Профилизация образования и его методическое обеспечение
(Выступление ректора ГУО "БрОИРО" на итоговой коллегии управления образования Брестского облисполкома «Об итогах работы системы образования области в 2016 году и задачах по ее совершенствованию в 2017 году», Иванов Ю.А., 27.01.2017)
Поскольку институт осуществляет методическое сопровождение профильного обучения, (его организация и обеспечение по-прежнему среди актуальных задач развития общего среднего образования) необходимо сказать о сложившемся положении дел на этом направлении образования Брестской области.
В районах и городах области с учетом местных ресурсов созданы свои модели профильного обучения - в соответствии с инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2016/2017 учебном году допрофильной подготовки и профильного обучения на III ступени общего среднего образования» и с учетом имеющихся в учреждениях образования кадровых и материально-технических условий.
Изучение предметов на повышенном уровне в 2016/2017 учебном году организовано в 220 учреждениях образования. В профильных классах и группах обучаются 4 969 учащихся 10 классов и 4 360 – учащихся 11 классов.
Наибольшее количество учащихся проявили интерес к изучению на повышенном уровне учебного предмета «Математика»: оно организовано в 194 учреждениях образования. Вторую позицию занимает русский язык - в 145 учреждениях; на третьей - иностранный язык (в 137 учреждениях образования). Белорусский язык на повышенном уровне изучается в 106 учреждениях, биология – в 101, физика – в 94, химия – в 88, история Беларуси в 40, обществоведение - в 30, всемирная история – в 6. Сетевая картина профильного обучения по области в 2016/2017 учебном году выглядит следующим образом:
Информация об обучающихся в профильных классах
Район/город | Количество учреждений, в которых организовано профильное обучение | % 10-ти классников по профилям | % 11-ти классников по профилям | % старше- классников по профилям |
Барановичский | 4 | 23,4 | 14,5 | 18,8 |
Березовский | 13 | 40,8 | 31,8 | 36,0 |
Брестский | 17 | 36,6 | 27,6 | 32,1 |
Ганцевичский | 9 | 43,9 | 25,1 | 34,7 |
Дрогичинский | 8 | 68,6 | 31,9 | 50,2 |
Жабинковский | 5 | 61,3 | 42,9 | 51,7 |
Ивановский | 8 | 25,7 | 22,9 | 24,3 |
Ивацевичский | 8 | 46,4 | 40,7 | 43,6 |
Каменецкий | 5 | 45,8 | 30,6 | 38,7 |
Кобринский | 15 | 40,3 | 48,2 | 44,2 |
Лунинецкий | 18 | 41,4 | 28,8 | 34,7 |
Ляховичский | 7 | 54,8 | 42,3 | 48,9 |
Малоритский | 3 | 21,5 | 32,8 | 27,3 |
Пинский | 18 | 27,3 | 31,4 | 29,3 |
Пружанский | 11 | 36,9 | 32,5 | 34,6 |
Столинский | 21 | 26,9 | 26,7 | 26,8 |
г.Барановичи | 10 | 50,2 | 53,6 | 51,9 |
Ленинский | 13 | 52,1 | 56,2 | 54,1 |
Московский | 23 | 57,5 | 61,3 | 59,4 |
г.Пинск | 17 | 74,6 | 54,5 | 64,5 |
Наш институт обеспечил учебно-методическое сопровождение вводимого профильного обучения на областном уровне: с заместителями начальников отделов, заведующими учебно-методическими кабинетами и руководителями учреждений образования в августе 2015 года было проведено специальное инструктивно-методическое совещание; в 2016 году на базе ИРО по вопросам профильного обучения проведён областной семинар для 300 педагогов области с участием специалистов Национального института образования, которые рассматривали содержание и методику преподавания тем на повышенном уровне в секциях «Математика», «История и обществоведение», «География», «Биология», «Иностранный язык», «Химия», «Белорусский язык», «Русский язык», «Физика». Взаимодействие методической службы и методических формирований педагогов в реализации региональной модели допрофильной подготовки и профильного обучения в 2016 году рассматривалось на семинаре заведующих УМК области в Ивацевичском районе. Темы профильного обучения изучаются в институте в каждом заезде учителей-предметников на повышение квалификации в ИРО.
В ходе занятий обнаружен ряд проблем, требующих решения на республиканском уровне. В частности, пока не разработаны в полном объеме контрольно-измерительные материалы для изучения на повышенном уровне химии, математики, физики и белорусского языка. Содержание учебных пособий по химии, математике, физике требует дополнения учебным материалом для изучения на повышенном уровне. По ряду предметов наполнение материалом для профильного обучения отсутствует в учебниках последнего поколения, нет дидактических материалов, рекомендованных для использования Министерством образования. Пока не устранено различие в степени сложности содержания плановых контрольных и экзаменационных работ по предметам между обычным уровнем и профильным, между тем как аттестат выпускника профильного класса или группы ничем не отличается от типового и не даёт никаких привилегий.
Безусловно, что на втором году освоения региональных моделей профильного обучения на 3 ступени общего среднего образования более ощутимым должен быть вклад в этот процесс учебно-методических кабинетов области, но в данном случае надо учитывать и то, что период введения профилизации совпал с большим объёмом работы по приданию методическим службам области статуса юридического лица. Поэтому в 2017 году учебно-методическим кабинетам надо сделать всё возможное, чтобы более продуктивно, с направленностью на допрофильную подготовку и профильное обучение в городах и районах области стали работать проблемные и творческие группы учителей: эти методические формирования способны определять наиболее эффективные методики и формы профилизации учащихся, иные модели взаимодействия с родителями в профориентации, осуществлять мониторинг обучения на повышенном уровне, обогащать дидактическую базу профильного обучения по своим предметам.
Уместно озвучить ещё несколько мыслей относительно профильного обучения в пределах образовательного пространства Брестской области. Далеко не всеми педагогическими коллективами и их руководством осознан принципиальный тактический момент – качество профильного обучения зависит от того, как школа настроила каждого избравшего профиль ученика на допрофильном этапе: теперь уже в 5 классе у учащихся должен формироваться контур профессионального будущего, осознаваться реальные образовательные потребности, разграничиваться «Я хочу» и «Я могу». В подготовку детского интеллекта и психики к предстоящему выбору профиля и увлечению этим профилем именно на II ступени - в равной мере с учащимися - надо привлекать еще не определившихся заранее родителей. По допрофильной подготовке, в соответствии с последним письмом Министерства, большой пласт работы возложен на психолого-педагогические службы, на них делается не меньшая ставка, чем на учителей: 6 (шесть) направлений особой деятельности. Она требует глубокого и конкретного уровня специальных компетенций школьных психологов и социальных педагогов. Их формирование – безусловная задача и методических служб и формирований области, и Брестского областного ИРО.
Увлёкшись сегодня явной направленностью знаний на род и вид профессиональной деятельности, учащимся важно не потерять знания базовые, универсальные, общеразвивающие, без которых трудно представить любого специалиста, а педагогам – не «законсервироваться", не «застояться» в знаниях специализированных. Здесь просто необходим поиск разумного баланса, и это – тоже задача и для учительства, и для образовательных структур, отвечающих за профессиональное развитие педагогов.
Хочу также напомнить: на специально выделенной секции августовской научно-практической конференции в 2016 году в отношении набирающего ход профильного обучения зафиксирован факт изолированности: каждая школа сосредоточена на реализации своих избранных моделей профилизации, пока не предвидя, что завтра они могут измениться. Усилия методических служб области и ИРО в 2017 году надо сосредоточить и на преодолении изоляции, активном обмене практическими наработками в учреждениях общего среднего образования.
Брестским областным ИРО в 2016 году много сделано на направлении взаимодействия с методическим службами области: разработана и введена в действие консолидирующая эти структуры «Концепция непрерывного информационно-аналитического и методического обеспечения образования Брестской области», по кластерному принципу с центром в ИРО создана областная методическая сеть, с февраля 2017 года начинает свою работу областной методический совет. Но есть ряд проблем функционирования кабинетов, которые необходимо решать в течение этого и последующих лет:
- по-прежнему, несмотря на то что каждый учебно-методический кабинет юрлицо должен руководствоваться положениями Устава, на деле нет четкого разграничения функций между специалистами отдела образования, спорта и туризма методистами УМК(оптимизация аппарата управления отделов привела к тому, что методисты кабинетов осуществляют ряд функций специалистов); есть случаи, когда отделы образования, спорта и туризма вменяют УМК такие функции как трудоустройство выпускников, всеобуч, преступления и правонарушения обучающихся, подвоз учащихся, вторичная занятость, сбор вторсырья; таким образом, в работе методистов пока преобладает не методический, а организационно-методический аспект работы.
- по-прежнему не решается вопрос целесообразности в структуре кабинетов сектора охраны детства: де-юре методисты подчиняются заведующему УМК, а де-факто – специалисту отдела, ведущему вопросы охраны; в содержании деятельности методистов сектора на практике отсутствует методическая составляющая.
Сведения о сети учреждений с профильным обучением в Брестской области