Кукса Татьяна Викторовна,
директор ГУО «Квасевичская базовая школа»
Ивацевичского района
kvas@ivacevichi.edu.by
Выбор профессии важный шаг в жизни каждого человека. Профессия человека своего рода судьба, поэтому стоит потратить время, чтобы основательно и заблаговременно ее планировать. Каждый человек при выборе профессии руководствуется разными принципами: кому-то посоветовали родители, кто-то пошел учиться вместе с товарищем, подругой, кто-то выбрал популярную, модную профессию, но есть и такие учащиеся, у которых нет проектов собственного будущего, они не умеют планировать свою деятельность. В таком случае выбор профессии оказывается скорее случайным, чем осознанным. Даже при самых благоприятных обстоятельствах выбор профессии становится все более трудной задачей, поскольку само общество становится все более сложным. Если подросток не поймет, какой вид деятельности для него является самым подходящим, какая работа принесет ему наибольшее удовлетворение, в чем он сможет реализовать себя, то выбрав, так сказать, не свою профессию, в результате может получить неудачную жизнь, т.е. нелюбимую работу, от которой никогда не получит ни какого удовлетворения.
Поэтому одним из основных направлений деятельности современного учреждения образования является организация эффективной допрофильной и допрофессиональной подготовки учащихся путем эффективного использования ресурсов факультативных занятий и воспитательных мероприятий.
Допрофильная подготовка является неотъемлемой частью профильного обучения и представляет собой систему педагогической, психологической, информационной, организационной деятельности, которая содействует самоопределению учащихся 8-9 классов в выборе ими последующих направлений профильного обучения, сферы их будущей профессиональной деятельности.
Я хочу рассказать, как ведется допрофильная подготовка и профориентационная работа в нашем учреждении образования.
В нашем государственном учреждении образования «Квасевичская базовая школа» в 2018/2019 учебном году обучается 45 учащихся. Из них 22 учащихся на первой ступени, и 23 учащихся на второй ступени общего среднего образования. Педагогический коллектив состоит из 12 педагогов. Как и во всех малокомплектных учреждениях образования из-за малой численности учащихся отсутствуют должности заместителя директора по учебной и воспитательной работе, педагога-организатора, педагога социального и психолога. Поэтому основную работу по организации допрофильной и допрофессиональной подготовки проводит руководство школы, классные руководители, учителя-предметники, помощь оказывают ГУО «Социально-педагогический центр Ивацевичского района», медицинские работники Квасевичской амбулатории.
В школе накоплен определенный опыт профориентационной работы:
оформлен уголок профориентации,
создан банк данных об учебных заведениях региона, республики,
оформлены папки о профессиях,
оформлены информационные стенды «Правила выбора профессии»,
«Профориентация в школе», «Для Вас, выпускники», на которых размещена информация о правилах приема в высшие учебные заведения, средние специальные и профессионально-технические учебные заведения, информация об учебных заведениях, рекомендации психолога по выбору профессии. Для учащихся 9 класса организованы факультативные занятия «Основы выбора профессии», проводятся мероприятия профориентационной направленности в шестой школьный день.
Цель нашей профориентационной работы:
создание условий для воспитания сознательного отношения к труду, профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда;
создание действенной профориентации, которая бы способствовала формированию у учащихся потребности в профессиональном самоопределении в соответствии с желаниями, способностями учащихся.
Основные задачи профориентационной работы в нашем учреждении образования:
сформировать у учащихся знания о мире труда и профессий, требованиях профессии к личности;
сформировать у учащихся положительное отношение к труду и активную позицию по отношению к выбору будущей профессии;
научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
научить анализировать свои возможности и способности формирования общественно значимых мотивов выбора профессии.
Профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профессиональной работе привлечен весь коллектив школы, поэтому мы строим её следующим образом: координатором деятельности является руководитель школы, который планирует и контролирует работу коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению, осуществляет анализ работы, проводит педагогические советы, производственные совещания, отслеживает участие в предметных олимпиадах, организует повышение квалификации классных руководителей, учителей-предметников.
В соответствии с нормативными документами выполняют рекомендации координатора: классный руководитель, учителя-предметники, по приглашению руководства школы с учащимся работают представители ГУО «Социально-педагогический центр Ивацевичского района», медицинские работники Квасевичской амбулатории. В своей работе соблюдаем принципы: систематичности и преемственности, т.е. работаем с первого по выпускной класс; выбираем подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях, жизненных планах, от уровня успеваемости; работаем взаимосвязано: школа, семья, профессиональные учебные заведения, общественные молодежные организации.
Профориентационную работу классного руководителя, на протяжении всей его деятельности с классом на второй ступени общего среднего образования, условно можно разделить на три этапа
Первый включает в себя изучение профессиональной направленности, интересов, склонностей учащегося, его желания. Этот этап работы можно назвать одной фразой: «ЧТО Я ХОЧУ». И если, например, учитель с ребятами напишет список профессий, которые интересны им, и которые они хотели бы освоить, этот список получится очень длинным. Но одного «хочу» в выборе профессии мало. Вступает в действие уже второй этап деятельности классного руководителя.
Второй этап включает в себя состояние здоровья, изучение личностных особенностей учащихся. Кто-то из ребят склонен к активной деятельности, а кому-то нравится выполнять работу, требующую внимания, усидчивости. Здесь же необходимо учитывать уровень знаний и личные способности учащихся, осведомленность в разных областях деятельности, уровень интеллектуального развития. Большое значение при выборе профессии имеет и материальное состояние семьи. Второй этап работы с учащимися можно назвать одной фразой, «ЧТО Я МОГУ». Теперь условный список профессий, который был написан, в соответствии с интересами ребят, редактируется классным руководителем и учащимися, в соответствии с возможностями ребят. Список станет более кратким, но более реальным.
Третий этап работы включает в себя изучение специфики регионального рынка труда, спрос на данную профессию, а также возможность построения профессиональной карьеры, в том числе, освоения смежных специальностей. Этот этап деятельности можно назвать одной фразой: «ЧТО НАДО». Из отредактированного списка учащиеся могут уже сами выбрать те профессии, которые нужны на рынке труда, которые дают человеку больше возможностей в построении профессиональной карьеры, профессии к которые соответствуют способностям и интересам учащихся, их ценностным ориентациям и их возможностям.
Работа классного руководителя на всех перечисленных этапах неразрывно связана с работой учителей-предметников, которые способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности учащихся. Для этого ими используются различные методы и средства: предметные недели, олимпиады, факультативы, семинары, конкурсы и многое другое.
Представители государственного учреждения образования «Социально педагогический центр Ивацевичского района» оказывают помощь в проведении профориентационной работы только по запросу руководства школы. Их работа заключается в проведении консультаций для учащихся по социальным вопросам, в изучении профессиональных интересов и склонностей учащихся через проведение анкетирования, тренинговых занятий по профориентации учащихся.
Медицинские работники формируют у учащихся установку на здоровый образ жизни, проводят консультирование учащихся по вопросам влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру.
В целях повышения качества организации профориентационной работы, особое внимание уделяется работе с родителями. Роль родителей в профориентации своих детей велика. Их жизненный и трудовой опыт, авторитет, уровень материального обеспечения семьи оказывает большое влияние на выбор будущей профессии. Хорошее отношение к своей работе со стороны отца, матери, старших братьев, сестер, их удовлетворенность своей профессией, часто являются достаточным моральным стимулом для того, чтобы подросток заинтересовался содержанием их труда и в дальнейшем выбрал одну из «семейных» профессий.
Формы профориентационной работы классного руководителя с родителями учащихся весьма разнообразны.
Классные тематические родительские собрания.
В 5-7 классах они направленны на трудовое воспитание учащихся. Например: «Маленькое дело лучше большого безделья», «Роль семьи в развитии способностей ребенка».
В 8-9 классах родительские собрания направленны на выбор профиля обучения: «Выбор профиля обучения», «Значимость выбора в жизни человека», «Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребёнка».
Классные часы с привлечением родителей, представляющих определенную профессию.
Тематика и форма проведения таких классных часов может быть разнообразной. Например, «Ярмарка профессий» (5-7 класс), конкурс загадок «В мире профессий» (5-7 класс), «Путешествие в страну профессий» (5-7 класс), «Все профессии нужны, все профессии важны» (5-7 класс), дискуссия «Мы хотим быть…» (8-9 класс), «Карнавал профессий» (8-9 класс), диспут «В поисках будущей профессии» (8-9 класс).
Родительские лектории по вопросам профориентации.
Лектории с родителями проводят не только классные руководители, но и приглашенные специалисты. Тематика лекториев разнообразна. Например: «Роль семьи в развитии склонностей и способностей, формирования познавательных и профессиональных интересов ребенка» (5 6 классы), «Роль ценностей и мотивов в выборе профессии»(7-9 классы), «Соответствие профессионального выбора учащихся их психофизическим особенностям» (9 класс), «Пути получения профессии подростками» (9 класс).
Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора учащимися профессий.
В наше время многим родителям самим очень сложно разобраться в существующем многообразии профессий. Поэтому они часто обращаются за помощью к классному руководителю, который может проинформировать о состоянии рынка труда, об учебных заведениях, дать советы по поводу алгоритма действий при выборе профессии, посоветовать обратиться за помощью к педагогу-психологу. Но ни в коем случае нельзя советовать определенную профессию, потому что только сам учащийся должен сделать свой профессиональный выбор. Темы, по которым оказывают консультации классные руководители: «Как помочь подростку выбрать профессию?», «Темперамент и профессия», «Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, согласованные с выбором профиля обучения», «Учебные заведения Республики Беларусь», «Анализ рынка труда и востребованности профессий в районе», «Медицинские аспекты при выборе профессии».
Совместные детско-родительские профориентационные игры.
Такие игры интересны учащимся любого возраста. Тематика и формы проведения таких игр также весьма разнообразны. Это может быть игра-путешествие «Все о профессиях» (5-7 класс), интеллектуальная игра «Профессии современности» (8-9 класс), игра «Что? Где? Когда?» по профориентации (8-11 классы) и т.п. Игровая атмосфера дает возможность учащимся и их родителям получить море позитивных эмоций, а также узнать о различных профессиях.
Организация для родителей встреч со специалистами и представителями учебных заведений.
Анкетирование родителей учащихся, которое помогает выявить отношение родителей к профессиональному самоопределению их ребенка, степень влияния родителей на процесс профессионального выбора учащихся. Благодаря анкетированию можно корректировать поведение родителей и учащихся в плане выбора будущей профессии.
Привлечение родителей к участию в проведении экскурсий учащихся на предприятия и в учреждения профессионального образования.
Совместные экскурсии детей и родителей на предприятия и в учреждения профессионального образования дают возможность учащимся и их родителям познакомиться с определенной профессией на практике, узнать все, что их интересует в данной профессии. Совместные экскурсии в учреждения профессионального образования положительно влияют на профориентационные знания учащихся и их родителей.
Информирование родителей (оформление информационного стенда по профориентации, выставки, знакомство с сайтами учреждений профессионально-технического и среднего специального образования региона, выпуск буклетов для родителей и т.д.).
Ориентироваться в мире профессий без информационной поддержки невозможно. Подготовить учащихся к жизни в современном обществе, научить ориентироваться в мире профессий, в социуме в целом это одна из основных задач классного руководителя. В рамках профориентационной работы с учащимися проводятся встречи с представителями таких профессий, как пожарный, слесарь, токарь, врач, милиционер. Нравятся ребятам активные формы знакомства с миром профессий это экскурсии на предприятия. Учащиеся нашей школы побывали на многих предприятиях района: это Ивацевичский хлебный комбинат, Квасевичская пухо-перовая фабрика, Коссовская мебельная фабрика, Ивацевичский РОЧС, РОВД Ивацевичского райисполкома, машинный двор ОАО «Квасевичи», стеклозавод «Неман», кондитерская фабрика «Слодыч», Ивацевичская РЦБ, цех по производству минеральной воды «Дворцовая» и др.
На должном уровне осуществляется в учреждении образования трудовое воспитание учащихся. В летний период учащиеся школы задействованы в работе на пришкольном участке, где выращивается урожай для школьной столовой. Для стимулирования трудовой деятельности учащихся, формирования у них трудовых навыков и умений, воспитания добросовестного отношения к выполняемой работе в школе организовываются следующие трудовые дела: один раз в четверть в каждом классе проводится акция «Уют», осенью и весной учащиеся принимают активное участие в традиционном трудовом десанте «Чистый двор», акция «Сохрани дерево сдай макулатуру».
Много профориентационных и воспитательных мероприятий запланировано в связи с объявлением 2018 года Годом малой родины. Ребята будут принимать активное участие в наведении порядка на местах своего проживания и на территории своего сельского совета, запланированы экскурсии на предприятия своего района.
Результатом допрофильной и профориентационной работы нашего учреждения образования является следующая информация о распределении наших выпускников. За последние пять лет в учреждении образования наблюдается следующий процент поступления в учебные заведения: в 2013/2014 учебном году с 14 выпускников пятеро (36%) поступили в ВУЗЫ, трое (21%) приобрели средне-специальное образование, пятеро (36%) профессионально-техническое образование, один (7%) учащийся трудоустроился, в 2014/2015 учебном году из 7 выпускников 3 (43 %) поступили в ВУЗЫ, 4 (57 %) приобрели средне-специальное образование. В эти учебные годы учреждение образования имело статус средней школы. В 2015/2016 учебном году из 6 выпускников 9 класса 4 (66%) продолжили получать среднее образование по выбранным профилям и в 2018 году успешно поступили в высшие учебные заведения, один (17%) выпускник обучался в кадетском училище, теперь получает высшее образование, 1 (17%) выпускник приобретает средне-специальное образование, в 2016/2017 учебном году из 7 выпускников 6 (86%) приобретают среднее образование, 1 (14%) выпускник средне-специальное образование, в 2017/2018 учебном году из 3 выпускников 1 (33%) учащийся продолжил учебу в лицее Ивацевичского района, 2 (67%) будут приобретать средне-специальное образование.
Подводя итоги профориентационной работы в учреждении образования можно сделать выводы:
В учреждении ведется целенаправленная работа по профориентации обучающихся с учетом запроса экономики современного общества.
План профориентационной работы реализован на достаточном уровне.
В организации профориентационной деятельности с обучающимися используются разнообразные формы внеклассной деятельности, современные педагогические технологии.
Для более успешной работы в учреждении желательно оставить единицу педагога социального, заместителя директора по УВР.