За опытом – в сш №7 г. Барановичи

06.03.2017
15.02.2017 г. на базе ГУО «Средняя школа № 7 г. Барановичи» проводился областной семинар руководителей районных, городских методических формирования заместителей директоров по учебной работе «Современные технологии в практике управленческой деятельности заместителя директора по учебной работе».

Школа – это особое место, потому что здесь растят будущие поколения, а значит, как никто должны мыслить и действовать на перспективу. Именно поэтому педагоги не только учат, но и учатся сами, а задача руководителей – управлять этой сложной машиной так, чтобы она постоянно двигалась вперед, не застревала на ухабах, а ее пассажирам было комфортно.

С этой целью и проводятся семинары, где можно обменяться опытом, открыть что-то новое для себя. Вот и средняя школа №7 г.Барановичи стала площадкой для презентации опыта использования современных технологий в практике управленческой деятельности заместителей директоров по учебной работе. Здесь 15 февраля 2017 г.  прошел семинар для руководителей городских, районных методических формирований заместителей директоров по учебной работе Брестской области.

Презентация семинара

Открыла мероприятие заведующий учебно-методическим кабинетом г. Барановичи Елена Александровна Новик.

О проблемах педагогического мониторинга присутствующим рассказала методист УМЦ управленческой деятельности в образовании Брестского областного института развития образования Лариса Евгеньевна Медиченко. Она отметила, что качество педагогического процесса во многом зависит от его организации, от управления им, и в доказательство привела научные выводы. Так, много лет назад Дж. Джуран обнаружил, что только 15% отклонений в качестве зависит от непосредственных исполнителей, а 85% дефектов определяется недостатками управления. Автор концепции «постоянного улучшения качества» Э. Деминг после проверки этих чисел на протяжении многих лет пересмотрел их и в 1985 году представил новое соотношение: соответственно 6% и 94%. После и эти величины были скорректированы вновь – на этот раз 2% и 98%. Как было отмечено в докладе, возникает неоправданное смешение понятия «мониторинг» с другими областями: педагогической экспертизой, аттестацией, аккредитацией. Это мешает четкой поставке целей и задач, эффективному их решению.

Медиченко Л.Е.

Работа была организована в форме интерактивной полемики. Первый проректор ГУО «Брестский областной институт развития образования», кандидат филологических наук С.Г. Рачевский в дистанционном режиме онлайн выступил с методическим комментарием по проблемам мониторинга и управления качеством образования и предложил вопрос-стимул для обсуждения.

Директор школы А.А. Шпаковская справедливо полагает, что в современных условиях каждое учреждение образования несет ответственность за качество предоставляемых образовательных услуг, поэтому в школе осуществляется систематический сбор информации о результатах деятельности, их динамике и факторах, на них влияющих. Проведение мониторинга качества образования требует значительных временных затрат. В связи с этим в учреждении ведется активная работа по компьютеризации и информатизации, что позволяет перевести бумажную работу по обработке информации, оформлению и хранению результатов в электронный вид. Причем, большое внимание уделяется недопущению перегрузки педагогов излишним документооборотом. Следует отметить, все педагоги СШ №7 осуществляют мониторинг качества образования в своей профессиональной деятельности: согласно анкетированию 73% – делают это постоянно, 19% – иногда, а 8% – редко.

К выступлению директора его заместитель по учебной работе В.А. Купцова добавила, что постоянный мониторинг, в частности, осуществляется в отношении состояния образовательной среды, кадрового и материально-технического обеспечения, состояния образовательного процесса, системы воспитательной и идеологической работы.

Модель мониторинга качества образования СШ№ 7

Например, как и в каждом учреждении образования, налажен систематический планомерно-организованный целенаправленный мониторинг по определенному алгоритму в отношении динамики результатов учебной деятельности учащихся. Но самое примечательное, что данный мониторинг сопровождается психолого-педагогической диагностикой. Авторская группа «Референт» проводит тесты, и руководство школы имеет возможность соотнести обучаемость и обученность учащихся, их способности в тех или иных областях и скорректировать дальнейшие действия учителей-предметников, классных руководителей в отношении учащихся по результатам выработанных рекомендаций. Так, например, после очередного исследования была дана рекомендация разработать педагогическую модель обучения интеллектуально одаренных учащихся. Но стоит больше внимания уделять учащимся с высоким уровнем развития потенциальных способностей. Именно над решением этой проблемы на данный момент работают учебно-методические объединения учителей-предметников и социально-педагогическая и психологическая служба.

Солидарна с ними и руководитель методического совета И.Б. Лукашевич, которая считает, что генератором всех идей является методический совет школы, который объединяет инициативных, творчески работающих учителей. Составляя ядро, руководители учебно-методических объединений являются педагогическим катализатором, вносят новые идеи, вдохновляя коллектив на выполнение поставленных задач.

Каждый член сформированной команды единомышленников имеет возможность для самореализации в процессе достижения совместно поставленных целей, что позволяет создать в учреждении привлекательную и комфортную среду для организации образовательного процесса, поддерживать положительный имидж средней школы.

Гости, а это 19 представителей из областного центра и всех регионов Брестской области, познакомились с моделью и направлениями мониторинга качества образования в учреждении общего среднего образования, узнали, как составить программу работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебе. Организаторы уделили внимание ключевым критериям и показателям качества образования, принципам и функциям мониторинга.

Мониторинг  работы с учащимися с низкой мотивацией

Опыт работы был представлен в форме методической академии. Выступления педагогов и учащихся убедили участников семинара в том, что непрерывный управленческий мониторинг и есть тот механизм, который обеспечивает качество образования. Так, педагоги знакомили с тем, как проходит подготовка учащихся к централизованному тестированию, поделились секретами успешного выступления на предметных олимпиадах, учителя английского языка представили опыт организации многовекторного сотрудничества в целях повышения качества образования. Представлен был и опыт участия в белорусско-немецком проекте «Местная школьная повестка-21», продолжением которого стала работа в Ассоциации устойчивого развития образования. Рассказывали учителя и об участии в инновационных проектах, их практической значимости, ведь, несмотря на то, что проекты были рассчитаны на два года, положительные наработки используются до сих пор. Учащиеся тоже представляли свой опыт. Например, о том, что для них значит интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», какую перспективу имеет участие в конкурсах исследовательских работ, игра в английском театре и в движении креативности «Одиссея разума».

Методическая академия

Впечатлены были гости и фотогалереей «Школа: вчера, сегодня… всегда», с которой их познакомили юные экскурсоводы.

Одним словом, хозяева семинара (директор А.А. Шпаковская, заместители директора В.А. Купцова, В.Н. Недугова, Н.А. Зарожная, Е.В. Сетько, руководитель методического совета И.Б. Лукашевич) постарались, чтобы семинар прошёл и с пользой, и интересно.

 

Материалы для сайта БрОИРО подготовили –

 Медиченко Л.Е., методист БрОИРО;

Тукай А.П., учитель русского языка и литературы  ГУО «СШ № 7 г.Барановичи»