"Час Кода". Информатика не по учебнику (по материалам ГУО «Гимназия г. Дрогичина»).

19.12.2018
«Как сделать первые шаги в освоении профессии программиста? Как расшифровать QR-код? Какие новые гаджеты войдут в нашу жизнь? Как не ошибиться в выборе профессии? Кто и как из великих людей изменил наш мир?» На эти и многие другие вопросы помогла ребятам получить ответы акция «Час кода», которая прошла в нашей гимназии.

«Час кода» - интересный интерактивный онлайн проект, с помощью которого ребята попадают в удивительный мир, в котором они в игровой форме знакомятся с азами алгоритмизации и программирования. Ребята пишут свой код и помогают персонажам выполнить задания, создают свою первую игру для мобильного телефона и знакомятся с азами языка Scratch, тем самым, делают первые шаги к освоению профессии программиста – самой востребованной сегодня.

Акция внесла свои коррективы в уроки и перемены, факультативные и внеклассные мероприятия, в занятия объединений по интересам и даже перенеслась на домашние компьютеры.

В дни проведения акции, переступив порог гимназии, каждый посетитель гимназии мог убедиться в том, что акция влилась в жизнь нашей гимназии. На экране телевизора в фойе один за другим сменяются ролики, которые заставляют погрузиться в увлекательный мир цифровых технологий.

Акция внесла свои коррективы в жизнь гимназии и IT-технологии внедрились в уроки и перемены, факультативные и внеклассные мероприятия, в занятия объединений по интересам и даже перенеслась на домашние компьютеры.

Так, уроки в 7 классах начинались с обсуждения темы «Роботы в жизни человека», после чего был организован просмотр роликов «Робот из 1867»и «10 самых удивительных роботов в мире». Ребята просто замерли, когда узнали, что уже в 1867 был создан механический серебряный лебедь.

Уроки, проведенные 8-х классах, заставили гимназистов задуматься над вопросами о том, можно ли предсказать будущее, можно ли предвидеть какие новинки появятся в будущем. Изучив презентацию «Предсказания писателей фантастов сбываются» и просмотрев ролик «Айзек Азимов. Предсказания, которые сбылись», многие были удивлены и просто шокированы тем, что оказывается, более 50 лет назад было предсказано: 3D-кино, роботы, движущиеся тротуары (эскалаторы), спутники, позволяющие позвонить напрямую в любую точку планеты, создание беспроводных телефонов, кофеварок,  плоских телевизоров и других бытовых приборов.

Гимназисты 9-х классов были погружены в рассмотрение и обсуждение вопроса «Искусственный интеллект», а 10-классников интересовали вопросы, связанные с Образовательным центром Парка высоких технологий и самим Парком высоких технологий.

После обсуждения вопросов и просмотров мотивационных роликов для ребят наступали не менее интересные и увлекательные минуты урока: необычное программирование, составление необычных кодов. Перед ребятами становился выбор: «Маincraft» или «Холодное сердце» на code.org или задания с сайта «Урок цифры». Каждый сделал свой выбор и выполнял свое задание. Неожиданную радость испытали гимназисты, когда «обнаружилось», что после выполнения заданий они заработали сертификаты, в которые внесли свои имена. В первый же день акции такие сертификаты получили учащиеся 6 «А» класса. Пожалуй, в эти дни слово Маincraft в гимназии стало самым популярным.

Один из интереснейших уроков «Создаем знакомство в Scratch» для учащихся 11-х классов провели эти же юные скретчеры из 6 “А” класса. Программирование для учащихся старших классов всегда самая сложная и скучная тема. Ведь надо запомнить команды на английском языке, которые долго писать, сложно составлять код и в нем ориентироваться. Однако наши скретчеры им возразили:“Программирование - это просто, занимательно и интересно” и тут же взялись за дело. Они продемонстрировали свои предыдущие работы, показали принцип составления кода в своей любимой программе и предложили поработать в ней, составив проект “Давайте познакомимся”. Тут же у старшеклассников возник страх: “Ой, мы не запомнили команд, которые вы показывали”, но буквально через 5 минут после начала работы старшеклассников невозможно было отвлечь от интересного дела, все были погружены в работу. Кипела работа в команде.

К концу урока ребята получили свои первые маленькие проекты-мультфильмы. Окончился урок замечательными словами старшеклассников: “С такими учителями и таким программированием мы бы занимались с удовольствием, жаль, что у нас не было такой возможности”.

В акции “Час кода” в гимназии приняли участие и учащиеся, которые еще не изучают информатику. Ярким и запоминающимся мероприятием для учащихся 3-х классов оказался информационный час “Вступаем в сообщество Scratch”. Данное мероприятия явилось рекламой и агитацией ребят к посещению занятий по изучению языка программирования Scratch. В ходе мероприятия с ребятами обсудили вопросы о том, какие мультипликационные студии они знают и как создаются мультфильмы. Большое удивление вызвала у ребят информация о том, когда появился первый мультфильм, что мультфильмы можно программировать и что их могут программировать даже дети. А рассказ о создателе языка Scratch, об истории создания языка Scratch и самого кота, о конкурсах, проводимых у нас в Беларуси и о белых, синих и черных майках просто окунул ребят в удивительный мир проектов Scratch.

С интересом они посмотрели видео об играх и мультфильмах, созданных с помощью этого языка. По завершению мероприятия у ребят сразу возникли вопросы о том, как можно попасть на такие занятия, чтобы научиться создавать такие интересные проекты. Радость ребят не имела предела. В подарок ребята получили приглашение от кота Царапки, а присутствующие учителя уходили с восклицанием: «Ряды Scratch у нас в гимназии расширятся!» и с вопросом: «А может и мне заняться Scratch?»

Для учащихся 4-х классов было проведено занятие «У нас в гостях роботы». Просматривая кадры и ролики презентации «Роботы рядом снами» ребята перенеслись в мир роботов, узнали, какие роботы бывают, где и зачем они используются, вместе с роботами приняли участие в танцевальной физкультминутке под ролик «Бал роботов в Астане», спорили о том, нужны ли роботы-гуманоиды и искусственный интеллект. А после того как узнали о Кодексе роботов, сделали вывод, что если его соблюдать, на Земле ничего плохого не произойдет.

Необычный настрой внесла акция в перемены. В организации и проведении таких мероприятий “у руля” оказались наши самые активные, творческие и креативные ребята 10-11 классов! В фойе начальной школы они организовали “Соревнование роботов”. В роли роботов выступали учащиеся начальной школы. Полем робота послужило поле подвижной напольной игры Twister, а программу для учащихся-роботов писали сами старшеклассники.

У каждого гимназиста, у каждого школьника наступает такой этап в жизни, когда приходится задавать самому себе множество вопросов: «Куда пойти учиться? В какое учебное заведение поступать? Как правильно выбрать профессию?». Ребята бороздят просторы Интернета, стремятся получить советы учителей, родителей и своих друзей-студентов, чтобы найти ответы на эти вопросы. Акция «Час кода» в очередной раз «заставила» ребят обратиться к этим вопросам. И задуматься над вопросом: «А может быть IT-профессия – это моё?!

В связи с этим для учащихся старших классов был проведен профориентационный час «Выбираем профессию правильно», во время проведения которого ребята посмотрели ролики о востребованных IT-профессиях, познакомились с интерактивным атласом профессий будущего и атласом IT-профессий. После этого они прошли профориентационное тестирование на определение своей возможной IT-профессии.

Час общения «Будь в теме» был организован в 10 «А» классе, в котором я являюсь классным руководителем. К мероприятию ребята готовились заранее: создавали презентации, искали материалы, просматривали видеоролики, изучали атлас профессий.

О чем говорили на мероприятии? Совершили экскурсию по разнообразию IT-профессий, выяснили, какие профессии уже исчезли или скоро исчезнут, а какие появятся, обсудили, как правильно выбрать профессию, какому ВУЗу отдать предпочтение, для чего созданы информационные технологии, и привели примеры, как эти технологии меняют нашу жизнь. Обменялись мнениями, что лучше: быть простыми наблюдателями перемен или стать теми, кто делает изменения, то есть айтишниками. Сделали вывод: чтобы быть успешным и продвинутым, надо постоянно учиться, самосовершенствоваться, быть всегда в курсе событий.

Акция «Час кода» в шестой школьный день продолжала своё шествие. На занятиях по интересам гимназисты были вовлечены в тему «Маincraft – это не только игра». В ходе занятия ребята узнали об истории создания игры Маincraft, об её создателе и том, что существует образовательная версия Minecraft и что с помощью Маincraft можно модернизировать и восстанавливать города. Тема для ребят очень интересная и актуальная, поэтому мероприятие вышло за рамки времени занятий.

Кипела у ребят работа и дома. Гимназисты самостоятельно продолжали выполнять задания: готовили презентации, работали с тренажерами code.org, создавали музыкальные проекты физкультминуток, смотрели видеоролики сайта "Урок цифры", просматривали и обсуждали с родителями предложенные видеосюжеты о людях, которые изменили наш мир.

И вот неделя закончилась. Рабочий процесс, который кипел и бурлил на волне положительных эмоций, закончился. Хотя… Хотя, наоборот, появилось много новых идей и задумок, которые мы будем воплощать. А «Часу кода» мы говорим: «До свидания! До следующего года!»

Шелягович Ирина

учитель информатики гимназии г. Дрогичина