семинара стали 74 руководителя и педагога учреждений образования.

Открывая семинар, проректор по научной работе ГУО «Брестский областной институт развития образования» Ковалевич Николай Иванович, подчеркнул актуальность темы областного семинара, проводимого в 2017г., который в Беларуси объявлен Годом науки.  Обратил внимание, что основная цель инновационной деятельности в учреждениях образования области  - способствовать повышению роли науки в выполнении задач социально-экономического развития страны, созданию благоприятных условий для сохранения научного потенциала, поддержке творчески мыслящих педагогов и учащихся. Отметил высокий уровень экспериментальных и инновационных проектов, рекомендованных Министерством образования РБ к широкому использованию в сфере образования, результаты которых  признаны наиболее успешными в 2016г. и будут представлены на семинаре.

Первый проректор ГУО «Брестский областной  институт  развития образования» Рачевский Станислав Григорьевич в своем выступлении проанализировал проблемы проектирования, которые могут возникать в ходе разработки инновационных проектов в учреждениях образования области. Подробно остановился на этапах планирования проекта, его выполнения и внедрения. Акцентировал внимание присутствующих на необходимости дифференциации проектов по тематике: какие направления работы учреждения образования следует называть инновационной деятельностью, т.е. речь идет о том, что необходимо более четко проводить разграничение  сфер деятельности УО. 

«Управление экспериментальной и инновационной деятельностью в учреждениях образования Брестской области» - тема выступления Адамчук Екатерины Давидовны,  начальника ОМО менеджмента качества ГУО «Брестский областной  институт  развития образования». Основные моменты выступления на семинаре представлены в следующих слайдах:

Панорама эффективных инновационных практик
 в системе образования Брестской области

ГУО «Киселевецкий  детский сад - средняя школа» Кобринского района в 2014-2016гг. реализовывал инновационный проект «Внедрение модели формирования познавательной активности учащихся 1 ступени общего среднего образования посредством использования проектных задач». На областном семинаре его представила директор Зинкевич Ирина Михайловна. Она рассказала о том, что актуальность и значимость инновации связана с решением основных задач УО по обеспечению обучения и воспитания в интересах личности, целенаправленного процесса организации и стимулирования учебной деятельности обучающихся.

Актуальность проекта и полученные в ходе реализации инновационного проекта результаты, доказывают необходимость его внедрения, так как забота о создании, поддержании и развитии интереса к предмету, к процессу познания – важнейшая задача, стоящая перед каждым учителем.

Внедрение модели формирования познавательной активности учащихся на I ступени общего среднего образования посредством использования проектных задач способствует:

-положительной динамике формирования учебной деятельности учащихся;

-развитию познавательного интереса школьников;

-формированию умений и навыков исследовательской и проектной деятельности;

-воспитанию самостоятельной творческой личности;

-использованию педагогами нового способа реализации предметного содержания, форм организации учебной деятельности и качественного оценивания учебных достижений учащихся с целью формирования у них познавательной активности:

Инновационный проект «Внедрение модели формирования языковой личности в условиях государственного двуязычия (2014-2016)», реализованный ГУО «СШ №7 г.Барановичи», презентовали Купцова Виктория Алексеевна, заместитель директора по учебной работе ГУО «Средняя школа №7 г.Барановичи» и Лукашевич Ирина Болеславовна, руководитель методического совета школы.

В своем выступлении они отметили, что языковая ситуация в Республике Беларусь определяется как культурно-этническое, многокомпонентное, близкородственное, демографически неравновесное и коммуникативно несбалансированное двуячие с равным юридическим статусом белорусского и русского языков. Русский язык выступает как язык информации, социализации, расширения сфер коммуникации, самореализации личности. Белорусский язык нередко реализует не столько коммуникативную, сколько культуросберегающую и цивилизационную функции. Поэтому актуальность данного проекта обусловлена необходимостью поиска новых эффективных методов и подходов к формированию языковой личности учащегося в условиях государственного двуязычия в Республике Беларусь, выдвижения конструктивных идей и их экспериментальной  проверки.

Комплекс проведенных мероприятий по реализации данного проекта позволяет сделать следующие выводы:

-в УО у учащихся целевых классов обеспечена устойчивая положительная мотивация и активное отношение обучаемых к процессу билингвального образования, развитию собственной речевой культуры;

-участие в проекте содействует положительной динамике развития интеллектуальной личности учащихся целевых классов, овладению умениями самоанализа, самооценки, языковедческой рефлексии при усвоении языкового учебного материала, сформированности социально-значимых черт личности на основе усвоения элементов белорусской и русской культуры;

-внедряемая организационно-управленческая модель формирования языковой личности в условиях государственного двуязычия позволяет осуществлять интеграцию содержания учебных предметов «Русский язык» и «Белорусский язык» на II ступени общего среднего образования и оперативно реагировать на текущие изменения; -  модель способствует популяризации белорусского языка, литературы, культуры, содействует развитию мотивации к билигвальному образованию всех учащихся учреждения, в том числе с привлечением родительской общественности к участию во внеурочных мероприятиях.

В 2013 – 2016 гг. четыре учреждения образования реализовывали инновационные проекты, связанные с «Внедрением технологии тьюторского сопровождения одаренных учащихся как способа построения индивидуальной образовательной траектории»:

а) ГУО «Молотковичская средняя школа» Пинского района - Избицкая Ольга Петровна, заместитель директора по учебной работе, представила концепцию и опыт реализации в ГУО технологии тьюторского сопровождения одаренных учащихся;

 б) Заместитель директора по учебной работе ГУО «Гимназия № 2 г.Бреста» Шимко Людмила Николаевна в своем выступлении о реализации проекта по данной теме  основное внимание уделила решению сопутствующей проблемы: «Перспективы развития образовательной среды гимназии через внедрение технологии тьюторского сопровождения одаренных учащихся».

В условиях внедрения технологии тьюторского сопровождения одаренных учащихся одним из приоритетных направлений работы педагогического коллектива гимназии стало выполнение задачи по совершенствованию образовательной среды учреждения образования.
В ходе реализации программы  в  образовательном пространстве гимназии было создано многообразие форм урочной и внеурочной деятельности. С целью расширения образовательного пространства и решения задачи по созданию условий для организации социальных практик учащихся развивается социальное партнерство гимназии с другими учреждениями образования. Таким образом, основными характеристиками гимназической образовательной среды являются избыточность, открытость и вариативность, что в полной мере соответствует инновационным задачам организации образовательного пространства.

в) Заместитель директора по учебной работе ГУО «Малоритская районная гимназия» Наумчик Николай Иванович обратил внимание коллег на то, какие изменения происходят в педагогическом коллективе, реализующем инновационный проект. Тема его выступления на областном семинаре: «Влияние инновационных процессов на личностно-профессиональное развитие педагогического коллектива (формирование педагогических компетенций тьюторского сопровождения). Н.И.Наумчик отметил, что важным критерием и показателем эффективности инновационной деятельности является результативность образовательного процесса: рост уровня профессионального мастерства педагогов и инновационной культуры администрации гимназии. Прежде всего, это процесс создания команды единомышленников, «зараженных» общим делом.

Тьюторское сопровождение одаренных учащихся с новой силой стимулировало процесс самообразования членов педагогического коллектива – т.е. тьюторов: идет процесс расширения диапазона изучения современных образовательных технологий учителями и тем самым углубление работы по развитию индивидуального стиля педагогической деятельности; процесс совершенствования коммуникативной культуры всех субъектов образовательного процесса.

г) Основная идея выступления на семинаре о результатах реализации инновационного проекта в ГУО «Гимназия №2 г.Барановичи» заместителя директора по учебной работе Мартыновой Елены Викторовны  и учителя русского языка и литературы Головко Алины Чеславовны  была  сфокусирована на том, что  тьюторское сопровождение одаренных учащихся выступает как фактор профессионального развития педагога, т.к.:

  1. В тьюторском сопровождении  педагога важна организация личностно-ориентированной, информационной, избыточной образовательной среды.
  2. Сопровождение ориентировано на программно-проектный продукт, то есть программу развития профессиональных компетенций педагога, представляющую собой модель, стратегию его дальнейшего развития и совершенствования.
  3. Сопровождающий и сопровождаемый осуществляют совместную деятельность.

Результатом тьюторского сопровождении профессионального развитии педагога могут считаться:

-сформированность профессиональной идентичности, освоение профессиональной роли;

-мотивация на освоение инновационных технологий, современных областей знания;

-готовность к самоопределению, постановке индивидуальных целей, разработке программ собственного профессионального развития.

Ценность тьюторского сопровождения состоит  в том, что сам педагог – обучающийся становится заказчиком собственного образования, сам проектирует содержание своего образования, несет за это ответственность, достигая того или иного уровня образованности. Реализация инновационного проекта  стала результатом работы сформированной команды единомышленников, что способствовало созданию благоприятного психологического климата и отношений в коллективе. Эти факторы повлияли на главную цель управленческой деятельности в образовании – перевод системы в новое качественное состояние.

 Тема инновационного проекта, реализованного ГУО «Гимназия
№4 г.Барановичи» – «Внедрение модели формирования гражданских компетенций участников образовательного процесса на основе системной организации урочной и внеурочной деятельности»

Заместитель директора по воспитательной работе Акулич Татьяна Вячеславовна в своем выступлении рассказала о том, что основная идея   проекта - создание необходимых условий, организация развивающей образовательной среды для формирования гражданских компетенций участников образовательного процесса через создание целостной эффективной системы гражданского образования в гимназии; определила основные виды деятельности ГУО по достижению целей проекта:

В реализации проекта важным компонентом выступает

-взаимодействие гимназии, семьи, органов управления образованием, органов власти, общественных объединений и организаций;

-развитие демократического уклада жизни и правового пространства гимназии;

-вовлечение обучающихся в социально и общественно значимую деятельность с учётом индивидуальных особенностей;

-педагогическая поддержка социальных инициатив обучающихся и как результат – осознание каждым учащимся гражданской ответственности как нормы общественного поведения.

Анализируя степень вовлеченности родителей учащихся в совместную деятельность по формированию гражданских компетенций,  педагогический коллектив  считает, что необходимо направлять усилия на поиск оптимальных путей повышения психолого-педагогической компетентности родителей и эффективных форм сотрудничества гимназии и родителей, создавать новые практики семейного воспитания на принципах гуманности, преемственности, природосообразности, учета возрастных и индивидуальных особенностей, уважения и сотрудничества.  

Директор ГУО «Жемчужнинская школа» Барановичского района Гордей Елена Георгиевна свое выступление о реализации проекта «Внедрение модели углубленной дифференциации обучения учащихся на II и III  ступенях общего среднего образования» начала со следующего философского изречения:

«Это невозможно!» – сказала Причина.

«Это безрассудство!» – заметил Опыт.

«Это бесполезно!» – отрезала Гордость.

«Попробуй..., – шепнула Мечта.

Действительно, пять лет назад, когда коллектив ГУО «Жемчужненская средняя школа» Барановичского района начал реализацию инновационного проекта об организации профильного обучения на ІІІ ступени общего среднего образования многим учреждениям образования республики можно было только мечтать. И сегодня мы с уверенностью можем сказать, что это – возможно, это – целесообразно, это – эффективно. 

В своем выступлении Е.Г.Гордей обосновала новизну и значимость инновационного проекта. Подчеркнула, что обучающимся были представлены широкие возможности развития их природных способностей, а также их образовательного и профессионального самоопределения через организацию изучения выбранных ими предметов на повышенном уровне на ІІІ ступени общего среднего образования.

Важным рефлексивным моментом выступления стал вопрос: «Каких результатов коллектив ГУО «Жемчужнинская школа»  хотел бы достичь в процессе экспериментальной деятельности?».  Ответ прозвучал такой:

-во-первых, это высокий коэффициент поступления учащихся, прошедших допрофильную педагогическую подготовку, в профильные классы; укомплектованность десятого педагогического класса и групп в соответствии с образовательными запросами обучающихся и их родителей, с учетом образовательного рейтинга выпускников;

-во-вторых, наличие у учащихся четких представлений о сущности педагогической профессии, возможностях, открывающихся в данной сфере деятельности, высокого уровня познавательной активности;

-в-третьих, высокий уровень коммуникативных, межличностных, организаторских умений и культуры самопознания учащихся.  Педагогический коллектив Жемчужнинской школы уверен, что в школы страны в ближайшем будущем, благодаря и нашим стараниям, придут компетентные, творческие и инициативные молодые педагоги, способные реализовывать стратегическую миссию сохранения и укрепления человеческого потенциала белорусской нации.

Присутствующих заинтересовало выступление  Манаковой Инны Васильевны, заместителя директора по учебной работе ГУО «Средняя школа №14 г.Бреста имени К.М.Фомина» о проекте «Внедрение модели экологического менеджмента учреждений общего среднего образования». С января 2014 года школа включилась в проект «Развитие системы экологического менеджмента в социальных и учебных учреждениях» Республиканского социально-экологического объединения «Живое партнерство». Школа является одним из 28 социальных и учреждений в РБ, где внедрена и успешно действует система экологического менеджмента. Целью данного  вида деятельности является формирование экологического сознания и экологической культуры учащихся, их родителей, сотрудников школы через создание в учреждении образования эколого-дружественного образовательного пространства при условии предотвращения загрязнения окружающей среды и постоянного улучшения ее состояния.  И.В.Манакова рассказала участникам семинара, как формировалась система экологического менеджмента, какие мероприятия проводятся, что уже сделано, какие планы на будущее.

Анкетирование по итогам семинара показало, что все участники  отметили актуальность обсуждаемых вопросов, хорошую организацию, высокую степень  практической направленности содержания и  соответствия форм и методов проведения мероприятия его содержанию.  Обработанные анкеты демонстрируют высокую степень удовлетворенности  проведенного семинара, говорят об его актуальности, эффективности, креативности, творческой подаче материала.  Общая оценка удовлетворенности составила 89,2% .

Участниками семинара высоко были оценены презентации результатов   инновационных проектов. По  итогам  письменного голосования своеобразной «Ярмарки инновационных проектов»  места распределились следующим образом:

I место:  ГУО «Гимназия №2 г.Бреста» «Перспективы развития образовательной среды  гимназии через внедрение технологии  тьюторского сопровождения одаренных учащихся»
(проект  «Внедрение технологии тьюторского сопровождения одаренных учащихся как способа построения индивидуальной образовательной траектории»);

 II место:  ГУО «Средняя школа №14 г.Бреста» - проект «Внедрение модели экологического менеджмента учреждений общего среднего образования»;

 III место: ГУО «Киселевецкий детский сад - средняя школа» Кобринского района – проект «Внедрение модели формирования познавательной активности учащихся I ступени общего среднего образования посредством использования проектных задач».

Государственное учреждение образования «Брестский областной институт развития образования» выражает благодарность всем участникам областного семинара, желает новых творческих успехов и достижении! Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество на ниве образования Брестчины!

Материалы для сайта БрОИРО подготовлены методистом УМЦ управленческой деятельности в образовании  Медиченко Л.Е.