При переводе детей с ОПФР на дистанционную форму обучения администрации учреждений образования, реализующих программы специального образования (далее-УО) необходимо:
проанализировать:
1) технические возможности УО для организации образовательного процесса в дистанционной форме:
- наличие скоростного интернета в УО;
- наличие серверов в УО;
- достаточность имеющегося в наличии оборудования для организации образовательного процесса дистанционно, в том числе личного оборудования педагогов (компьютеры, планшеты, смартфоны и т. д.).
2) готовность педагогов к организации образовательного процесса в дистанционной форме:
- количество учителей, готовых к организации обучения в дистанционном режиме, с использованием оборудования как в УО, так и дома;
- количество учителей, для которых организация образовательного процесса в дистанционной форме возможна только в УО;
- количество учителей, не владеющих технологиями для организации образовательного процесса в дистанционной форме.
3) готовность учащихся к обучению в дистанционной форме:
- количество учащихся с ОПФР, имеющих компьютеры, планшеты, ноутбуки, смартфоны и иное оборудование, позволяющее осуществлять обучение посредством интернета;
- количество учащихся с ОПФР, имеющих возможность обучаться в дистанционной форме;
- количество учащихся с ОПФР для которых невозможно организовать обучение в дистанционной форме, причины.
Обеспечить:
- социально-психо-педагогическую поддержку семье;
- эффективное взаимодействие участников образовательного процесса «педагог – обучающийся – родитель (законный представитель)»;
- качество специального образования;
- охрану здоровья обучающихся;
- соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;
- мониторинг процесса обучения.
Педагогам при организации образовательного процесса детей с ОПФР в дистанционной форме рекомендуем пользоваться предложенными средствами для организации обучения детей с ОПФР в дистанционной форме, программами для коммуникации в режиме реального времени, платформами для организации дистанционного обучения, социальными сетями, электронной почтой, организацией онлайн-уроков с учащимися, созданием видеоуроков (Приложение 1).
Обращаем внимание, что в учебных пособиях для незрячих учащихся, издаваемых на основе рельефно-точечной системы Брайля, имеются ссылки на электронные источники, переведенные в специально созданный DAISY формат для незрячих людей и размещенные на национальном образовательном портале http://e-vedy.adu.by:
DAISY формат – это международный универсальный стандарт электронной книги (аудиокниги), обеспечивающий возможность удобной разметки и навигации по книге незрячим людям. Подробную информацию о DAISY формате (его особенностях, преимуществах, способах воспроизведения книг, записанных в данном формате) можно найти на сайтах: https://center1.by (Учреждение реабилитации инвалидов по зрению «Центр успешного человека»), https://motsart.by (Социально-культурного учреждение «МоцАрт»).
Для учащихся с интеллектуальной недостаточностью (легкой, умеренной, тяжелой) разработаны справочно-информационные, контрольно-диагностические и интерактивные модули электронных учебно-методических комплексов (далее – ЭУМК).
Разработанные электронные модули ЭУМК сгруппированы по четырем основным направлениям:
- коммуникативное развитие: «Элементы грамоты и развитие речи», «Русский язык», «Литературное чтение»;
- социальное развитие: «Ориентировка в окружающем мире», «Человек и мир», «Социально-бытовая ориентировка», «Социальная адаптация»;
- эстетическое развитие: «Изобразительное искусство», «Изобразительная деятельность», «Музыка», «Музыкально-ритмические занятия»;
- математическое развитие: «Элементы арифметики», «Математика».
Все разработанные ЭУМК и электронные образовательные ресурсы (далее – ЭОР) размещены на национальном образовательном портале в разделе «Электронное обучение» (http://e-vedy.adu.by) Материалы доступны для всех желающих на безвозмездной основе после процедуры регистрации.
В образовательном процессе могут использоваться ЭОР, отмеченные дипломами I, II, III степени и похвальными отзывами на заключительном этапе республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет». Данные ЭОР размещены на национальном образовательном портале в разделе «Дистанционный всеобуч» – Проекты конкурса «Компьютер. Образование. Интернет» (http://e-asveta.adu.by/index.php/koi/proektyi-pobediteli-koi).
Учебно-методические издания для учителей и издания для учащихся
В дополнение к учебникам и учебным пособиям по каждому учебному предмету имеются учебно-методические издания для учителей, а также дополнительные издания для учащихся, которые могут использоваться в образовательном процессе, однако не являются обязательными. Перечни учебных изданий размещены на национальном образовательном порталеwww.adu.by (/Образовательный процесс. 2019/2020 учебный год /Перечень учебных изданий. 2019/2020 учебный год).
На национальном образовательном портале функционирует онлайн-каталог «Учебники.by» (http://adu.by / Учебники.by), в котором предоставлена информация обо всех учебных изданиях, рекомендованных к использованию в образовательном процессе.
В предметных научно-методических журналах систематически публикуются методические и дидактические материалы, призванные помочь учителю при подготовке к учебным и факультативным занятиям, в организации внеклассных мероприятий.
В Институте инклюзивного образования учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» функционирует Республиканский ресурсный центр инклюзивного образования (далее – РРЦИО). В структуре РРЦИО функционирует учебная лаборатория по развитию информационных технологий в специальном образовании «Образование без границ». Подробная информация о дополнительных образовательных услугах размещена на сайте: http://iio.bspu.by.
Обращаем внимание, что при наличии необходимости пройти курсы освоения образовательных программ в дистанционной форме можно подать заявку и узнать дополнительную информацию о предстоящих курсах перейдя по ссылке https://iio.bspu.by/news/universitet/prodolzhaem-obuchatsya-distancionno.
В Брестской области на базе УСО создано три ресурсных центра: в ГУО «Вспомогательная школа г. Бреста», ГУО «Молотковичская вспомогательная школа-интернат», ГУО «Кобринская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями слуха». Деятельность ресурсных центров рассматривается как площадка по распространению продуктивного педагогического опыта, по ознакомлению с эффективными механизмами управления развитием учреждений специального образования. Руководители УСО, их заместители, заведующие ресурсными центрами, педагогические работники УСО представляют ресурсные возможности учреждений, делятся накопленным опытом:
Материалы ресурсного центра ГУО «Молотковичская вспомогательная школа-интернат» для работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью (Приложение 2).
Контактный телефон для получения информации: +375447455253, Якубчик Надежда Николаевна. Электронный адрес: molintern@mail.ru
Материалы ресурсного центра ГУО «Кобринская специальная общеобразовательная школа-интернат» для работы с детьми с нарушением слуха (Приложение 3, 4, 5).
Контактный телефон для получения информации: +375336440062, Цупрунюк Татьяна Ивановна. Электронный адрес: tatjana.sluh@mail.ru