Областной семинар-практикум

10.10.2016
«Реализация принципа государственно-общественного управления в современной школе» Пружанский район, 27 сентября 2016 г.

Открывая семинар–практикум, методист УМЦ управленческой деятельности в образовании Медиченко Л.Е. отметила, что одной из особенностей современной системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. В Кодексе "Об образовании" в качестве основных принципов государственной политики провозглашены демократический, государственно-общественный характер управления.

Выделяются следующие три основных взгляда на то, зачем, с какой целью вводится государственно-общественное управление образовательным учреждением:

- социально-политический, суть которого состоит в том, что участие общественности в управлении образованием необходимо в силу общих процессов демократизации общества;

- педагогический, где акцент делается на воспитании гражданских качеств, необходимых для жизни в демократическом обществе (гражданского самосознания, навыков социальной активности, понимания устройства общественного управления, мотивации и навыков принятия решений и т.д.);

- профессионально-управленческий, который заключается в том, что государственно-общественное управление необходимо для повышения эффективности управления современной системой образования, признавая, что есть ряд задач управления, которые на данном этапе модернизации образования решить без привлечения общественности либо невозможно, либо трудно.

Сущность государственно-общественного управления в современном образовании предполагает согласованное взаимодействие между государством и обществом в решении различных вопросов образования, связанных с возможностью ответственно и результативно влиять на образовательную политику, принятие управленческих решений, участие в выполнении ресурсообеспечивающих функций, создании здоровой социальной среды для обучающихся (воспитанников).

В этой ситуации перед специалистами педагогического корпуса учреждений общего образования встает задача расширения масштаба взаимодействия с родителями, общественностью, поиска новых технологий коммуникации и партнерства, что, в свою очередь, востребует соответствующие компетенции.

В ходе работы областного семинара-практикума был рассмотрен ряд насущных вопросов в практике государственно-общественного управления современным учреждением образования:

СУПРИНОВИЧ Светлана Викторовна, заместитель начальника отдела образования, спорта и туризма Пружанского райисполкома представила систему работы учреждений образования района по реализации государственной политики в области образования.

КУНИНЕЦ Анна Николаевна, директор ГУО «СШ №3 г. Пружаны» ознакомила с опытом работы учреждения образования по взаимодействию коллегиальных органов в процессе перехода к государственно-общественному управлению школой. В своем выступлении Анна Николаевна рассказала о роли Совета школы как органа самоуправления в обеспечении перспективных направлений развития учреждения образования.

КОРОБКО Иван Алексеевич, директор ГУО «СШ № 5 г. Пружаны» представил опыт освоения и конструктивного использования в руководстве учреждением образования современных технологий управленческой деятельности. Фандрайзинг как одно из новых понятий в управленческой деятельности.

СУПРИНОВИЧ Руслан Васильевич, директор ГУО «Слободская СШ» поделился опытом по взаимодействию с родительской общественностью, обеспечивающей активизацию общественного участия в управлении учреждением образования;

ЛАПТАНОВИЧ Наталья Николаевна, директор ГУО «Новоселковский УПК детский сад-СШ» содержательно представила работу вверенного учреждения образования по формированию в системе управления учреждением образования государственно-общественного взаимодействия участников образовательного процесса в условиях сельской местности.

МАКАРЕВИЧ Елена Леонидовна, директор ГУО «Линовская СШ» в своем выступлении на семинаре рассказала об эффективном управленческом опыте использования общественно-административных ресурсов в создании условий для гуманизации образовательного процесса, формирования гармонически развитой личности.

МОМЛИК Александр Константинович, директор ГУО «Гимназия г. Пружаны» содержательно представил панораму опыта педагогического и ученического самоуправления гимназии как фактора повышения качества образования, обеспечения его устойчивого развития.

В ходе работы семинара возникла дискуссия по вопросам:

- о роли Совета школы и Попечительского совета,

- о существовании и деятельности института меценатства в системе школьного образовании;

- юридической стороне вопроса общественного участия в управлении школы.

Своим опытом работы в данном направлении поделились Байбак Оксана Николаевна, директор ГУО «Стайковская СШ» Ивацевичского района; Варюха Сергей Анатольевич, директор ГУО «Яечковичская СШ» Ивановского района; Головко Алла Степановна, директор ГУО «Березовчская СШ» Пинского района; Дыдышко Елена Анатольевна, директор ГУО «Островская СШ» Ляховичского района; Ивашова Оксана Евгеньевна, директор ГУО «СШ №34 г. Бреста»; Кощево Ирина Михайловна, директор ГУО «СШ № 2 г. Жабинка»; Литвин Валентина Владимировна, директор ГУО «Мокранская СШ»Никифоровец Ирина Федоровна, директор ГУО «СШ №20 г. Бреста»; Пойта Галина Владимировна, директор ГУО Домаческая СШ» Брестского района; Савко Светлана Владимировна, директор ГУО «Гимназия г. Береза»; Себестянюк Виктор Иванович, директор ГУО «УПК Осовецкая д/с-школа» Дрогичинского района; Харитонов Андрей Александрович, директор ГУО «Леснянская СШ» Барановичского района; Хурсин Александр Дмитриевич, директор ГУО «СШ № 1 г.Кобрин»; Шоломицкий Валерий Петрович, директор ГУО «СШ № 7 г.Пинска».

Поступило предложение: на основе открытой дискуссии по теме «Реализация принципа государственно-общественного управления в современной школе» выработать общие рекомендации, отражающие специфику этого направления работы в каждом регионе.

Приглашаем все заинтересованных коллег принять участие в обсуждении заявленной темы.