Московский район, 27 октября 2016 г.

В работе семинара-практикума приняли участие 33 человека, среди них директора школ, руководители городских, районных методических формирований заместителей директоров школ по учебной работе  учебных заведений Брестской области.

Открывая  семинар–практикум,   методист УМЦ управленческой деятельности в образовании Медиченко Л.Е. отметила, что в педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. В этом контексте внутришкольное управление рассматривается  как целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата. 

 Сегодня в управлении школой на смену философии "воздействия" идет философия "взаимодействия", "сотрудничества", "рефлексивного управления".   Опыт  развития образовательного  пространства Московского района  г.Бреста  был представлен в выступлении ГРЕЧАНИК Оксаны Игоревна, заместителя начальника отдела образования, спорта и туризма  администрации Московского района г. Бреста.

Гречаник О.И.

  Объектом внутришкольного управления выступает сложная динамическая социальная система - общеобразовательная школа. Поэтому так важно иметь полное, четкое представление о сущности, принципах, содержании управления педагогическими системами. Директор ГУО «Средняя школа № 31 г. Бреста» (именно на базе этого учреждения образования проходил данный семинар)   КОЗЛОВСКАЯ Любовь Евгеньевна представила систему работы   школы   по изучению, анализу и оценке педагогической деятельности  в практике внутришкольного управления.

Сущность и содержание внутришкольного управления составляют частные случаи управления отдельными школьными подсистемами. Работа семинара – практикума была организована таким образом, чтобы как можно полнее представить панораму эффективного управленческого опыта, реализуемого в учреждениях образования Московского района г.Бреста.

 Одной из функций управления целостным педагогическим процессом является педагогический анализ.   В структуре управленческого цикла занимает особое место: с него начинается и им заканчи­вается любой управленческий цикл, состоящий из последовательно взаимосвязанных функций. В отличие от других функций, например планирования или организации, педагогический анализ внешне менее эффектен,   в то время как в действительности он требует максимума интеллектуального напряжения личности, сформированного аналитического мышле­ния, проявляющегося в умении обобщать, сравнивать, систематизировать, синтезировать педагогические факты и явления. Раскрытию данной темы посвятила свое  выступление «Роль экспертного совета в изучении результативности образовательного процесса» Никонюк Татьяна Алексеевна,  заместитель директора ГУО «Средняя школа № 19  г. Бреста». Основная цель работы экспертной группы – получить полную, всестороннюю информацию о состоянии учебной работы в учреждении образования и своевременно внести коррективы в ход образовательного процесса;  создать условия для развития субъектов и объектов образовательного процесса, вовлекать в управленческую деятельность  как можно большее количество людей, побуждать к самоанализу.

Никонюк Т.А.

Традиционно представление о внутришкольном управлении раскрывалось в таких характеристиках, как целенаправленное воздействие субъекта на объект управления; влияние управляющей системы на управляемую систему с целью перевода последней в качественно новое состояние; внедрение элементов научной организации и автоматизации педагогического труда. Сегодня управленцу в системе образования  не обойтись без освоения и  конструктивного использования современных  информационных технологий.   КУВАЛДИНА Анифа Бабаевна, заместитель директора ГУО «Средняя школа № 26 г. Бреста» поделилась опытом работы  по формированию системы педагогического мониторинга «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий».

Кувалдина А.Б. 

  Незнание истинного положения дел в педагогическом или ученическом коллективе создает трудности в установлении правильной системы взаимоотношений в процессе регулирования и корректировки педагогического процесса. При определении места и роли педагогического анализа не­обходимо учитывать тот факт, что управление педагогическим процессом осуществляется не прямо, а опосредованно, через учебно-воспитательные ситуации. НЕСТЕРУК Ирина Алексеевна, заместитель директора ГУО «Средняя школа № 10 г. Бреста» в своем выступлении «Изучение и анализ воспитательного потенциала школы
с целью повышения уровня социальной активности учащихся» познакомила с управленческим опытом организации занятости учащихся в 6-й школьный день.  Ирина Алексеевна рассказала, как максимально использовать возможности детских общественных объединений, чтобы повысить уровень социальной активности детей и молодежи. Главное в этом направлении – это реализация социально значимых проектов, а не организация «праздников и мероприятий».  Таких успешно реализованных социальных проектов (среди них и международные) в «копилке» эффективного управленческого опыта в СШ № 10 уже более 10.

Нестерук И.А.

Основноеназначение педагогического анализа как функции управления школой состоит  в изучении состояния и тенденций развития педагогического про­цесса;  в объективной оценке его результатов с последующей вы­работкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управ­ляемой системы. Эта функция — одна из наиболее трудоемких в структуре управленческого цикла, так как анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей, оценку роли и места ка­ждой части, сведение частей в единое целое, установление свя­зей системообразующих факторов.   Таким системообразующим фактором управленческой деятельности является  инновационная деятельность учреждений образования. 

Возникает законный вопрос: какое отношение имеет к внутришкольному контролю? Самое непосредственное:  реализация инновационных проектов   – отражение необходимости обновления и развития школьных систем управления, их адаптации к современным социально-общественным требованиям.   Реализация инновационных проектов – это средство совершенствования самой системы обучения; а использование новейших педагогических технологий влияет на эффективность внутришкольного контроля, анализа и оценки педагогической деятельности.

В своем выступлении «Внедрение   интенсивных методов и приемов работы в практике внутришкольного управления (из опыта реализации инновационного проекта)» заместитель директора ГУО «Гимназия № 2
г. Бреста» ВАСЬКО Марина Викторовна  говорила о влиянии опыта инновационной деятельности на эффективность реализации управленческих функций в практике внутришкольного управления. Опыт организации тьюторства, с одной стороны, повышает ответственность учителей предметников (тьюторов), с другой стороны влияет на самоанализ и самооценку участников инновационного проекта,  определение дальнейших задач учебно-познавательной деятельности учащихся (тьюторантов).

Васько М.В.

В практике внутришкольного управления основная задача функции мотивациив том, чтобы все участники образовательно-воспитательного процесса выполняли работу согласно делегированным им полномочиям, что способствует созданию условий для общения между участниками образовательного процесса,  формированию духа единой команды,    стимулированию активности учителей.  Как важна в этом контексте тактичная помощь руководителя,  его личный пример компетентности, активности, честности, справедливости.   Эту тему в своем выступлении  «Формы и методы оказания методической  помощи педагогам по результатам внутреннего контроля в практике работы методических объединений»  освещала ЧАПЧУК Елена Михайловна, заместитель директора  ГУО «Средняя  школа № 23 г. Бреста». Коллег заинтересовал методический опыт коллектива школы: мастер-классы по новым технологиям; издание методического бюллетеня «Знай наших!»; виртуальный методический кабинет и  др.

Чапчук Е.М.

 Объектами внутришкольного контроля являются  различные направления, среди которых не только учебный и воспитательный процесс, но и особое значение приобретает работа с педагогическими кадрами (исполнение нормативных документов и принятых решений; методическая работа; повышение квалификации; аттестация учителей; обеспечение благоприятного психологического климата и пр.).  Красной нитью выступления ИВАШОВОЙ Оксаны Евгеньевны, директора ГУО «УПК детский сад – начальная школа  № 9 г. Бреста» «Изучение, анализ и оценка  педагогической деятельности в ходе аттестации»  прозвучала мысль о том, что аттестация педагогических кадров это составная часть управления развитием  школы;  важный фактор личностно-профессионального развития педагогов в их профессиональной карьере.

Ивашова О.Е.

Эффективность внутришкольного контроля как фактора максимального использования потенциала каждого работника и коллектива школы будет снижена без  такого фактора как создание благоприятной психологической обстановки в практике внутришкольного управления.  Психологический  практикум   «Секреты эффективного педагогического менеджмента» с участниками семинара провели   педагоги – психологи  ГУО «Средняя школа № 23 г. Бреста» Лысова Наталья Ивановна, Болтенкова Инна Стефановна. 

педагоги-психологи

Участники семинара-практикума дали высокую оценку мероприятию. В своих отзывах и «Анкетах оценки удовлетворенности участника мероприятия» присутствующие  отметили   актуальность мероприятия и высокую степень соответствия содержания мероприятия заявленной теме, его практическую направленность и условия проведения.  Общая оценка удовлетворенности (на основе выставленных баллов) составила 9,4 балла.   
В анкетах участники мероприятия оставили такие записи: «Огромное спасибо  организаторам, выступающим, руководству ГУО «СШ № 31
г. Бреста» за качественную подготовку  семинара-практикума. Тема очень актуальна.  Общение с коллегами области разъясняет решение ряда вопросов. Успехов и удачи всем!»; «Семинар практико-ориентированный, представлен огромный опыт в данном направлении»;  «Всё отлично!» и др.

Со своей стороны, Брестскому областному институту развития образования хотелось бы высказать слова благодарности всем участникам и организаторам мероприятия.  Выразить особую благодарность за высокую  управленческую культуру и оказанное содействие в организации и проведении областного семинара-практикума радушной хозяйке мероприятия – КОЗЛОВСКОЙ Любови Евгеньевне, директору ГУО «Средняя школа № 31 г. Бреста», всему коллективу школы. Те слова, что были сказаны в адрес гостей, хотелось бы отнести и на Ваш счет: «Жадаем Вам станоўчых эмоцый, прыемных уражанняў, плённай працы, творчых знаходак!»