Басалай Галина Григорьевна

Басалай Галина Григорьевна,
директор ГУО «Святовольская базовая школа»
Ивацевичского района
svyatovol@ivacevichi.edu.by

Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент ребят от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе.

«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством».

Сделать свой выбор помогает профессиональная ориентация. Есть два способа выбора профессии. Первый – это метод проб и ошибок: человек ищет вслепую, пробуя себя в разных сферах, пока не поймёт то, что будет приносить ему средства, чтобы достойно жить и получать удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий. А возможен и другой путь: надо изучить, прежде всего, самого себя, свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы, познакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и только после этого соотнести их со своими личностными особенностями. И только тогда выбор профессии будет верным и удачным.

Профориентационная работа в школе базируется на следующих нормативно-правовых документах.

Нормативная и методическая основа профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях:

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании (2011);
  2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 №116 «Об утверждении положения о социально-педагогической и психологической службе учреждений образования»;
  3. Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 15.06.2010 № 125-З;
  4. Закон Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики» от 07.02.2009 № 65-З;
  5. Методические рекомендации Министерства образования и Министерства труда и социальной защиты по организации профессиональной ориентации школьников и учащейся молодежи ;
  6. Методические рекомендации Министерства образования по организации профессионального обучения учащихся на базе межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации;

Профориентационная работа с учащимися имеет несколько направлений:

- реализация идей разноуровнего обучения, факультативных занятий и кружковой деятельности;

- проведение общественно полезного труда;

- организация трудовой (производственной) практики;

- допрофессиональная и профессиональная подготовка учащихся;

- установление и реализация взаимосвязи учебных предметов с профессиональной средой;

- профориентационная поддержка взросления учащихся;

- использование современных информационно-коммуникационных технологий;

- проведение внеклассных мероприятий профориентационной направленности;

- профориентационная работа с родителями;

- оформление кабинета (уголка) профориентации.

Важнейшая задача школы — формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать. Оптимистичная перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов, способствует позитивному целостному становлению личности учащихся

Основной задачей, которая должна решаться в период обучения в 8–9-м классах, становится предпрофильная подготовка, позволяющая учащемуся осознанно выбрать профиль обучения, то есть, по сути, совершить первичное профессиональное самоопределение. От этого выбора в немалой степени зависят и успешность обучения в старших классах, и подготовка учащихся к следующей ступени образования, а в целом и к будущей профессиональной деятельности. Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей ждет молодого человека и тем больше вероятность, что общество в будущем получит хорошего профессионала.

Учащиеся, оканчивающие 9-й класс, должны быть готовы не только к профильному обучению, но и к дальнейшему жизненному, профессиональному и социальному самоопределению.

Особой проблемой для педагогов становится подготовка учащихся к осознанному выбору профиля обучения в процессе всего обучения в основной школе.

В нашем государственном учреждении образования «Святовольская базовая школа» в 2017-2018 учебном году пробно был открыт факультатив «Моё профессиональное будущее», в этом учебном году мы продолжаем работать по этому направлению. В настоящее время в нашей школе обучается 51 учащийся. Работает 17 педагогов.

Программа факультативных занятий «Мое профессиональное будущее» вводится на завершающем этапе обучения на II ступени общего среднего образования.

К окончанию базовой школы учащемуся предстоит сделать очень важный выбор, который проложит путь к будущей профессиональной деятельности, — выбор направления профильного обучения на III ступени общего среднего образования или профессионального обучения в учреждениях профессионально-технического, среднего специального образования.

Цель факультативных занятий «Мое профессиональное будущее» — дать знания и сформировать навыки, помогающие учащимся правильно выбрать профессию и реализовать свой профессиональный план с учетом собственных интересов, способностей и общественных потребностей.

Многие вопросы учебной программы факультативных занятий должны раскрываться с учетом местных социально-экономических условий, опыта учащихся, приобретенного на учебных занятиях по всем учебным предметам, а также опыта, приобретенного в результате участия в общественной жизни.

Школа находится на территории агрогородка «Святая Воля», в нём есть все значимые инфраструктуры. Для опытного и энергичного учителя не составило большого труда организовать и провести практические экскурсии в почтовое отделение связи,аптеку, дом культуры, больницу,лесничество, ОАО «Святая Воля», магазины. Также ребята посетили Телеханскую лыжную фабрику, хлебопекарню.Учащиеся не только посетили знакомые им места, но и на практике попробовали себя в качестве работника того или иного учреждения. При проведении факультативных занятий очень важны взаимоотношения между педагогом и учащимися. Должны быть полностью исключены авторитарные способы воздействия, а также контроль усвоения содержания образования в привычной форме. Педагог, ведущий факультативные занятия, должен видеть в каждом учащемся личность, заслуживающую внимания и уважения, защищать интересы учащегося, проявлять такт и мудрость в общении с ним. Необходимым условием успешного решения задач факультативных занятий является доверие учащихся к педагогу и уверенность в том, что открытость и откровенность не будут использованы им во вред.

После окончания 9 класса учащиеся, посещавшие факультатив «Моё профессиональное будущее», сделали свой выбор в пользу колледжа связи и педколледжа. В процессе работы с этими ребятами педагог смог рассмотреть склонности и правильно подтолкнуть их к выбору будущей профессии.

Педагог, который вел факультатив, тесно сотрудничал с классным руководителем и родителями учащихся.

Важное значение имеют и беседы родителей, их пример. Проводились родительские собрания, одно из них «Как помочь выпускнику школы выбрать профиль обучения».

Именно родители и ближайшие родственники оказывают наиболее существенное влияние на профессиональный выбор: школа и то содержание образования, которое предлагается в ней учащимся, не являются, как это может показаться на первый взгляд, наиболее значимым фактором профессионального самоопределения молодых людей.

Поэтому родители должны понимать всю ответственность, которую они несут за советы, пожелания, а иногда и требования, адресованные своему ребенку.

Как правило, родители высоко оценивают значимость образования в современной жизни и активно формируют у своего ребенка стремление к высшему образованию. Многие родители понимают, что получение молодым человеком ресурсов в сфере образования в значительной степени обусловливает в дальнейшем его социальную мобильность, доступ к общественным благам.

Стоит отметить новую интересную тенденцию в получении образования тех учащихся, родители которых имеют высокий достаток и занимаются самостоятельным делом. Здесь начинает работать новая схема: после школы — в дело, лишь потом (или параллельно с этим) — в то образовательное учреждение, которое принесет наибольшую пользу для профессионального роста (не обязательно в вуз). Таких семей по школе около пяти.

Данный, достаточно прагматичный, подход к образованию вообще и высшему — в частности у людей, имеющих высокий материальный достаток, можно признать в определенной степени прогрессивным. Более того, именно этот социальный слой оказывается потенциальным союзником модернизации общего образования: он настроен на переход от «школы науки» к «школе жизни», когда вместо ориентации на получение определенного набора знаний для поступления в вуз на первое место выходит подготовка к практической жизни в современном обществе.

Пожелание родителям: изучите интересы, возможности и способности своего ребенка. Ориентируйтесь на реальные пути построения профессиональной карьеры, не отбрасывайте возможность получения начального профессионального образования как вполне реального и эффективного этапа в профессиональной подготовке подростков после окончания основной школы.

При выборе профессии необходимо также иметь информацию о перспективах развития рынка труда, о наиболее востребованных в настоящее время профессиях и специальностях.

Нельзя оставить без внимания и такой фактор профессионального самоопределения, каквлияние сверстников. В силу возрастных особенностей для многих подростков мнение сверстников становится более значимым, нежели мнение родителей и учителей. Поэтому немало учащихся выбирают профиль обучения, образовательное учреждение «заодно» со своими друзьями. Подростки выбирают углубленное изучение тех или иных предметов для того, чтобы у них с друзьями было одинаковое расписание уроков, чтобы потом вместе поступать в один и тот же вуз и т.п.

Поэтому родителям при общении с подростком необходимо учитывать в каждом конкретном случае степень влияния сверстников на решение сына (или дочери) о выборе профессии, а также насколько такое влияние является положительным. В любом случае обсуждение решения подростка о профессиональном выборе должно вестись очень тактично, нельзя отзываться негативно о его друзьях.

Для того чтобы объяснить ребятам, что выбирать профессию за компанию не стоит, можно дать им возможность понять смысл такой притчи.

«Как-то раз животные решили, что должны совершить что-нибудь героическое, чтобы достойно решать проблемы нового мира. Посоветовавшись, они организовали школу и составили программу занятий, которая сложилась из бегания, лазания, плавания и полетов. Для того чтобы контролировать ее выполнение было легче, программу сделали абсолютно одинаковой для всех животных.

Что из этого вышло? Утка отлично преуспевала в плавании, даже лучше своего наставника, но у нее были посредственные оценки за полеты и еще хуже за бег. А поскольку она медленно бегала, ей приходилось оставаться после уроков и отказываться от плавания, чтобы учиться бегу. От бега ее лапки совсем ослабли, так что, в конце концов, она и плавать стала неважно. Но так как посредственные оценки в школе засчитывались, это никого не беспокоило, кроме самой утки.

Кролик же сначала был лучший в классе по бегу, но потом у него случился нервный срыв: ему надо было много наверстывать в плавании.

Белка слыла отличницей по лазанию, но вскоре у нее начались неприятности на занятиях по полету, где учитель заставлял ее взлетать с земли, а не спускаться с верхушки деревьев. У нее тоже произошел срыв от переутомления, и в результате она получила тройку за лазание и двойку за бег.

Орел вообще оказался трудным учеником, и его постоянно строго наказывали. На занятиях по лазанию он первым забирался на вершину дерева, но упорно делал это по-своему.

В конце учебного года аномальный лось, который умел отлично плавать, а также бегал, лазал и даже немного летал, получил самые высокие средние оценки и выступал на выпускном вечере от имени своего класса. А вот луговые собачки вовсе не стали ходить в эту школу, потому что администрация не включила в программу рытье нор. Они самостоятельно научили своих детей охотиться и позднее, объединившись с лисами, сурками и сусликами, создали преуспевающую частную школу».

Эта притча даёт возможность проследить ассоциации каждого ученика и их индивидуальность, подтолкнуть к самостоятельному выбору будущей профессии.

Последние изменения