Якушик Светлана Николаевна

Якушик Светлана Николаевна,
директор ГУО
«Осовский учебно-педагогический комплекс
детский сад-базовая школа» Кобринского района
osa@kobrin.edu.by

«Школа не должна вносить резкой перемены в жизни ребёнка. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляется лавиной впечатлений» - так писал В. А. Сухомлинский о преемственности между дошкольным и начальным обучением.

Наше учреждение образования «Осовский учебно-педагогический комплекс детский сад – базовая школа» размещено в живописном пограничном уголке Беларуси, где с одной стороны граница с Украиной, с двух других – земли Малоритского района. В 1993 году в деревне, теперь это агрогородок, на самом высоком месте было построено новое типовое двухэтажное здание средней школы проектной мощностью 260 мест. На момент открытия в учреждении было около 150 человек. Детского сада в микрорайоне школы не было. В 2006 году в нашем учреждении по Программе развития агрогородков был сделан капитальный ремонт и в одном крыле здания открылась разновозрастная группа детского сада проектной мощностью 12 мест. Стало новое учреждение «Осовский детский сад-средняя школа». В саду на тот момент было 12 воспитанников и в школе более 120 учеников. Но, к сожалению, время и экономическое развитие базового предприятия тогда колхоза «Дружба народов» внесли свои изменения. Стали выезжать семьи, молодёжь перестала селиться в нашей местности, а это повлекло за собой резкое уменьшение численности учеников. В 2013 году решением Кобринского райисполкома наше учреждение реорганизовано в «Осовский учебно-педагогический комплекс детский сад-базовая школа», а в 2015 году, для того чтобы сохранить инфраструктуру на этой территории, руководство района в нашем учреждении разместило детский социальный приют на 19 мест. Теперь в одном большом здании вместе живут два учреждения: «Осовский учебно –педагогический комплекс детский сад-базовая школа» и филиал Кобринского социально-педагогического центра «Детский социальный приют», в котором дети, изъятые из семей живут круглосуточно, а учатся у нас.

Живём мы на одной территории, пользуемся общими помещениями это: столовая и помещения пищеблока, большой актовый зал, спортивный зал площадью 244 квадратных метра, фойе учреждения, где стоит теннисный стол. Им пользуются не только перед уроками, на переменах, после уроков, но и вечером воспитанники приюта. Они свободно могут играть в теннис, ведь для того, чтобы зайти в школу, им не надо выходить на улицу, достаточно открыть дверь, ранее соединяющую рекреации одного здания.

Живём мы дружно все вместе одним небольшим коллективом. Ведь на сегодняшний день в учреждении 32 обучающихся и 10 воспитанников детского сада. Воспитанники приюта дошкольного возраста посещают группу детского сада, учащиеся – школу. Малыши, идя в сад, каждый день проходят рецепшен учреждения, школьные коридоры. Каждый день они видят не только воспитателя и помощника воспитателя, но и всех работников учреждения. Руководитель физвоспитания в детском саду, это учитель физического здоровья и спорта в школе. Он не пугает их, когда они приходят в первый класс. Учитель музыки тоже работает музыкальным руководителем в саду. То есть новые учителя в первом классе не настораживают детей, наоборот, они к ним уже привыкли. Кабинет первоклассников находится возле детского сада, стоит открыть дверь и ты в знакомой обстановке, со знакомыми и очень близкими не только взрослыми, но и младшими друзьями. А первоклассники очень часто перед уроками, на переменках бегут в детский сад. Но не только на этом заканчивается преемственность. В учреждении стало традицией проводить общешкольные мероприятия всем вместе: и дошкольникам и школьникам с приглашением родителей. На такие праздники к нам очень часто приходят работники местного предприятия, работники социального приюта (ведь их дети тоже активные участники), наши работники, а родители у нас одни, что у школьников, что у дошкольников. Стали традицией в нашем учреждении такие праздники как: День Знаний, День Учителя, Дни здоровья, День Матери, новогодние мероприятия, Женский день 8 марта и конечно же, Последний звонок. Дошкольники являются постоянными гостями на мероприятиях в начальных классах, а те, соответственно, являются зрителями в детском саду. Учителя начальных классов, которые готовятся к набору первоклассников, посещают занятия в группе детского сада, а для дошколят и их родителей в апреле проводится неделя открытых дверей, где детки вместе со своими родителями сидят на уроках и более подробно знакомятся с особенностями школьной жизни. Кроме этого все пятилетки, выпускники детского сада, ежегодно в июне проходят оздоровление в пришкольном лагере с дневным пребыванием, где привыкают и к большему коллективу, и к учителям – воспитателям, и к столовой. В учреждении у нас есть очень хороший историко – краеведческий музей «Память», который был создан путём соединения нашей этнографической комнаты и военно-исторического музея деревни Борисовка. Деревни, повторившей судьбу Хатыни, но возродившейся из пепла. Сейчас в нашем музее три экспозиции: «История региона до Великой Отечественной войны», «Трагедия деревни и народа», «История развития колхоза Дружба народов». Посетителями музея являются все от воспитанников до учащихся. Там проводятся некоторые мероприятия, занятия и уроки. Посетить наш виртуальный музей, который размещён на сайте нашего учреждения, мы приглашаем и всех присутствующих здесь.

У нас нет границы между воспитанником детского сада, воспитанником приюта и учащимся школы, мы – все вместе. У нас один дом, одна территория, одно всё. Мы один за одного в ответе. У нас нет неталантливых детей. Все дети у нас маленькие таланты. Они ставят сценки, и поют, и танцуют, и декламируют, а если, ребёнок мал, и в силу своего возраста, не может ещё проявить себя, он то же не остаётся не замеченным, в общей колонне или строю он просто постоит и помашет шариком. А это тоже участие в жизни учреждения.

А ещё мы сами выращиваем себе овощи. Ни один ученик или работник школы не станет возражать тому, что эта заготовка пойдёт на приготовление обедов для дошколят. Это нормально, помочь малышам. Малыши в свою очередь вносят посильный вклад в уборку и благоустройство территории. И только так сообща, все вместе, мы достигаем определённых результатов. А у нас они действительно есть. Это дипломы и похвальные листы за творческие конкурсы, за участие в спортивных соревнованиях в своей подгруппе. Ежегодно у нас есть дипломы за участие во втором туре олимпиады по учебных предметах, а этой весной наш ученик 8 класса Зановский Андрей вместе с учителем географии Ковалевич Ларисой Николаевной заняли второе место в областной олимпиаде по биологии. На линейках в присутствии всего коллектива, гостей, родителей, в торжественной обстановке вручаем награды, дипломы, сертификаты участников международных конкурсов. Чаще всего такие мероприятия приурочиваем ко Дню знаний, Последнему звонку. Если в середине учебного года, то это торжественная линейка с присутствием всех «жителей» нашего большого школьного дома. Вот так организована преемственность в нашем учреждении, а ведь преемственность – это та нить, которую нельзя разрывать, это связь, которую надо поддерживать.

Конечно, наряду со всем позитивом, у нас есть и проблемы: это и отдалённость от города (41 километр). Малая наполняемость классов не даёт нам возможности организовать факультативные занятия во всех классах, занятия объединений по интересам, участвовать во всех районных мероприятиях. Мы не можем укомплектовать команды мальчиков и девочек для участия в соревнованиях, у нас они все сборные, но в то же время результативные, среди школ своей подгруппы, буквально 14 сентября такая команда привезла диплом первой степени по футболу. У нас девочки играют вместе с мальчиками. Нам сложно организовывать экскурсионные поездки без участия других школ. Но самая большая проблема – это материально-техническое оснащение кабинетов. Мы не собираем деньги с родителей ни на ремонт, ни на моющие средства, ведь из 32 учащихся трое – это воспитанники социального приюта, 11 – дети, состоящие на учёте СОП, ещё 9 – это многодетные семьи. Мы не можем брать деньги у таких детей. Им самим нужна помощь. У нас нет телевизоров во всех кабинетах, но у нас есть переносной экран, ноутбук и мультимедийная установка. А в классах наполняемостью 2-6 человек всем видно и слышно с простого компьютера или ноутбука. Мы живём за внебюджетные средства, которые заработать нам становится всё сложнее и за помощь и поддержку отдела образования. Базовое предприятие нам, к сожалению, тоже не помогает – у них самих ничего нет. Мы выживаем сами. Мы не жалуемся, мы живём, стараемся развиваться, не топчемся на одном месте. А если живёт школа, то живёт и деревня. И на вопрос: «Ну как вы там?» Я всегда отвечаю: «Мы ещё живём…»

И свое небольшое выступление мне бы хотелось закончить стихотворением Гиппократа, которое является моим жизненным кредо, моим напутствием, моим символом:

Умейте управлять собой,

Во всём ищите доброе начало,

И, споря с ложною судьбой,

Умейте начинать сначала.

Споткнувшись, - самому вставать,

В себе самом искать опору,

При быстром продвижении в гору-

Друзей в пути не растерять.

Не злобствуйте, не исходите ядом,

Не радуйтесь чужой беде,

Ищите лишь добро везде,

Особенно упорно в тех, кто рядом.

Не умирайте пока живы!

Поверьте, беды все пройдут.

Несчастья тоже устают

И завтра будет день счастливый!

Надо верить, что такие школы, как наша, тоже наполнятся детьми, хотя для этого нужно чудо. Но надежда умирает последней.