"Час Кода". Scratch-история: опыт мастера

04.12.2018
Я, Коховец Виктор Константинович, учитель информатики ГУО «Валищенскоя средняя школа» Пинского района. На данный момент мой Scratch стаж составляет немногим более двух лет. Казалось бы, это небольшой срок. Но он был очень плодотворным, богатым на события. Были успехи и неудачи, накоплен опыт, которым можно поделиться, сделать выводы. Но чтобы они не казались голословными, начать хочется с рассказа о том, как был приобретен мой опыт, почему считаю себя вправе делать выводы и заключения.

Я обычный учитель небольшой сельской школы с совершенно непримечательной судьбой. Окончил школу, затем педагогическое училище, отслужил в армии, поступил заочно в ВУЗ и вернулся работать в свою родную школу. Затем прошел переподготовку и в придачу к специальности учителя математики, стал еще и преподавателем информатики. Работа моя двигалась в обычном учительском русле: ученики, уроки, рабочие планы, тетради, успехи и неудачи.

Но немногим более двух лет назад моя жизнь несколько изменилась… В ней появился Scratch. Сейчас мне уже сложно представить свою работу без проектов, спрайтов и скриптов.

Знакомство со Scratch произошло едва ли не случайно. Перед началом 2016/2017 учебного года я решил организовать факультатив с учащимися 7 класса, с прицелом на участие с ними в будущем в республиканской олимпиаде по информатике. Получив согласие учеников и одобрение руководства школы, стал выбирать подходящую программу факультатива на Национальном образовательном портале ADU.BY, где обнаружил свежие изменения. В августе 2016 года появились программы новых факультативов по информатике, связанных с языком визуального программирования Scratch. О нем на тот момент я ничего даже не слышал.

Пройдя по ссылке из программы факультатива, я попал на сайт scratch.mit.edu. Попробовал создавать проекты, сделал несколько элементарных скриптов и понял – это мое. Scratch – это то, чего мне не хватало на протяжении нескольких последних лет. Scratch – это язык программирования, который интересен и понятен детям.

Выбрав программу факультатива «Основы алгоритмизации и программирования в визуальной среде программирования Scratch» для VII–VIII классов, мы приступили к работе. Я изучал возможности Scratch иногда методом проб и ошибок, а иногда опираясь на материалы сети Интернет. Затем изученное использовал на занятиях. Как всегда, в новом деле не обошлось без проблем и неудач. Большие сложности вызывали проблемы с оборудованием кабинета информатики, которое на тот момент серьезно устарело и не позволяло использовать онлайн версию среды программирования. Но детям материал понравился, они начали создавать свои первые проекты. А на уроках информатики стало заметно, что ученики, которые посещают факультатив, гораздо легче и прочнее усваивают новый материал. Особенно сильны были различия при изучении темы «Алгоритмизация». У скретчеров любые упражнения из учебника по этой теме не вызывали сложностей. Поэтому в 2017/2018 учебном году использование Scratch в своей работе было решено продолжить. Тем более, что в течении летних каникул произошли некоторые изменения, позволившие лучше организовать работу на занятиях: во-первых, в школу поступил новый современный компьютерный класс, который позволил познакомить детей с сообществом Scratch и преимуществами, которые нам дает использование онлайн версии среды программирования; во-вторых, перед началом учебного года ко мне пришло электронное письмо от уважаемого Александра Михайловича Мартинкевича, из которого я узнал о той работе, которая была проведена 2016/2017 учебном году в рамках совместного образовательного проекта Парка высоких технологий и Министерства образования Республики Беларусь «Программирование на языке Scratch».

Помимо этого, из письма я узнал о возможности пройти регистрацию на портале SCRATCH.BY и получить доступ ко всем методическим материалам портала. Ознакомившись с ними, понял, насколько большое подспорье в работе учителя подготовили участники проекта. Наверное, не ошибусь, если скажу, что для факультативов «Творческая деятельность в среде программирования Scratch» (2-4 классы) и «Создание компьютерных игр на языке визуального программирования Scratch» (5-6 классы) создан лучший у нас в стране набор дидактических материалов.

Обстоятельства сложились так, что в прошлом учебном году я смог вести занятия только в виде объединения по интересам. Разработал программу и начал работу с 12 учащимися 5-7 классов. Новый формат работы вызвал новые сложности, но они постепенно преодолевались.

Особенно большую помощь в этом мне оказал тренинг, организованный ПВТ на осенних каникулах 2017/2018 учебного года. Благодаря нашим тренерам Романчук Лидии Анатольевне и Лукашевич Людмиле Евгеньевне, я смог получить огромный заряд творческой энергии и желание развиваться. Это до сих пор движет меня вперед, не дает остановиться на достигнутом, требует новых знаний и новых успехов моих учеников

Одна из идей, возникших во время тренинга, вылилась в исследовательскую работу «Рекурсивные алгоритмы в визуальной среде программирования Scratch», с которой мой ученик, Середич Леонид, в 2017 году занял призовое место на районной научно-практической конференции, а в 2018 был первым.

В начале 2018 года я участвовал в открытом конкурсе для преподавателей «Scratch-мастер». Мне повезло выйти в финал и принять участие в образовательном хакатоне «Технология блокчейн и криптовалюты", где я узнал много нового и интересного. После этого мы с учениками готовили проекты для участия в республиканском конкурсе "Программирование в среде Scratch". Нам не удалось пройти в финал, но все-равно это был замечательный опыт совместной творческой работы и повод лучше поработать перед следующим конкурсом, который, как мы надеемся, пройдет в 2019 году.

В мае этого года Беларусь посетил Митчел Резник. Конференция, которая прошла с его участием в ПВТ, дала мне очень многое в плане понимания философии этого проекта, как открытой творческой платформы для креативного развития и обучения детей. Из выступлений учителей удалось почерпнуть немало подходов и идей, которые я сейчас стараюсь использовать в своей работе. Не без внимания аудитории оказалось и мое выступление о рекурсивных алгоритмах на языке Scratch.

Текущий год, в общем, оказался для меня богатым на доклады и выступления. Я рассказывал о Scratch на заседаниях творческой группы и учебно-методического объединения учителей информатики района, на семинаре заместителей начальников отделов по образованию Брестской области и на августовской конференции педагогических работников района. Нужно отметить, что, благодаря в том числе и моим усилиям, в этом учебном году Scratch изучают уже не в одной, а в пяти школах Пинского района.

В нашей школе сейчас работают два объединения по интересам, в которых ученики 2-4 и 5-7 классов имеют возможность начать свое путешествие в мире Scratch.

После многих лет работы со старшеклассниками, я решил попробовать свои силы и в начальных классах. Это было осознанное решение. Оно было обусловлено тем, что двухлетний опыт работы убедил меня, что знакомство со Scratch необходимо начинать как можно раньше: сразу после, а возможно и до того, как дети научаться читать.

Работая с младшими школьниками, я, как педагог, получаю огромное удовольствие, когда вижу любопытство в их глазах и желание узнавать все больше и больше из мира информатики. Именно в начальной школе дети получают наибольшую отдачу от знакомства с новыми технологиями. Они уже достаточно развиты для того, чтобы усвоить базовые алгоритмические структуры и найти им полезное применение с помощью Scratch.

В.К.Коховец,

учитель информатики ГУО «Валищенская средняя школа» Пинского района