Подведены итоги III этапа республиканского конкурса исследовательских работ детей дошкольного возраста "Я-исследователь"

04.05.2019
С 20 по 30 апреля 2019 года прошел третий этап Республиканского конкурса исследовательских работ детей дошкольного возраста «Я – исследователь».
Целью конкурса является развитие интеллектуально-творческого потенциала детей дошкольного возраста в возрасте от 5 до 7 лет.
Из всех областей Республики Беларусь были представлены исследовательские работы победителей областных этапов (28 работ в 4 номинациях: «Ребенок и природа»; «Мая Радзiма Беларусь»; «Необычное в обычном»; «Бюро находок»).

Брестскую область представляли:

Номинация «Ребёнок и природа» – Левая София, воспитанница ГУО «Ясли-сад №4 г.Кобрина». Руководитель: Кирчук Лариса Владимировна, воспитатель дошкольного образования. Тема исследовательской работы «Почему ночные бабочки летят на яркий свет ламп?»

Юная исследовательница попыталась понять, почему ночные бабочки летят на яркий свет ночью и что они делают днем. В исследовательской работе изучены отличительные признаки ночных и дневных бабочек, поведение ночной бабочки днем. В ходе исследования было установлено, что ночные цветы бабочки отыскивают не по цвету, и прежде всего, по запаху.

Начиная с простого детского любопытства, через простые, доступные каждому ребенку методы исследования, был сделан вывод, что свет бабочкам нужен для ориентации, и ориентируются ночные бабочки по лунному свету, а включенную лампу ошибочно принимают за далекую Луну.

Результаты наблюдения за ночными бабочками в процессе исследования были отражены в дневнике наблюдений.

Исследовательская работа Левой Софии и ее руководителя Кирчук Ларисы Владимировны отмечена дипломами Министерства образования Республики Беларусь.

Номинация «Мая Радзіма – Беларусь» – Скороходов Даниил, воспитанник ГУО «Хоревской детский сад №34 Пружанского района». Руководитель: Останкова Елена Владимировна, воспитатель дошкольного образования. Тема исследовательской работы «Багацце роднага краю – крухмал».

В исследовательской работе Скороходова Даниила описана исследовательская деятельность по изучению свойств и использованию национального богатства Беларуси – крахмала.

Мальчика заинтересовало, что и для чего в таких огромных автомобилях привозят на завод, который находится рядом с его домом.

Юный исследователь вместе с воспитателем дошкольного образования посетил местный завод, получал информацию из других источников, сравнивал свойства крахмала.

Основной ценностью данной работы является то, что через исследовательскую деятельность воспитанник познает богатство своей страны, учится гордиться ею.

Материалы исследовательской работы могут быть использованы педагогами дошкольного образования при реализации содержания образовательных областей учебной программы дошкольного образования «Ребенок и природа», «Ребенок и общество».

Исследовательская работа Скороходова Даниила и его руководителя Останковой Елены Владимировны отмечена дипломами Министерства образования Республики Беларусь и специальным призом  – сертификатом на подписку научно-методического журнала «Пралеска» на 3 квартал 2019 года с мультимедийным приложением от учреждения «Редакция журнала «Пралеска».

Номинация «Необычное в обычном» – Конюхов Тимофей, Пшеничная Ева, воспитанники ГУО «Специальный детский сад №17 для детей с нарушением зрения г.Пинска». Руководитель: Романовская Лариса Николаевна, воспитатель дошкольного образования. Тема исследовательской деятельности «Как получить радугу?».

В исследовательской работе «Как получить радугу?» раскрыты способы получения радуги в искусственно созданных условиях. Путем привлечения различных источников информации, анализа результатов опытов, рассуждений и умозаключений воспитанники установили зависимость появления радуги от источника света, выявили последовательность  расположения цветов в спектре и  достигли поставленной цели.

Выводы сделаны на основе анализа проведенных экспериментов, способствующих пониманию простого явления природы.

В работе прослеживается творческая направленность, выраженная в создании «креативных радуг» детьми.

Конюхов Тимофей, Пшеничная Ева и их руководитель Романовская Лариса Николаевна награждены дипломами II степени Министерства образования Республики Беларусь.

Номинация «Бюро находок» – Пацко Ян, воспитанник ГУО «Жемчужненский ясли-сад» Барановичского района. Руководитель: Дрозд Ольга Николаевна, воспитатель дошкольного образования. Тема исследовательской работы «Секреты соломенной крыши».

В работе «Секреты соломенной крыши» описывается исследовательская деятельность воспитанника старшей группы Пацко Яна по изучению свойств соломы и качества соломенной крыши.

Актуальность данной темы для ребёнка обоснована заинтересованностью автора необычными свойствами соломенной крыши, которую воспитанник впервые увидел при посещении музея-усадьбы Адама Мицкевича.

Юный исследователь выдвинул гипотезу, предполагающую, что соломенные крыши надёжные и могут защищать дома от непогоды. В результате совместной практической деятельности ребёнка и педагога был создан макет дома с соломенной крышей. Ценность работы заключается в том, что ребёнок проводит опыты, позволяющие исследовать свойства соломенной крыши, устанавливает взаимосвязи и делает выводы.

В исследовательской работе прослеживается связь времён, а также верность многовековым традициям белорусского народа. Настоящим открытием в процессе работы явилось то, что соломенная крыша может существовать даже в современном мире.

Материалы исследовательской работы могут быть использованы педагогами дошкольного образования при реализации содержания образовательных областей учебной программы дошкольного образования «Ребёнок и природа», «Ребёнок и общество».

Пацко Ян и его руководитель Дрозд Ольга Николаевна награждены дипломами III степени Министерства образования Республики Беларусь.

В рамках третьего этапа республиканского конкурса были организован «Открытый микрофон» с руководителями исследовательских работ и выставочная экспозиция «Юные исследователи». В рамках данных мероприятий Брестская область представила педагогический опыт по развитию исследовательских умений детей дошкольного возраста, а также педагогические работники поделились опытом организации конкурса на районных и областном этапах.