Областной этап VIII республиканского конкурса «Современные технологии в специальном образовании»

25.11.2022
24 ноября 2022 года в Брестском ОИРО состоялся областной этап VIII республиканского конкурса «Современные технологии в специальном образовании», который проводился в целях выявления, поддержки и распространения эффективного педагогического опыта использования современных технологий в специальном образовании и направлен на повышение качества образования, совершенствование методического сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования, создание условий для профессиональной и личностной самореализации педагогических работников.

Областной этап конкурса состоял из двух туров: заочный и очный.

Первый тур (заочный) – отбор членами жюри до 15 конкурсных работ. Второй тур (очный) – защита конкурсных работ.

В первом туре приняла участие 71 конкурсная работа. Работы были подготовлены специалистами учреждений образования, реализующих программы специального образования, из 20 регионов Брестской области. Из общего числа поступивших работ:

  • 20 – представили систему специального образования учреждений дошкольного образования, из них 3 СДС (№ 45, № 51 г. Барановичи и № 17 г. Пинска);
  • 23 – систему специального образования учреждений общего среднего образования;
  • 16 – опыт работы педагогов и педагогических коллективов специальных школ-интернатов (школы);
  • 12 – опыт работы районных, городских центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

 

По итогам работы жюри 15 конкурсных работ, набравших наибольшее количество баллов в соответствии с критериями оценки конкурсных работ, были определены к участию во втором (очном) туре областного этапа VIII республиканского конкурса «Современные технологии в специальном образовании (Приложение).

Второй тур областного этапа конкурса состоялся очно 24.11.2022 года на базе ГУО «Брестский областной ИРО».

С приветственным словом выступила Четырбок Наталья Петровна, первый проректор Брестского областного института развития образования, к.э.н., доцент, которая подчеркнула актуальность и значимость проведения областного этапа VIII республиканского конкурса «Современные технологии в специальном образовании». Постоянная трансформация специального образования в направлении осваивания лучших достижений общеобразовательной школы и коррекционной теории и практики ставят задачу обмена и распространения инновационного педагогического опыта среди работников сферы специального образования. Данная задача с успехом решается в ходе проведения республиканского конкурса «Современные технологии в специальном образовании».

Участники (согласно приложению) защищали свои работы в сопровождении мультимедийной презентации, которая   раскрывала основные положения используемой образовательной технологии и включала видеоролик её практического применения. Представление конкурсных работ длилось до 15 минут.

Представленные работы отличались интересными педагогическими находками, глубоким содержанием, обобщали современный опыт работы, инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с особенностями психофизического развития, показали видение конкурсантами актуальных задач специального образования, практический опыт работы, эффективность применения современных педагогических технологий.

Жюри оценивали актуальность предлагаемой технологии для повышения качества специального образования; соответствие содержания конкурсной работы понятию «педагогическая технология»; согласованность целей и задач конкурсной работы с заявленной проблемой, представленными результатами; описание реализации технологии в образовательном процессе; результативность применения технологии при решении педагогических задач, эффективность и практическая значимость используемой технологии в специальном образовании;     методический уровень описания конкурсной работы.

По итогам заключительного тура определены 10 лучших работ, авторы и авторские коллективы которых награждены Дипломами главного управления по образованию Брестского облисполкома I, II и III степени.

Дипломами I степени главного управления по образованию Брестского облисполкома награждены:

Козека Елена Михайловна, педагог-психолог ГУО «Березовский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;

Авторский коллектив: Базан Марина Ивановна, учитель-дефектолог; Жебит Ольга Владимировна, учитель-дефектолог; Потапчук Оксана Сергеевна, учитель-дефектолог; ГУО «Специальный детский сад № 17 г. Пинска»;

Борисюк Наталья Сергеевна, учитель ГУО «Жабинковская специальная школа-интернат».

Дипломами II степени главного управления по образованию Брестского облисполкома награждены:

авторский коллектив: Ковальчук Лилия Александровна, заместитель директора; Данилюк Надежда Владимировна, учитель; Микутенок Лариса Анатольевна, учитель-дефектолог; Шелест Татьяна Ивановна, учитель ГУО «Специальная школа № 1 г. Бреста»;

Петлицкая Лариса Ивановна, воспитатель дошкольного образования ГУО «Детский сад № 7 г. Ганцевичи»;

Парфенко Елена Петровна, учитель-дефектолог ГУСО «Специальный детский сад № 51 г.Барановичи».

Дипломами III степени главного управления по образованию Брестского облисполкома награждены:

Мартынюк Ирина Александровна, педагог-психолог ГУСО «Каменецкий районный ЦКРОиР»;

Троцкая Людмила Ивановна, учитель-дефектолог ГУО «Малоритская средняя школа № 1»;

Бабич Юлия Владимировна, учитель УО «Столинский государственный районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»;

Зеленяк Марина Николаевна, учитель-дефектолог ГУО «Средняя школа № 4 г. Пружаны».

Похвальными отзывами главного управления по образованию Бресткого облисполкома отмечены авторы:

авторский коллектив: Кореневская Наталья Александровна, воспитатель; Плешко Ольга Васильевна, учитель; Редько Светлана Петровна, учитель; Якуш Ольга Олеговна, воспитатель дошкольного образования; Орлова Ирина Вячеславовна, учитель ГУСО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Пинска»;

Николайчук Татьяна Николаевна, воспитатель дошкольного образования ГУО «Кобринская специальная школа-интернат»;

Овадинская Ирина Юрьевна, воспитатель дошкольного образования ГУСО «Специальный детский сад № 45 г. Барановичи»;

Сташкевич Наталья Валерьевна, учитель-дефектолог ГУДО «Детский сад № 2 г. Барановичи»;

Ёх Наталья Михайловна, учитель-дефектолог ГУО «Ганцевичская средняя школа имени героя Советского Союза Антона Петровича Бринского».    

Председатель жюри, заведующий сектором охраны детства главного управления по образованию Брестского облисполкома Плескацевич Ольга Викентьевна, поздравила победителей и сообщила, что работы авторов (авторских коллективов), победителей областного этапа конкурса, примут участие в III этапе конкурса «Современные технологии в специальном образовании»,    который пройдёт на базе ГУО «Академия последипломного образования».

Кравчук Ирина Владимировна, методист УМУ дошкольного и общего среднего образования на I ступени обучения ГУО «Брестский областной институт развития образования», также поздравила победителей и всех участников конкурса, дала рекомендации к третьему этапу республиканского конкурса «Современные технологии в специальном образовании» и пожелала оптимизма, творческого вдохновения и новых побед на республиканском конкурсе.

 

Кравчук Ирина Владимировна,
методист УМУ дошкольного и общего среднего образования на I ступени обучения
ГУО «Брестский областной институт развития образования»

 

Приложение

Участники второго (очного) тура областного этапа VIII республиканского конкурса

«Современные технологии в специальном образовании»

 

Тема, ФИО, учреждение образования

1

«Средства альтернативной коммуникации как способ общения детей с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии»

Козека Елена Михайловна, педагог-психолог ГУО «Березовский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

2

«Нейропсихологический подход в работе с детьми с особенностями психофизического развития»

Мартынюк Ирина Александровна, педагог-психолог ГУСО «Каменецкий районный ЦКРОиР»

3

«Формирование социокультурных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра посредством использования полифункционального коррекционно-развивающего комплекса»

Авторский коллектив:

Кореневская Наталья Александровна, воспитатель

Плешко Ольга Васильевна, учитель

Редько Светлана Петровна, учитель

Якуш Ольга Олеговна, воспитатель дошкольного образования

Орлова Ирина Вячеславовна, учитель

ГУСО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Пинска»

4

«Театральные арт-технологии как средство социализации учащихся старшего школьного возраста с тяжёлыми, множественными в физическом и (или) психическом развитии»

Бабич Юлия Владимировна, учитель УО «Столинский государственный районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

5

«Использование ассистивных технологий в обучении незрячих учащихся английскому языку»

Борисюк Наталья Сергеевна, учитель ГУО «Жабинковская специальная школа-интернат»

6

«Применение палочек Кюизенера как игровой технологии развития интеллектуальных способностей детей с тяжёлыми нарушениями речи дошкольного возраста»

Николайчук Татьяна Николаевна, воспитатель ДО ГУО «Кобринская специальная школа-интернат»

7

«Использование конструкторов LEGO Education для формирования социально-коммуникативных умений у учащихся 2-го отделения вспомогательной школы»

Авторский коллектив:

Ковальчук Лилия Александровна, заместитель директора 

Данилюк Надежда Владимировна, учитель

Микутенок Лариса Анатольевна, учитель-дефектолог

Шелест Татьяна Ивановна, учитель

ГУО «Специальная школа №1 г.Бреста»

8

«Образовательный геокешинг как средство формирования краеведческих компетенций у детей с нарушением зрения»

Авторский коллектив:

Базан Марина Ивановна, учитель-дефектолог

Жебит Ольга Владимировна, учитель-дефектолог

Потапчук Оксана Сергеевна, учитель-дефектолог

ГУО «Специальный детский сад №17 г.Пинска»

9

«Использование нетрадиционной техники рисования «Эбру» в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Петлицкая Лариса Ивановна, воспитатель дошкольного образования ГУО «Детский сад №7 г.Ганцевичи»

10

«Интеграция буктрейлер-технологии в образовательный процесс как фактор повышения интереса к литературе у детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)»

Овадинская Ирина Юрьевна, воспитатель специальной группы ГУСО «Специальный детский сад №45 г.Барановичи»

11

«Артикуляционная кинезиоритмика как средство развития звукопроизносительной стороны речи»

Парфенко Елена Петровна, учитель-дефектолог ГУСО «Специальный детский сад №51 г.Барановичи»

12

«Гиф-анимация с элементами моторной координации в системе коррекционной работы по преодолению дизартрических расстройств у дошкольников с нарушениями речи»

Сташкевич Наталья Валерьевна, учитель-дефектолог ГУДО «Детский сад №2  г.Барановичи»

13

«Оптимизация коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи у учащихся с ОПФР (на примере авторских игр и упражнений)»

Троцкая Людмила Ивановна, учитель-дефектолог ГУО «Малоритская средняя школа №1»

14

«Использование технологиии CКРАЙБИНГ как эффективное средство расширения словарного запаса учащихся с интеллектуальной недостаточностью на коррекционных занятиях по «развитию познавательной деятельности»

Зеленяк Марина Николаевна, учитель-дефектолог ГУО «Средняя школа №4 г.Пружаны»

15

«Использование кругов Луллия на коррекционных занятиях с младшими школьниками в условиях ПКПП»

Ёх Наталья Михайловна, учитель-дефектолог ГУО «Ганцевичская средняя школа имени героя Советского Союза Антона Петровича Бринского»