"Час Кода". Scratch-история: опыт мастера
04.12.2018Я обычный учитель небольшой сельской школы с совершенно непримечательной судьбой. Окончил школу, затем педагогическое училище, отслужил в армии, поступил заочно в ВУЗ и вернулся работать в свою родную школу. Затем прошел переподготовку и в придачу к специальности учителя математики, стал еще и преподавателем информатики. Работа моя двигалась в обычном учительском русле: ученики, уроки, рабочие планы, тетради, успехи и неудачи.
Но немногим более двух лет назад моя жизнь несколько изменилась… В ней появился Scratch. Сейчас мне уже сложно представить свою работу без проектов, спрайтов и скриптов.
Знакомство со Scratch произошло едва ли не случайно. Перед началом 2016/2017 учебного года я решил организовать факультатив с учащимися 7 класса, с прицелом на участие с ними в будущем в республиканской олимпиаде по информатике. Получив согласие учеников и одобрение руководства школы, стал выбирать подходящую программу факультатива на Национальном образовательном портале ADU.BY, где обнаружил свежие изменения. В августе 2016 года появились программы новых факультативов по информатике, связанных с языком визуального программирования Scratch. О нем на тот момент я ничего даже не слышал.
Пройдя по ссылке из программы факультатива, я попал на сайт scratch.mit.edu. Попробовал создавать проекты, сделал несколько элементарных скриптов и понял – это мое. Scratch – это то, чего мне не хватало на протяжении нескольких последних лет. Scratch – это язык программирования, который интересен и понятен детям.
Выбрав программу факультатива «Основы алгоритмизации и программирования в визуальной среде программирования Scratch» для VII–VIII классов, мы приступили к работе. Я изучал возможности Scratch иногда методом проб и ошибок, а иногда опираясь на материалы сети Интернет. Затем изученное использовал на занятиях. Как всегда, в новом деле не обошлось без проблем и неудач. Большие сложности вызывали проблемы с оборудованием кабинета информатики, которое на тот момент серьезно устарело и не позволяло использовать онлайн версию среды программирования. Но детям материал понравился, они начали создавать свои первые проекты. А на уроках информатики стало заметно, что ученики, которые посещают факультатив, гораздо легче и прочнее усваивают новый материал. Особенно сильны были различия при изучении темы «Алгоритмизация». У скретчеров любые упражнения из учебника по этой теме не вызывали сложностей. Поэтому в 2017/2018 учебном году использование Scratch в своей работе было решено продолжить. Тем более, что в течении летних каникул произошли некоторые изменения, позволившие лучше организовать работу на занятиях: во-первых, в школу поступил новый современный компьютерный класс, который позволил познакомить детей с сообществом Scratch и преимуществами, которые нам дает использование онлайн версии среды программирования; во-вторых, перед началом учебного года ко мне пришло электронное письмо от уважаемого Александра Михайловича Мартинкевича, из которого я узнал о той работе, которая была проведена 2016/2017 учебном году в рамках совместного образовательного проекта Парка высоких технологий и Министерства образования Республики Беларусь «Программирование на языке Scratch».
Помимо этого, из письма я узнал о возможности пройти регистрацию на портале SCRATCH.BY и получить доступ ко всем методическим материалам портала. Ознакомившись с ними, понял, насколько большое подспорье в работе учителя подготовили участники проекта. Наверное, не ошибусь, если скажу, что для факультативов «Творческая деятельность в среде программирования Scratch» (2-4 классы) и «Создание компьютерных игр на языке визуального программирования Scratch» (5-6 классы) создан лучший у нас в стране набор дидактических материалов.
Обстоятельства сложились так, что в прошлом учебном году я смог вести занятия только в виде объединения по интересам. Разработал программу и начал работу с 12 учащимися 5-7 классов. Новый формат работы вызвал новые сложности, но они постепенно преодолевались.
Особенно большую помощь в этом мне оказал тренинг, организованный ПВТ на осенних каникулах 2017/2018 учебного года. Благодаря нашим тренерам Романчук Лидии Анатольевне и Лукашевич Людмиле Евгеньевне, я смог получить огромный заряд творческой энергии и желание развиваться. Это до сих пор движет меня вперед, не дает остановиться на достигнутом, требует новых знаний и новых успехов моих учеников
Одна из идей, возникших во время тренинга, вылилась в исследовательскую работу «Рекурсивные алгоритмы в визуальной среде программирования Scratch», с которой мой ученик, Середич Леонид, в 2017 году занял призовое место на районной научно-практической конференции, а в 2018 был первым.
В начале 2018 года я участвовал в открытом конкурсе для преподавателей «Scratch-мастер». Мне повезло выйти в финал и принять участие в образовательном хакатоне «Технология блокчейн и криптовалюты", где я узнал много нового и интересного. После этого мы с учениками готовили проекты для участия в республиканском конкурсе "Программирование в среде Scratch". Нам не удалось пройти в финал, но все-равно это был замечательный опыт совместной творческой работы и повод лучше поработать перед следующим конкурсом, который, как мы надеемся, пройдет в 2019 году.
В мае этого года Беларусь посетил Митчел Резник. Конференция, которая прошла с его участием в ПВТ, дала мне очень многое в плане понимания философии этого проекта, как открытой творческой платформы для креативного развития и обучения детей. Из выступлений учителей удалось почерпнуть немало подходов и идей, которые я сейчас стараюсь использовать в своей работе. Не без внимания аудитории оказалось и мое выступление о рекурсивных алгоритмах на языке Scratch.
Текущий год, в общем, оказался для меня богатым на доклады и выступления. Я рассказывал о Scratch на заседаниях творческой группы и учебно-методического объединения учителей информатики района, на семинаре заместителей начальников отделов по образованию Брестской области и на августовской конференции педагогических работников района. Нужно отметить, что, благодаря в том числе и моим усилиям, в этом учебном году Scratch изучают уже не в одной, а в пяти школах Пинского района.
В нашей школе сейчас работают два объединения по интересам, в которых ученики 2-4 и 5-7 классов имеют возможность начать свое путешествие в мире Scratch.
После многих лет работы со старшеклассниками, я решил попробовать свои силы и в начальных классах. Это было осознанное решение. Оно было обусловлено тем, что двухлетний опыт работы убедил меня, что знакомство со Scratch необходимо начинать как можно раньше: сразу после, а возможно и до того, как дети научаться читать.
Работая с младшими школьниками, я, как педагог, получаю огромное удовольствие, когда вижу любопытство в их глазах и желание узнавать все больше и больше из мира информатики. Именно в начальной школе дети получают наибольшую отдачу от знакомства с новыми технологиями. Они уже достаточно развиты для того, чтобы усвоить базовые алгоритмические структуры и найти им полезное применение с помощью Scratch.
В.К.Коховец,
учитель информатики ГУО «Валищенская средняя школа» Пинского района