Гордеюк Николай Владимирович

Гордеюк Николай Владимирович,
директор ГУО «Замшанский УПК
детский сад – базовая школа»
Малоритского района

zamshany@tut.by

Проблема преемственности между дошкольным и общим средним образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между дошкольным образованием и школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.

Понятие преемственности трактуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. - это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования.

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:

  1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.
  2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
  3. Умственные и нравственные способности учащихся.
  4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.
  5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться с взрослыми и сверстниками.

Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе.

Согласно п.п.15, 22 ст.156 Кодекса Республики Беларусь об образовании учебно-педагогический комплекс- это учреждение общего среднего образования, в котором осуществляются обучение и воспитание на уровнях дошкольного и общего среднего образования, реализуется программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также могут реализовываться образовательные программы специального образования, образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих), программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, и в целях спортивной подготовки учащихся или подготовки спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса может организовываться учебно-тренировочный процесс по видам спорта

Детский сад – базовая школа– это учебно-педагогический комплекс, в котором реализуется образовательная программа дошкольного образования для воспитанников дошкольного возраста, осуществляются обучение и воспитание на I, II ступенях общего среднего образования, реализуется программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также могут реализовываться образовательные программы специального образования, образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих), программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, и в целях спортивной подготовки учащихся может организовываться учебно-тренировочный процесс по видам спорта.

Перед дошкольным и начальным образованием в обеспечении преемственности и непрерывности в организации образовательной, учебно-методической, воспитательной работы стоят следующие задачи:

- создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника;

- обеспечение условий для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.

Учреждение образования в д. Замшаны было реорганизовано в школу-сад в 2007 году. На тот момент в детском саду было 2 группы, работали 3 воспитателя, заведующий детским садом. После реорганизации функции заведующего перешли на директора школы, заместителя заведующего – на заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Как учебно-педагогический комплекс учреждение образования было зарегистрировано в 2011 году. Школа и детский сад размещаются в одном здании. После уроков первоклассники находятся на режиме детского сада.

Основная цель взаимодействия школы и детского сада –  обеспечение взаимосвязи и преемственности в воспитании и обучении детей в подготовительной к школе группах и первом классе школы.

В 2018-2019 учебном году учебно-педагогический комплекс посещают 15 дошкольников и 5 первоклассников, в двух разновозрастных группах детского сада. С учащимися работает учитель, с дошкольниками – воспитатели дошкольного образования.

Согласно распределению функциональных обязанностей в нашем учреждении дошкольное образование курирует заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

К функциям директора по созданию системы контроля в области дошкольного образования относятся:

  • контроль за исполнением нормативных правовых документов;
  • контроль за исполнением инструктивно-методических документов, рекомендаций инспектирующих лиц и т.д.;
  • руководство и контроль за работой персонала;
  • контроль за организацией образовательного процесса;
  • контроль за выполнением принятых решений и др.

На постоянном контроле у руководителя находятся:

  • выполнение инструкций по охране жизни и здоровья детей;
  • питание детей:
  • выполнение санитарно-эпидемиологического режима;
  • соблюдение правил внутреннего распорядка;
  • соблюдение охраны труда, пожарной безопасности;
  • выполнение режима дня, посещаемость детей;
  • состояние документации; работа с неблагополучными семьями
  • финансово-хозяйственная деятельность.

К функциям заместителя директора, курирующего дошкольное образование, по созданию системы контроля относятся:

  • контроль за образовательным процессом;
  • осуществление контроля за физическим воспитанием и развитием детей;
  • выполнение инструкций по охране жизни и здоровья детей, обеспечением безопасных условий жизнедеятельности;
  • контроль за реализацией программы, внедрением технологий, инноваций, материалов методической учёбы;
  • контроль за материально-техническим обеспечением образовательного процесса;
  • контроль за организацией питания детей;
  • контроль за созданием адекватной предметно-развивающей среды;
  • контроль за научно-методическим обеспечением образовательного процесса;
  • контроль за организацией работы с родителями;
  • контроль за документацией педагогов;
  • контроль за повышением квалификации, самообразованием педагогов;
  • контроль за выполнением решением и др.

В начале учебного года при составлении всех разделов годового плана как участники образовательного процесса учитываются воспитанники и педагоги дошкольного образования. Совместно с воспитателями составляется план работы по преемственности.

Организация работы по преемственности осуществляется по следующим направлениям:

  • методическая работа с педагогами;
  • работа с родителями;
  • работа с детьми.

Методическая работа осуществляется через проведение совместных для педагогов школы и детского сада:

  • инструктивно-методических совещаний;
  • открытых показов образовательной деятельности в детском саду и школе;
  • заседаний методического объединения учителей начальных классов и воспитателей дошкольного образования;
  • взаимопосещений уроков и занятий

Работа с родителями осуществляется через:

  • совместные родительские собрания с педагогами дошкольного образования и школы, где рассматриваются проблемы подготовки ребёнка к школе, выбора программы обучения детей;
  • информационные стенды, сайт учреждения образования;
  • индивидуальные консультации с воспитателями и учителями.

Работа с детьми заключается:

  • в проведении экскурсий воспитанников в школу;
  • в проведении совместных праздников;
  • в знакомстве и взаимодействии дошкольников с учителями, учениками начальной школы;
  • в участии в игровых программах, спортивных состязаниях;
  • в проведении выставок рисунков.

Совместная деятельность педагогов детского сада и школы обеспечивает успешную адаптацию детей к обучению в первом классе.Данные ежегодно проводимого мониторинга показывают, что у 70% выпускников дошкольного образования высокий уровень адаптации к школе, у 30% - средний уровень адаптации.

Нахождение первоклассников в стенах детского сада, режим дошкольного учреждения продлевает на год ощущение детства. В психологии дошкольников и младших школьников много общего, и приоритетное место наряду с учебной деятельностью продолжает занимать игра, она по-прежнему значима и актуальна. Необходимо отметить, что в основе игры ребенка лежит та или иная деятельность, которую в дальнейшем он может использовать в практике. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.

План cовместной работы школы и детского сада по вопросам преемственности

Организационно-педагогическая деятельность Методическая работа Работа с родителями Сроки Ответст-венный
1. Приём детей в группы и 1-й класс. Составление социально-педагогического паспорта микрорайона Инструктивно-методическое совещание воспитателей старшей группы и учителей начальных классов Анкетирование родителей по вопросам семейного воспитания август Воспитатели, педагог социальный, учитель 1-го класса
2. Участие воспитанников детского сада в торжественной линейке, посвящённой Дню знаний. Знакомство детей со школой. Составление психолого-педагогических характеристик учащихся 1-го класса. Диагностика их уровня развития Обсуждение плана совместной работы по вопросам преемственности Посещение уроков в 1-м классе с целью изучения адаптации детей к школе Родительское собрание “Единство требований семьи, сада и школы в воспитании личности ребёнка”> Консультации родителей по вопросам диагностики сентябрь Воспитатели, педагог социальный, учитель 1-го класса, заместитель директора по УВР
3. Анализ уровня адаптации учащихся 1-го класса к обучению в школе Педагогический консилиум по вопросам адаптации к обучению. Взаимопосещение урок Индивидуальные собеседования с родителями на тему “Режим дня – один из главных факторов воспитания” октябрь Воспитатели, учитель 1-го класса, заместитель директора по УВР
4. Выставка рисунков и изделий из природного материала “Осенняя фантазия”. Работа по коррекции речи Смотр новинок методической литературы. Накопление материала в кабинетах Анкетирование по проблеме “Педагог в глазах родителей и детей” ноябрь Воспитатели, учитель 1-го класса, заместитель директора по УВР
5. Подготовка к новогодним праздникам. Совместная работа по изготовлению игрушек для новогодних ёлок. Участие учащихся и воспитанников в новогодних праздниках Взаимопосещение уроков и занятий, контроль выполнения режима сада и школы Совместная подготовка к новогодним праздникам декабрь Воспитатели, учитель 1-го класса
6. Дни открытых дверей “Наши первые успехи” Посещение и анализ уроков и мероприятий в 1-м классе Участие родителей в днях открытых дверей. Практикум “Как избежать в семье стрессовых ситуаций” январь Воспитатели, учитель 1-го класса, заместитель директора по УВР
7. Праздник “Мой папа” Посещение и анализ мероприятий в 1-м классе и садовой группе Коллективное дело “Семья, которая много читает” февраль Воспитатели, учитель 1-го класса
8. Праздник “Всё начинается с матери” Отчёт учителя 1-го класса об итоговом изучении уровня адаптации учащихся Коллективное дело “Птичий домик” март Воспитатели, учитель 1-го класса
9. Изготовление учащимися вспомогательного материала для занятий Анализ работы учителя и воспитателя по коррекции развития личности Тематические выставки “Подготовка детей к школе”, “Уголок ученика” апрель Воспитатели, учитель 1-го класса, заместитель директора по УВР
10 Праздник “Прощание с детским садом” Методическое совещание “Создание условий и организация обучения шестилеток” Диспут “Почему ребёнок не успевает в учёбе?” май Воспитатели, учитель 1-го класса, заместитель директора по УВР

Учебно-педагогический комплекс не только имеет предпосылки для успешной реализации преемственности между учреждением дошкольного образования и школой, но и даёт возможности организации дополнительного образования, направленного на развитие личности воспитанника, его творческих способностей, познавательного интереса.

Как результат, адаптация первоклассников к школе происходит практически безболезненно. С первым учителем дети старших групп и их родители знакомятся задолго до начала учебного года. С мамами и папами проводим информационно-разъяснительную работу. Ведь порой бывает, что именно родителям трудно адаптироваться к новой деятельности ребёнка, его новому социальному статусу. Сотрудничая с семьёй по подготовке детей к школе, учитываем запросы и интересы родителей.

Традиционно в мае проводим совещание при директоре по вопросам готовности педагогов, учреждения образования к осуществлению перехода детей из учреждения дошкольного образования в начальную школу.

В первые месяцы обучения осуществляем наблюдение за процессом адаптации детей к школьной жизни. Организуем посещение занятий в 1 классе педагогом-психологом, учителем-дефектологом, воспитателем, администрацией школы, медицинским работником. Готовим информацию для заседания методического объединения воспитателей дошкольного образования и учителей начальных классов «Школьная адаптация. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся 1 класса».

Показатели здоровья и физического развития ребёнка отслеживаются нами до поступления его в школу. У детей, закончивших в этом году 1 класс, не изменилась группа здоровья, не увеличился значительно уровень заболеваемости, что свидетельствует о правильном подходе к планированию мероприятий по здоровьесбережению на первых уровнях основного образования. Заболеваемость воспитанников старшей группы составила 1,8 дня, за время обучения в 1 классе — 2.

Главное в работе по преемственности: сохранение самоценности дошкольного возраста и формирование предпосылок к учебной деятельности.

Последние изменения