Тематический урок – одна из самых доступных форм акцентирования внимания обучающихся на конкретном предмете, вопросе, проблематике либо важном событии. Практически безграничные возможности использования различных технологий позволяют эффективно достичь запланированные результаты, мотивировать обучающихся на дальнейшее самостоятельное изучение темы и применение на практике полученных знаний и навыков. Возможности широкого применения информационных технологий, технологий внеклассной работы, наряду с традиционными практиками, позволяют сделать каждый тематический урок неординарным событием в жизни учеников и учителя.
Цели данного урока: пропедевтика базовых понятий программирования и получение первоначального практического опыта в данной сфере; развитие алгоритмического и объектного стиля мышления; формирование мотивации к изучению программирования посредством организации практической деятельности.
Вступительная часть:
Для того, чтобы вдохновить учащихся, начните урок в формате беседы об их будущем, либо увлеките их идеей участия в международной акции.
Привлечь внимание старших школьников помогут:
– вступительное слово/презентация учителя об участии в международной акции и показ мотивационного ролика, где кумиры молодежи и гуру ИТ-индустрии рассказывают интересные факты, говоря о перспективах и карьерных возможностях в сфере информационных технологий;
– ваш вызов учащимся проявить себя, доказав, что программировать может каждый;
– обсуждение вопросов, волнующих молодых людей, например: о предстоящем выборе профессии, о востребованных профессиях XXI века, о повсеместном использовании информационных технологий (в быту и профессиональных сферах).
Для учащихся средней школы будет целесообразно коснуться близких им тем, связанных с информационными технологиями (мобильные приложения, социальные сети, компьютерные игры), и попытаться направить их на путь перехода от сознания пользователя-потребителя к сознанию программиста-разработчика.
Для школьников 1-4 классов урок можно построить на основе сказочных сюжетов. Учитывая возрастные особенности обучающихся, введение (закрепление, если дети уже знакомы с основными алгоритмическими структурами) базовых понятий осуществляется с опорой на их личный опыт через погружение в мир знакомых с детства сказок. Это своего рода рефлексия, позволяющая на основе анализа знакомых сказочных сюжетов выделить линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Логическим продолжением “сказочного” сценария урока является решение сюжетных алгоритмических задач.
Альтернативный сценарий урока для младших школьников ориентирован на создание игровой ситуации с элементами соревнования в форме алгоритмической эстафеты. В ходе игры обучающиеся приходят к пониманию того, что написание любой программы начинается с построения алгоритма.
Совместный просмотр видеоролика/-ов:
Краткие мотивационные видеоролики о перспективах развития отрасли информационных технологий и о том, чем ИТ может привлечь молодых людей, мечтающих добиться успеха в будущем.
Представление учащимся задания, обсуждение плана его выполнения.
Практическая часть. Выполнение задания:
Создать правильный настрой во время выполнения задания поможет организация урока на принципах свободного общения и взаимопомощи учащихся. Для младших школьников актуально введение соревновательных элементов (Кто первый? Кто быстрее? Кто написал самый короткий правильный код?).
Помните, что учитель, если обучение происходит в классе, выполняет при этом функции фасилитатора. Для справки: фасилитатор (от англ. to facilitate – способствовать, содействовать, продвигать) – преподаватель, помогающий освоить курс, человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Обеспечивая соблюдение правил встречи, ее процедуры и регламента, фасилитатор позволяет ее участникам сконцентрироваться на целях и содержании встречи.
Обратная связь, рефлексия и подведение итогов:
В конце каждого этапа занятия целесообразно после поиска ответов на поставленные вопросы и по завершении выполнения задания подвести определённые итоги. Для этого можно использовать метод неоконченных предложений, предложив, например, следующие заготовки:
- на этом занятии мы освоили …
- сегодня мы научились …
- мне было сложно …
- я понял, что …
- я планирую ...
Это позволит учителю получить представление об успешности проведенного занятия, оценить мотивацию учащихся и внести корректирующие действия в свою дальнейшую работу (откорректировать приемы коммуникации, изменить содержание своих занятий).