Современный урок в контексте компетентностного подхода

23.06.2020
На уроке взаимодействуют главные участники образовательного процесса – учитель и ученик. Между ними – неизведанный мир знаний и противоречий между познанным и ещё не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелёгким трудом по освоению новых знаний об окружающем мире.

Изменяются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остаётся главной формой организации процесса обучения. Полезно периодически сравнивать традиционную (советскую) систему образования с современной (продуктивной, развивающей). Такое сравнение заставляет акцентировать внимание работников системы образования на том, что устарело в традиционном уроке и не соответствует времени, от чего надо отказаться.

Безусловно, любой урок (развивающий, личностно-ориентированный, традиционный) реализует потенциал для решения новых задач, стоящих перед образованием.  Важно понять: что произошло с уроком за последние 20 – 25 лет? Какие системные научно-педагогические и методические изменения произошли в организации урока? Насколько он эффективен в решении новых задач, стоящих перед образованием?

На всех этапах развития образования происходило становление различных моделей дидактических систем со своей культурой проектирования и реализации уроков: традиционная (классно-урочная); технологизации образования; компетентностного подхода.

Традиционная (классно-урочная) система эффективно действует в нашей стране многие десятилетия. В этой модели сложились свой понятийный аппарат, культура отношений педагогов, которые используют такие термины, как триединая цель урока, план урока, форма организации процесса обучения, методы и приёмы обучения, типы уроков.

Другая модель связана с технологизацией образования. Педагогические технологии стали применяться в образовательном процессе с 90-х годов прошлого столетия и оказали влияние на появление новых терминов, в числе которых – технологическая карта тематического и поурочного планирования, технологический приём, этап технологии, этап диагностики, его эффективность. О педагогических технологиях издано много литературы, проводились специальные курсы для педагогов. Проводимая работа обеспечивала соответствующие результаты. Благодаря становлению этой модели изменились формы и методы обучения школьников: они стали более активными и, самое главное, взаимосвязанными. Появилась культура проектирования урока с учётом его этапов, постановки их задач и отслеживания промежуточных результатов. Изменилась система оценивания учебных достижений школьников, разработаны новые способы диагностических измерений. Мы стали говорить о возможностях тиражирования эффективного опыта проведения урока не только в виде различных методических описаний, но и с использованием технологических карт. Вместе с тем данная дидактическая модель со своим понятийным аппаратом и таким обязательным требованием, как разработка и реализация технологических карт, не нашла массового распространения в учреждениях общего среднего образования.

Время не стоит на месте. Сегодня необходимо говорить о применении модели компетентностного подхода, которая становится особенно актуальной в условиях информационного общества. Для этой дидактической модели характерны такие понятия, как базовые компетенции, опыт учащегося, умение решать жизненные ситуации, психолого-педагогические ситуации и др.

Сравним цели обучения по традиционной системе и модели компетентностного подхода. Если в традиционной модели основной целью обучения было передача учащимся суммы готовых знаний, то в модели компетентностного подхода основная цель процесса обучения – это ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность, – формирование компетенций. При этом основной формулой результата образования в традиционной модели является «знаю, что…», а в модели компетентностного подхода – «знаю, как…».

Современная организация образовательного процесса ориентирована на компетентностный подход, который предусматривает усиление деятельностно-практического компонента содержания учебного предмета, а также на использование здоровье- и психосберегающих личностно-ориентированнных технологий с помощью гуманистических методов обучения и форм организационно-познавательной деятельности учащихся, в которых каждая личность может реализовать свои образовательные потребности и способности.

Анализ научной и методической литературы, посещённых уроков учителей позволяет выделить некоторые проблемы при организации и проведении современного урока:

  • несогласованность цели и задач урока с содержанием учебного материала, направленных на личностное развитие учащегося;
  • слабое знание типологии уроков, их однообразие, недооценка особенностей каждого типа урока;
  • недостаточное продумывание задач урока, отсутствие задач психического развития учащихся, связи з другими задачами, выделения доминирующих задач для конкретного урока;
  • шаблонная структура урока (комбинированный урок при постоянном одном и том же наборе структурных частей);
  • перегруженность содержания учебного материала, потеря сути за деталями;
  • бедность арсенала выбора методов обучения, одностороннее увлечение то одними, то другими методами;
  • слабое развитие групповых и индивидуальных форм обучения, увлечение фронтальными формами;
  • односторонний подход к дифференциации обучения (преимущественна дифференциация по объёму и сложности);
  • бессистемность в формировании навыков рациональной организации учебной деятельности учащихся;
  • пассивная позиция большей части учащихся в учебном процессе;
  • слабый учёт личностного фактора и благоприятных взаимоотношений учителя и ученика.

Все вышеперечисленные проблемы необходимо учитывать при моделировании современного урока. Это урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, формирования нравственных основ. Поэтому исходной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и развития. В соответствии с этой идеей должен конструироваться и осуществляться каждый урок. В ней находит своё выражение логика современной теории обучения и в определённой степени социальный заказ общества.

Личный многолетний опыт педагогической деятельности позволяет определить некоторые психолого-педагогические особенности в контексте компетентностного подхода при моделировании современного урока. Так, для определения триединой задачи урока необходимо учитывать формулировку темы, требования программы, содержание учебного материала, уровень подготовки учащихся, индивидуальные особенности класса. Развивающие задачи урока должны быть направлены на развитие познавательных процессов (памяти, речи, внимания, мышления), умения опираться на мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение), волевой и эмоциональной сферы личности учащегося. С целью поддержания внимания учащихся на протяжении всего урока учителю необходимо приучить себя и учеников мотивировать свою деятельность, создавать благоприятную эмоционально-психологическую обстановку, создавать ситуацию успеха. В рефлексивной деятельности учителя и ученика можно выделить ряд критериев: анализ процесса и результатов деятельности; выделение ошибок и нахождение их причин; определение способов исправления ошибок.

Психологические требования к современному уроку:

  • проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
  • учёт в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
  • использование методических приёмов психолого-педагогического воздействия на процесс обучения, обеспечивающего личностное развитие учащихся;
  • соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
  • определение объёма воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
  • планирование усвоения знаний в процессе самостоятельного поиска; 
  • организация исследовательского метода (кто ставит проблему, формулирует её и решает);
  • побуждение учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей);
  • отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;
  • возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учёт обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке;
  • планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
  • дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам;
  • предупреждение утомления и переутомления;
  • чередование видов деятельности (смена слушания выполнением практических работ);
  • своевременное и качественное проведение физкультминуток;
  • учёт контроля, анализа и оценки деятельности учащихся, осуществляемые учителем, и самоконтроля, самоанализа и самооценки, осуществляемые учащимися.

Основные критерии техники проведения урока:

  • урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
  • оптимальность темпа и ритма урока, действия учителя и учащихся завершённые;
  • полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся, соблюдение педагогического такта и педагогического оптимизма;
  • доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда;
  • оптимальность смены видов деятельности учащихся и сочетания различных методов и приёмов обучения учителя.

Таким образом, особенностями организации и проведения современного урока в контексте компетентностного подхода являются усиление его социальной направленности, развитие коммуникативной культуры, рациональной организации учебной деятельности, значимости контрольно-оценочной деятельности учащихся и учителя, ориентация на исследовательский метод изучения учебного материала, создание ситуации успеха для каждого учащегося, практическая ориентированность образования, предусматривающая оптимальное сочетание фундаментальных и практических знаний, направленная на формирование компетенций в предметных областях.

Екатерина Сида,

доцент кафедры социальной работы социально-педагогического факультета БрГУ им. А.С.Пушкина, кандидат психологических наук.