Гордеюк Николай Владимирович,
директор ГУО «Замшанский УПК
детский сад – базовая школа»
Малоритского района
zamshany@tut.by
Проблема преемственности между дошкольным и общим средним образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между дошкольным образованием и школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.
Понятие преемственности трактуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. - это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования.
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:
- Состояние здоровья и физическое развитие детей.
- Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
- Умственные и нравственные способности учащихся.
- Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.
- Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться с взрослыми и сверстниками.
Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе.
Согласно п.п.15, 22 ст.156 Кодекса Республики Беларусь об образовании учебно-педагогический комплекс- это учреждение общего среднего образования, в котором осуществляются обучение и воспитание на уровнях дошкольного и общего среднего образования, реализуется программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также могут реализовываться образовательные программы специального образования, образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих), программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, и в целях спортивной подготовки учащихся или подготовки спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса может организовываться учебно-тренировочный процесс по видам спорта
Детский сад – базовая школа– это учебно-педагогический комплекс, в котором реализуется образовательная программа дошкольного образования для воспитанников дошкольного возраста, осуществляются обучение и воспитание на I, II ступенях общего среднего образования, реализуется программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также могут реализовываться образовательные программы специального образования, образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих), программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, и в целях спортивной подготовки учащихся может организовываться учебно-тренировочный процесс по видам спорта.
Перед дошкольным и начальным образованием в обеспечении преемственности и непрерывности в организации образовательной, учебно-методической, воспитательной работы стоят следующие задачи:
- создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника;
- обеспечение условий для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.
Учреждение образования в д. Замшаны было реорганизовано в школу-сад в 2007 году. На тот момент в детском саду было 2 группы, работали 3 воспитателя, заведующий детским садом. После реорганизации функции заведующего перешли на директора школы, заместителя заведующего – на заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Как учебно-педагогический комплекс учреждение образования было зарегистрировано в 2011 году. Школа и детский сад размещаются в одном здании. После уроков первоклассники находятся на режиме детского сада.
Основная цель взаимодействия школы и детского сада – обеспечение взаимосвязи и преемственности в воспитании и обучении детей в подготовительной к школе группах и первом классе школы.
В 2018-2019 учебном году учебно-педагогический комплекс посещают 15 дошкольников и 5 первоклассников, в двух разновозрастных группах детского сада. С учащимися работает учитель, с дошкольниками – воспитатели дошкольного образования.
Согласно распределению функциональных обязанностей в нашем учреждении дошкольное образование курирует заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
К функциям директора по созданию системы контроля в области дошкольного образования относятся:
- контроль за исполнением нормативных правовых документов;
- контроль за исполнением инструктивно-методических документов, рекомендаций инспектирующих лиц и т.д.;
- руководство и контроль за работой персонала;
- контроль за организацией образовательного процесса;
- контроль за выполнением принятых решений и др.
На постоянном контроле у руководителя находятся:
- выполнение инструкций по охране жизни и здоровья детей;
- питание детей:
- выполнение санитарно-эпидемиологического режима;
- соблюдение правил внутреннего распорядка;
- соблюдение охраны труда, пожарной безопасности;
- выполнение режима дня, посещаемость детей;
- состояние документации; работа с неблагополучными семьями
- финансово-хозяйственная деятельность.
К функциям заместителя директора, курирующего дошкольное образование, по созданию системы контроля относятся:
- контроль за образовательным процессом;
- осуществление контроля за физическим воспитанием и развитием детей;
- выполнение инструкций по охране жизни и здоровья детей, обеспечением безопасных условий жизнедеятельности;
- контроль за реализацией программы, внедрением технологий, инноваций, материалов методической учёбы;
- контроль за материально-техническим обеспечением образовательного процесса;
- контроль за организацией питания детей;
- контроль за созданием адекватной предметно-развивающей среды;
- контроль за научно-методическим обеспечением образовательного процесса;
- контроль за организацией работы с родителями;
- контроль за документацией педагогов;
- контроль за повышением квалификации, самообразованием педагогов;
- контроль за выполнением решением и др.
В начале учебного года при составлении всех разделов годового плана как участники образовательного процесса учитываются воспитанники и педагоги дошкольного образования. Совместно с воспитателями составляется план работы по преемственности.
Организация работы по преемственности осуществляется по следующим направлениям:
- методическая работа с педагогами;
- работа с родителями;
- работа с детьми.
Методическая работа осуществляется через проведение совместных для педагогов школы и детского сада:
- инструктивно-методических совещаний;
- открытых показов образовательной деятельности в детском саду и школе;
- заседаний методического объединения учителей начальных классов и воспитателей дошкольного образования;
- взаимопосещений уроков и занятий
Работа с родителями осуществляется через:
- совместные родительские собрания с педагогами дошкольного образования и школы, где рассматриваются проблемы подготовки ребёнка к школе, выбора программы обучения детей;
- информационные стенды, сайт учреждения образования;
- индивидуальные консультации с воспитателями и учителями.
Работа с детьми заключается:
- в проведении экскурсий воспитанников в школу;
- в проведении совместных праздников;
- в знакомстве и взаимодействии дошкольников с учителями, учениками начальной школы;
- в участии в игровых программах, спортивных состязаниях;
- в проведении выставок рисунков.
Совместная деятельность педагогов детского сада и школы обеспечивает успешную адаптацию детей к обучению в первом классе.Данные ежегодно проводимого мониторинга показывают, что у 70% выпускников дошкольного образования высокий уровень адаптации к школе, у 30% - средний уровень адаптации.
Нахождение первоклассников в стенах детского сада, режим дошкольного учреждения продлевает на год ощущение детства. В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, она по-прежнему значима и актуальна. Необходимо отметить, что в основе игры ребенка лежит та или иная деятельность, которую в дальнейшем он может использовать в практике. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.
План cовместной работы школы и детского сада по вопросам преемственности
№ | Организационно-педагогическая деятельность | Методическая работа | Работа с родителями | Сроки | Ответст-венный |
---|---|---|---|---|---|
1. | Приём детей в группы и 1-й класс. Составление социально-педагогического паспорта микрорайона | Инструктивно-методическое совещание воспитателей старшей группы и учителей начальных классов | Анкетирование родителей по вопросам семейного воспитания | август | Воспитатели, педагог социальный, учитель 1-го класса |
2. | Участие воспитанников детского сада в торжественной линейке, посвящённой Дню знаний. Знакомство детей со школой. Составление психолого-педагогических характеристик учащихся 1-го класса. Диагностика их уровня развития | Обсуждение плана совместной работы по вопросам преемственности Посещение уроков в 1-м классе с целью изучения адаптации детей к школе | Родительское собрание “Единство требований семьи, сада и школы в воспитании личности ребёнка”> Консультации родителей по вопросам диагностики | сентябрь | Воспитатели, педагог социальный, учитель 1-го класса, заместитель директора по УВР |
3. | Анализ уровня адаптации учащихся 1-го класса к обучению в школе | Педагогический консилиум по вопросам адаптации к обучению. Взаимопосещение урок | Индивидуальные собеседования с родителями на тему “Режим дня – один из главных факторов воспитания” | октябрь | Воспитатели, учитель 1-го класса, заместитель директора по УВР |
4. | Выставка рисунков и изделий из природного материала “Осенняя фантазия”. Работа по коррекции речи | Смотр новинок методической литературы. Накопление материала в кабинетах | Анкетирование по проблеме “Педагог в глазах родителей и детей” | ноябрь | Воспитатели, учитель 1-го класса, заместитель директора по УВР |
5. | Подготовка к новогодним праздникам. Совместная работа по изготовлению игрушек для новогодних ёлок. Участие учащихся и воспитанников в новогодних праздниках | Взаимопосещение уроков и занятий, контроль выполнения режима сада и школы | Совместная подготовка к новогодним праздникам | декабрь | Воспитатели, учитель 1-го класса |
6. | Дни открытых дверей “Наши первые успехи” | Посещение и анализ уроков и мероприятий в 1-м классе | Участие родителей в днях открытых дверей. Практикум “Как избежать в семье стрессовых ситуаций” | январь | Воспитатели, учитель 1-го класса, заместитель директора по УВР |
7. | Праздник “Мой папа” | Посещение и анализ мероприятий в 1-м классе и садовой группе | Коллективное дело “Семья, которая много читает” | февраль | Воспитатели, учитель 1-го класса |
8. | Праздник “Всё начинается с матери” | Отчёт учителя 1-го класса об итоговом изучении уровня адаптации учащихся | Коллективное дело “Птичий домик” | март | Воспитатели, учитель 1-го класса |
9. | Изготовление учащимися вспомогательного материала для занятий | Анализ работы учителя и воспитателя по коррекции развития личности | Тематические выставки “Подготовка детей к школе”, “Уголок ученика” | апрель | Воспитатели, учитель 1-го класса, заместитель директора по УВР |
10 | Праздник “Прощание с детским садом” | Методическое совещание “Создание условий и организация обучения шестилеток” | Диспут “Почему ребёнок не успевает в учёбе?” | май | Воспитатели, учитель 1-го класса, заместитель директора по УВР |
Учебно-педагогический комплекс не только имеет предпосылки для успешной реализации преемственности между учреждением дошкольного образования и школой, но и даёт возможности организации дополнительного образования, направленного на развитие личности воспитанника, его творческих способностей, познавательного интереса.
Как результат, адаптация первоклассников к школе происходит практически безболезненно. С первым учителем дети старших групп и их родители знакомятся задолго до начала учебного года. С мамами и папами проводим информационно-разъяснительную работу. Ведь порой бывает, что именно родителям трудно адаптироваться к новой деятельности ребёнка, его новому социальному статусу. Сотрудничая с семьёй по подготовке детей к школе, учитываем запросы и интересы родителей.
Традиционно в мае проводим совещание при директоре по вопросам готовности педагогов, учреждения образования к осуществлению перехода детей из учреждения дошкольного образования в начальную школу.
В первые месяцы обучения осуществляем наблюдение за процессом адаптации детей к школьной жизни. Организуем посещение занятий в 1 классе педагогом-психологом, учителем-дефектологом, воспитателем, администрацией школы, медицинским работником. Готовим информацию для заседания методического объединения воспитателей дошкольного образования и учителей начальных классов «Школьная адаптация. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся 1 класса».
Показатели здоровья и физического развития ребёнка отслеживаются нами до поступления его в школу. У детей, закончивших в этом году 1 класс, не изменилась группа здоровья, не увеличился значительно уровень заболеваемости, что свидетельствует о правильном подходе к планированию мероприятий по здоровьесбережению на первых уровнях основного образования. Заболеваемость воспитанников старшей группы составила 1,8 дня, за время обучения в 1 классе — 2.
Главное в работе по преемственности: сохранение самоценности дошкольного возраста и формирование предпосылок к учебной деятельности.