Демчук Ирина Степановна

Демчук Ирина Степановна,
директор ГУО «Снитовская базовая школа» Ивановского района
snit@ivanovo.edu.by

Важнейшее направление деятельности школы – формирование здорового образа жизни школьников. Сохранение и укрепление здоровья учащихся, обеспечение психологического комфорта для всех участников образовательного процесса является приоритетным направлением деятельности школы, наряду с обучением и воспитанием.

К основным внутришкольным факторам, способствующим формированию здоровьезберегающей среды в школе относятся: соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического режима; соблюдение гигиенических требований к организации учебного процесса; достаточная физическая активность школьников; организация питания в школе; индивидуальный подход к учащимся с учетом их психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья.

В ГУО «Снитовская базовая школа» Ивановского района образовательный процесс осуществляется в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. Учебные занятия в учреждении образования начинаются в 8.30 в первую смену, продолжительность учебного занятия в 1-х классах составляет 35 минут, во 2 - 9-х классах - 45 минут. Образовательный процесс на I и II ступенях общего среднего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день недели для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий. В 9 - м классе в шестой школьный день проводятся факультативные занятия. Недельная учебная нагрузка учащихся не превышает максимальную допустимую недельную учебную нагрузку. В расписании учебных занятий 1-4-х классов изучение учебных предметов, требующих большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания (математика, русский язык, иностранный язык), осуществляется на втором и третьем учебных занятиях.В расписании учебных занятий 5-9-х классов каждый из учебных предметов, требующих большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания (математика, русский, белорусский, иностранный языки, физика, химия), изучаться на первом или последнем учебном занятии не чаще одного раза в неделю в одном классе. Однако требование чередовать учебные предметы, требующие большого умственного напряжения, сосредоточенности и внимания, с другими учебными предметами не всегда получается реализовать.

Эффективный урок - значит здоровьесберегающий урок: какую обстановку и условия создаст учитель на уроке, как правильно распределит время на уроке, какое число видов учебной деятельности, среднюю продолжительность и частоту чередования видов учебной деятельности запланирует учитель. От того, как грамотно проведет физкультминутки, психологические разминки зависит эффективность урока. Удачно на своих уроках все это осуществляют учителя нашей школы Гуль С.Н., Кивчун Н.В., Лагодич Е.Н., Ковалевич А.В. В помощь учителям-предметникам по проведении физкультминуток собран материал папки «Физкультминутка – элемент современного урока».

В ходе изучения вопроса проводилось анкетирование учащихся 5-9 классов, анализ которого показал, что физкультминутки в этих классах проводятся только на открытых уроках и уроках которые посещают заместитель директора и директор школы, о психологических разрядках учащиеся даже не слышали.

Методическое объединение классных руководителей в 2017-2018 учебном году работает над темой «Организация системной комплексной работы по воспитанию ответственности и безопасности поведения, сохранению и укреплению здоровья учащихся». Руководителем МО Божко Н.И. разработан план работы. Тематика заседаний отразила основные проблемные вопросы, которые стояли перед методическим объединением. Было проведено 4 заседания различных по форме и содержанию: инструктивно-методическое совещание “Нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение общего среднего образования в 2017-2018 учебном году”, семинар-практикум “Работа классного руководителя по профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании, токсикомании, алкоголизма и курения среди несовершеннолетних. Формирование основ ответственного и безопасного поведения, культуры здорового образа жизни.”, круглый стол “Формирование здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения учащихся,” методический фестиваль обмена опытом по формированию здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения учащихся.”В состав учебно-методического объединения классных руководителей входит 9 классных руководителей. Педагоги находятся в постоянном поиске новых форм и методов организация системной, комплексной работы по воспитанию ответственного и безопасного поведения, сохранению и укреплению здоровья учащихся.В рамках работы МО запланировано проведение всеми классными руководителями открытых мероприятия по здоровьезбережению.

Здоровьесберегающее направление работы школы объединяет и согласовывает работу педагогического коллектива, охватывает многие вопросы специальной подготовки, санитарии и гигиены, туризма, закаливания, борьбы с вредными привычками, организации досуга детей и подростков.

Ежегодно с учащимися проводятся интеллектуально-познавательные игры, беседы, конкурсы, викторины по профилактике вредных привычек. Во всех школьных библиотеках оформлены стенды с подборкой литературы по антиСПИД-тематике. Организуются встречи учащихся и родителей с врачами.

С этой целью ежемесячно в классных коллективах организуются и проводятся разнообразные воспитательные мероприятия по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни. А именно: время игры «Веселые забавы», минутка здоровья «Здоровое питание моей семьи», познавательная беседа «Скажи курению – нет!», азбука здоровья «Здоровая еда для всей семьи», «Курение – вредная привычка», экомарафон «Зеленый витамин», урок здоровья «Умей сказать: нет!», познавательная беседа «Беларусь против табака», интеллектуальная игра «Вредный табак», круглый стол «Что мы кушаем и пьем», спортивно-интерактивная игра «Злой волшебник табак», интерактивная игра «Я и сигарета», «Детки в пивной клетке» и другие. В октябре во всех ученических коллективах проходил республиканский урок семейной жизни «Здоровая семья – здоровая нация!».

Кроме того были проведены классные родительские собрания по темам «Вредные привычки учеников», «Режим дня в жизни школьника», «Профилактика простудных заболеваний», «Что мы смотрим? Компьютер и дети: «за» и «против», «Почему необходимо беречься от простудных заболеваний?».

Также учащиеся принимают участие в спортивных праздниках в шестой школьный день. Это дни здоровья: «Школа здоровья: спорт и молодость», «Зимний спортивный путь», «Мы веселые туристы», «Спортландия и я», «Чемпион осени 2017», «Футбольная осень», «Золотая ракетка».

Воспитателями групп продленного дня с воспитанниками также проводятся различные мероприятия оздоровительного характера. Это и физкультурно-оздоровительные занятия, такие как «Веселые старты», «Вас вызывает спортландия», брейн-ринг «Если хочешь быть здоров», эстафета «В здоровом теле – здоровый дух!», викторина «100 секретов здоровья», конкурс загадок «Азбука здоровья», экологический конкурс «Зеленый витамин». Кроме того проводятся различные беседы на тему «Добрый доктор», беседы о режиме дня. Ежедневно проводятся подвижные игры на свежем воздухе, организуются прогулки, веселые эстафеты, экскурсии.

По профилактике СПИДа в период с 01.12.2017 по 08.12.2017 в школе проходила тематическая неделя, посвященная этой проблеме. В рамках этой недели библиотекарем для учащихся 2–4 классов была проведена просветительская акция «СПИД=смерть». Классными руководителями был проведён ряд мероприятий: познавательная игра «Как не попасть в сети СПИДа, азбука здоровья «СПИД – это беда», азбука здоровья «Грозное слово СПИД», игровая познавательная программа «Я + Ты – ВИЧ».В 5–8 классах педагогом-психологом было проведено общешкольное мероприятие эрудит-лото «Профилактика СПИДа», а также учащиеся 8 класса приняли участие в районном конкурсе плаката «Опасность – СПИД». Во 2-11-х классах педагогом-организатором был проведен конкурс рисунков «Анти СПИД-кампания», педагогом социальным – анкетирование «Что вы знаете про ВИЧ-инфекцию?».

По профилактике употребления наркотических, психотропных веществ и их аналогов в школе было проведено психосоциальное анкетирование, в результате которого учащихся, употребляющих данные вещества и положительное отношение к ним, не выявлено. Для родителей в каждый классный коллектив педагогом-психологом была создана памятка «Признаки употребления спайса ребенком. Вред спайса».

В ГУО «Тышковичская средняя школа» организована работа спортивной секции по баскетболу, а также 31 учащийся посещают спортивные секции на базе школы от ДЮСШ аг.Мотоль.

В школе ежегодно в летний период работает оздоровительный лагерь «Ромашка» для детей 1-7 классов. Учащиеся, которые посещают спортивную школу, летом являются участниками спортивного палаточного лагеря на озере Мульное. На протяжении последних лет наши дети оздоравливаются в о/л «Бригантина». Кроме того, в период зимних каникул на базе нашего учреждения действует оздоровительный лагерь для учащихся 9-11 классов.

Подводя итог, хочется сказать: здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Обеспечить здоровьесбережение школьников можно только комплексом профилактических мероприятий, среди которых первоочередное значение имеет укрепление материально-технической базы и обеспечение санитарно-гигиенического благополучия внутришкольной среды, регламентируемые СанПиН.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

  1. Педагогам ежедневно на учебных занятиях проводить физкультминутки, гимнастику для глаз.
  2. Классным руководителям ежемесячно проводить мероприятия для учащихся и родителей по формированию здорового образа жизни, мероприятия по профилактике курения, наркотических и психотропных веществ, беседы по профилактике суицида среди подросткового возраста (лекции, беседы, консультации, игры, спортивные мероприятия, консультации и др.).
  3. Воспитателям групп продленного дня ежедневно проводить прогулки, подвижные игры, эстафеты на свежем воздухе.
  4. Заведующим учебных кабинетов своевременно обновлять маркировку школьной мебели согласно СанПиН.