Исследование PISA в Республике Беларусь


Основные результаты международного сравнительного исследования PISA-2018


Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA) – международное сравнительное исследование по оценке образовательных достижений учащихся.

Цель PISA – оценка и сравнение национальных образовательных систем в странах-участницах. В рамках исследования оценивается умение обучающихся использовать приобретенные к моменту окончания базовой школы знания и опыт для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общении и социальных отношениях.

Заказчиком исследования является Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в консорциуме с ведущими международными научными организациями, при участии национальных центров.

В исследовании PISA принимают участие учащиеся в возрасте 15-ти лет. Международное исследование проводится с 2000 года с регулярной периодичностью 1 раз в три года.

В Республике Беларусь впервые исследование данного типа проводилось в 2018 году на основании распоряжения Президента Республики Беларусь от 02.062016 № 89рп «О реализации Соглашения о займе», согласно которому в целях реализации данного Соглашения (проект «Модернизация системы образования Республики Беларусь») между Республикой Беларусь и Международным банком реконструкции и развития.

Основной этап международного исследования PISA-2018 в республике проходил с 04.04.2018 по 08.05.2018. Организационное и технологическое сопровождение исследования осуществлял Республиканский институт контроля знаний.

В исследовании PISA-2018 в Республике Беларусь приняло 236 учреждений образования. Из них в Брестской области – 39:

- 32 школы (средних, базовых, включая УПК детский сад – средняя школа);

- 3 гимназии;

- 1 кадетское училище;

- 1 лицей;

- 1 учреждение профессионально-технического образования;

- 1 учреждение среднего специального образования.

Участие в исследовании приняли 5830 учащихся республики.

Тестирование осуществлялось в компьютерном формате, тексты были подготовлены на двух государственных языках, выбор языка осуществлялся самим учащимся при заполнении теста.

Контроль за ходом проведения тестирования в участвующих учреждениях образования осуществлялся национальными и международными наблюдателями.

По итогам исследования учащиеся Республики Беларусь неплохо справились с заданиями по всем направления и показали результат выше среднего.

В исследовании PISA у учащихся изучаются:

  • Читательская грамотность (способность человека понимать, оценивать и использовать тексты, осмысливать их и быть вовлеченным в процесс чтения для достижения своих целей, расширений своих знаний и возможностей, всестороннего участия в жизни общества);
  • Естественнонаучная грамотность (способность человека ориентироваться в вопросах, связанных с естественными науками, готовность воспринимать новейшие естественнонаучные достижения и использовать их для созидательной деятельности);
  • Математическая грамотность (способность человека к математическим рассуждениям, а также к формулировке, использованию и интерпретации математических знаний для решения задач в различных контекстах реального мира).

Читательская грамотность – основное направление исследования PISA в 2018 году. По данному направлению учащиеся из Республики Беларусь набрали 474 балла. Средний общемировой показатель по читательской грамотности –  454 балла.

Как и в большинстве стран мира, девушки в  Республике Беларусь показывают лучший результат работы с текстом, чем юноши.

  Юноши Девушки
Нахождение информации 73,50% 81,90%
Понимание смысла 71,80% 82,80%
Оценка и осмысление 70,40% 80,20%

В ходе исследования определено, что чем выше уровень образования родителей, тем выше уровень  читательской грамотности детей. Данный фактор подтверждается и в ходе республиканского изучения качества образования.

По направлению «Математическая грамотность»  учащиеся  Республики Беларусь набрали  472 балла, что указывает на 38 из 78 место в списке стран, участвовавших в исследовании по данному направлению. Средний общемировой показатель по математической грамотности –  459 баллов.

От мотивации учащихся напрямую зависит уровень их достижений. Так, учащиеся, желающие в будущем получить  высшее образование по указанному выше направлению, имеют средний балл 502 по результатам исследования, а те,  кто  не планируют его получать – 421 балл.

Успехи юношей в Республике Беларусь по математической грамотности  несколько  выше результатов  девушек

(475 против 469 баллов).

По результатам изучения естественнонаучной грамотности учащиеся из Республики Беларусь набрали в среднем 471 балл  (37 место среди  78 стран участниц данного международного исследования). Средний общемировой показатель по естественнонаучной грамотности –  458 баллов.

Результаты гимназий и лицеев (549 и 530 баллов) по естественнонаучной грамотности сопоставимы с результатами Японии (529) и Сингапура (551), занимающих лидирующие позиции по данному направлению. Результаты юношей по естественнонаучной грамотности также немного превосходят результаты девушек (473 против 470).

Информация подготовлена на основании материалов Республиканского института контроля знаний

Отдел перспективного планирования

и образовательных стратегий

Последние изменения