Публикации научного и методического характера (2021–2022 гг.)

Бойко В.И. Краткий определитель высших растений: практикум / М.П. Жигар, Н.М. Матусевич, В.И. Бойко, С.Н. Волосюк, А.С. Домась // М-во образования Респ. Беларусь, Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина. – Брест: БрГУ, 2022. – 191 с. (Гриф УМО по педагогическому образованию).

Бойко, В.И. Сравнительная характеристика внутренней структуры однолетнего стебля некоторых древесно-кустарниковых покрытосеменных растений / В.И. Бойко // Веснiк БрГУ, сер.5 (1) Биология. Науки о земле. – Брест: БрГУ, 2022. – С. 12 – 21.

Бойко, В.И. Сравнительная характеристика структуры однолетнего стебля некоторых представителей семейства пасленовые (Solanaceae Juss.) / В.И. Бойко, Г.Н. Тихончук, Н.В. Шкуратова // Веснiк МГУ, 1 (59) Прыродазнаўчыя наваукі. – Могилев: МГУ, 2022 – С. 89 – 97.

Бойко, В.И. Особенности внутреннего строения однолетнего стебля авокадо (Persea Americana Mill.) / В.И. Бойко, Ю.Ф. Рой // Актуальные проблемы лесного комплекса под общ. ред. Е.А. Памфилова. – сб. научн. тр. Вып. 61. – Брянск: БГИТУ, 2022. – С. 67 – 70.

Иванов, Ю.А. Воспитание творческой личности в повышении квалификации педагогических работников // Дополнительное образование взрослых: опыт, проблемы, перспективы [Электронный ресурс]: электрон. сб. материалов Междунар. науч.-практ. вебинара, Брест, 28 окт. 2021 г. / Брест. обл. ин-т развития образования; редкол.: Г. В. Лагонда, Е. И. Медведская; под общ. ред. И. Г. Матыциной. – Брест: БрГУ, 2022. – 136 с. – Режим доступа: https://boiro.by/деятельность/ научно-методическая-деятельность/материалы-научно-практических-мероприятий. – С. 38–41.

Иванов, Ю.А. Социально-педагогический аспект свободного времени / Ю.А. Иванов // Инструментарий воспитательного процесса: реализация творческих и социально значимых программ и проектов: сборник докладов III Международной научно-практической конференции. 15-16 июня 2022 года, г. Могилёв: в 2-х ч. / ред-кол.: М. М. Жудро [и др.]; под общ. ред. И.К. Мулеровой. – Могилёв: МГОИРО, 2022. – Ч. 1. – С. 27–29.

Лагонда, Г.В. Оптимизация использование предписания «Как ухудшить…» в психотерапевтической практике / Г.В. Лагонда // Психологическое здоровье в контексте развития личности: мат. Респ. науч.-практ. конф., Брест, 18 февраля 2022 г. / БрГУ имени А.С. Пушкина. – Брест, 2022. – С. 126‒129.

Лагонда, Г.В. Отличительные особенности в алгоритме работы клинического психолога и психотерапевта / Г.В. Лагонда // Социальная психология здоровья и информационные технологии: мат. VII Междунар. науч.-практ. сем., Брест, 15 апреля 2022 г. / БрГУ имени А.С. Пушкина. – Брест, 2022. – С. 74–76.

Матыцина, И.Г. Содержательно-технологический компонент повышения квалификации педагогов // Совершенствование образовательных систем в интересах общества, личности, государства: сборник статей международной научно-практической конференции. 25 марта 2022 года. в 3 ч. ч. 2 / редкол.: М.М. Жудро [и др.]. – Могилев: МГОИРО, 2022. – С. 21 – 23.

Матыцина, И.Г. «Обучение действием» как продуктивная образовательная технология в повышении квалификации педагогов / И.Г. Матыцина, С.Г. Корбут, И.Н. Губицкая // Дополнительное образование взрослых: опыт, проблемы, перспективы [Электронный ресурс]: электрон. сб. материалов Междунар. науч.-практ. вебинара, Брест, 28 окт. 2021 г. / Брест. обл. ин-т развития образования; редкол.: И.Г. Матыцина (отв. ред.), Г.В. Лагонда, М.П. Михальчук. – Брест: БрГУ, 2022. – 136 с. – Режим доступа: https://boiro.by/деятельность/ научно-методическая-деятельность/материалы-научно-практических-меро приятий.

Matytsyna, I. Higher educational system features in Canada / I Matytsyna, R. Gritsyuk // Дополнительное образование взрослых: опыт, проблемы, перспективы [Электронный ресурс]: электрон. сб. материалов Междунар. науч.-практ. вебинара, Брест, 28 окт. 2021 г. / Брест. обл. ин-т развития образования; редкол.: И. Г. Матыцина (отв. ред.), Г. В. Лагонда, М. П. Михальчук. – Брест: БрГУ, 2022. – 136 с. – Режим доступа: https://boiro.by/деятельность/ научно-методическая-деятельность/материалы-научно-практических-меро приятий.

Матыцина И.Г. Развитие конфликтологической компетентности педагога в процессе повышения квалификации / И.Г. Матыцина // Педагог 21 века: современные вызовы и компетенции [Электронный ресурс]: материалы Международной научно-практической конференции, Гомель, 16 июня 2022 г. / государственное учреждение образования «Гомельский областной институт развития образования»; ред. кол.: А.З. Бежанишвили (отв. ред.) [и др.]. – Гомель, 2022. – С. 314 – 317.

Матыцина, И.Г. Формы воспитательной работы с учащимися в условиях группы продленного дня (фрагмент методического дайджеста «Азбука форм воспитательной работы» для воспитателей групп продленного дня) / И.Г. Матыцина, С.Г. Корбут // Пачатковая школа. – 2022. – №10. – С. 1 – 8.

Медведская, Е.И. Структурно-функциональная модель когнитивных деформаций активных интернет-пользователей / Е.И. Медведская // Вестник ГрГУ. – 2022. – Т. 12, № 3. – С. 115 – 124.

Medvedskaia, E. Specifics of Mediated Memorization Ability of the Adult Internet Users / E. Medvedskaja // Collection of Research Papers ”Problems of Modern Psychology”: [Scientific Editing by S. Maksymenko & L. Onufriieva]. Kamianets-Podilskyi, 2021. – Issue 54. – С. 78–92. DOI:10.32626/2227-6246.2021-54.78-92.

Медведская, Е.И. Особенности устойчивости внимания взрослых интернет-пользователей / Е.И. Медведская // Вестник РУДН. Серия: Педагогика и психология. – 2022. – Т. 19, № 2. – С. 304–319. DOI: 10.22363/2313-1683-2022-19-2-304-319

Медведская, Е.И. Влияние Интернета на когнитивные функции взрослых пользователей / Е.И. Медведская // Вестник БрГУ. – 2022. – № 1. – C. 143–151.

Медведская, Е.И. Ухудшение запоминания новой информации как деформация памяти активных веб-пользователей / Е.И. Медведская // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. В 4-х ч. Ч. 4. – Минск: РИВШ, 2022. – С. 205–215.

Медведская, Е.И. Гиперактивный ребенок: проблемное поведение и приемы управления / Е.И. Медведская // Пачатковая школа. – 2022. – № 7. – С. 7–9.

Медведская, Е.И. Психогигиена труда педагога: метод. рекомендации для педагогов I-III ступеней общего среднего образования / Е. И. Медведская. – Брест: БрГУ, 2022. – 50 с. (3,02 п.л.)

Медведская, Е.И. Кибераддикции учащихся: виды, диагностика и методы профилактики метод. рекомендации для педагогов I-III ступеней общего среднего образования / Е.И. Медведская. Брест: БрГУ, 2022. – 51 с. (3,02 п.л.)

Медведская, Е.И. Дефицит живого общения подростков: риски и их предупреждение / Е.И. Медведская //Дадатковае выхаванне i адукацыя. – 2022. – № 2. – С. 16–22.

Медведская, Е.И. Цифровое образование для цифрового поколения: кого и как учить? / Е.И. Медведская // Диалог. – 2022. – № 2. – С. 60–66.

Medvedskaya, E. Features of voluntary attention of adult internet users / E. Medvedskaya // Journal of Psychology & Clinical Psychiatry. – 2022. – Vol. 13, № 2. – Р. 35–39.

Медведская, Е.И. Специфика понимания педагогами начальных классов учащихся с СДВГ / Е.И. Медведская // Педагогическая поддержка – стратегия безопасности пространства детства: материалы Международной научно-практической конференции // Москва, 28 октября 2021 г. РАНХиГС; ФИРО / под ред. И.Н. Поповой. – СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2021. – С. 111–114.

Медведская, Е.И. Понимание логических отношений взрослыми активными интернет-пользователями / Е.И. Медведская // Цифровое общество как культурно-исторических контекст развития человека: сборник науч. статей и материалов междунар. науч.-практ. конф., 17 февр. 2022 г., г. Коломна. – Коломна: Гос. социально-гуманитарный ун-т, 2022. – С. 186–190.

Медведская, Е.И. Психологические проблемы формирования медиакомпетентности учащейся молодежи / Е.И. Медведская // Гражданское образование молодежи в современном медиапространстве: возможности и риски информационного общества; мат-лы междунар. науч.-практ. конф., 23 марта 2022 г., – Витебск: ВГУ, 2022. – С. 73–80.

Медведская, Е.И. Специфика опосредованного запоминания понятий разного уровня сложности активными веб-пользователями / Е.И. Медведская // Психологическое здоровье в контексте развития личности материалы Респ. науч.-практ. конф., 18 февр. 2022 г., г. Брест. – Брест: БрГУ, 2022. – С. 144–147.

Медведская, Е.И. Особенности произвольности внимания взрослых активных интенет-пользователей / Е.И. Медведская // Социальная психология здоровья и современные информационные технологии: сб. материалов VII Междунар. науч.-практ. семинара, 15 апр. 2022 г., г. Брест. – Брест: БрГУ, 2022. – С. 79–82.

Медиченко, Л.Е. Институционализация национального типа культуры как функциональный процесс / Л.Е. Медиченко // Вести Института современных знаний – 2021. – № 4. – С.77-82.

Медиченко, Л.Е. Источники и механизмы динамики национальной культуры / Л.Е. Медиченко // Весці БДПУ. Сер. 2, Гісторыя. Філасофія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Культуралогія. – 2021. – № 4. – С. 107 – 110.

Медиченко, Л.Е. Формирование маркетинговых компетенций руководителей учреждений образования как компонент повышения качества образования / Л.Е. Медиченко // Дополнительное образование взрослых: опыт, проблемы, перспективы [Электронный ресурс]: Дополнительное образование взрослых: опыт, проблемы, перспективы [Электронный ресурс]: электрон. сб. материалов Междунар. науч.-практ. вебинара, Брест, 28 окт. 2021 г. / Брест. обл. ин-т развития образования; редкол.: И.Г. Матыцина (отв. ред.), Г.В. Лагонда, М.П. Михальчук. – Брест: БрГУ, 2022. – 136 с. – Режим доступа: https://boiro.by/деятельность/ научно-методическая-деятельность/ материалы-научно-практических-меро приятий.

Медиченко, Л.Е. Культурологический анализ динамики формирования национальной традиции философствования / Л.Е. Медиченко // Актуальные проблемы формирования психолого-педагогической культуры будущих специалистов: сб. науч. ст.; редкол. Т.Е. Яценко (отв. ред.) [и др.]. – Барановичи: БарГУ, 2022. – С. 25 – 32.

Медиченко, Л.Е. Межконфессиональный диалог в судьбе Свято-Николаевского собора Брестской крепости / Л.Е. Медиченко // Христианские ценности и межкультурное взаимодействие: материалы науч.-практ. конф. Брест, 17-18 июня 2022 г. / Брестский гос. техн. ун-т; редкол.: В.Н. Варич (отв. ред.) [и др.]. – Брест: БрГТУ, 2022. – С. 103 – 108.

Михальчук М.П. Научно-исследовательская деятельность как одно из условий профессиональной самореализации педагога // Дополнительное образование взрослых: опыт, проблемы, перспективы [Электронный ресурс]: Дополнительное образование взрослых: опыт, проблемы, перспективы [Электронный ресурс]: электрон. сб. материалов Междунар. науч.-практ. вебинара, Брест, 28 окт. 2021 г. / Брест. обл. ин-т развития образования; редкол.: И.Г. Матыцина (отв. ред.), Г.В. Лагонда, М.П. Михальчук. – Брест: БрГУ, 2022. – 136 с. – Режим доступа: https://boiro.by/деятельность/ научно-методическая-деятельность/материалы-научно-практических-меро приятий.

Михальчук М.П. Психолого-педагогические аспекты формирования ценностного отношения к здоровью у студенческой молодежи // Психологическое здоровье в контексте развития личности: материалы Респ. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Брест, 12 февр. 2021. / Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина. – Брест: БрГУ, 2021. – С. 129–132.

Михальчук, М.П. Здоровье как личностная и общечеловеческая ценность // Социально-педагогическая и медико-психологическая поддержка развития личности в онтогенезе: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф.; Брест, 28 апреля 2022 г./ Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина; редкол.: Г.Н. Казаручик, (отв.ред.) [и др.]. – Брест: БрГУ, 2022. – С. 126 – 129.

Мощук, А.В. Возможность перехода деятельности учреждений общего среднего образования на дистанционное обучение (вопросы готовности педагогических работников) / А.В. Мощук // Дополнительное образование взрослых: опыт, проблемы, перспективы [Электронный ресурс]: электрон. сб. материалов Междунар. науч.-практ. вебинара, Брест, 28 окт. 2021 г. / Брест. обл. ин-т развития образования; редкол.: Г. В. Лагонда, Е. И. Медведская; под общ. ред. И.Г. Матыциной. – Брест: БрГУ, 2022. – 136 с. – Режим доступа: https://boiro.by/деятельность/ научно-методическая-деятельность/материалы-научно-практических-мероприятий. – С. 85 – 87

Рачэўскі, Ст.Р. Спелае калоссе слоў і сказаў: кароткі лінгвістычны аналіз праграмных твораў беларускай літаратуры: вуч.-метад. дапаможнік для настаўнікаў беларускай мовы і літаратуры ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі / Ст.Р. Рачэўскі. – Брэст: БрДУ імя А.С. Пушкіна. – 143 с.

Рачевский, С.Г. Лингвистический анализ текста: «странности» книжной новинки / Ст.Р. Рачэўскі // Веснік Брэсцкага ўніверсітэта. Серыя 3. Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія. – 2022. – № 1. – с. 195 – 197.

Рачэўскі, Ст.Р. Тэхналогія вітагеннага навучання: веды з самога жыцця / Ст.Р. Рачэўскі // Народная асвета. – 2022. – № 5. – С. 28 – 30.

Рачевский, С.Г. Международное сотрудничество Брестского областного ИРО: приоритет реальной пользы / Ст.Р. Рачэўскі // Дополни-тельное образование взрослых: опыт, проблемы, перспективы [Электронный ресурс]: электрон. сб. материалов Междунар. науч.-практ. вебинара, Брест, 28 окт. 2021 г. / Брест. обл. ин-т развития образования; редкол.: Г.В. Лагонда, Е.И. Медведская; под общ. ред. И.Г. Матыциной. – Брест: БрГУ, 2022. – 136 с. – Режим доступа: https://boiro.by/деятельность/ научно-методическая-деятельность/материалы-научно-практических-мероприятий. – С. 104 – 106.

Сенькавец, У.А. Суквецце паэтычнага саду (нешматслоўны роздум над зборнікам вершаў) / У.А., Сенькавец, К.В. Свірыдовіч // Вестнік Брэсцкага унiверсiтэта. Сер. 3. Фiлалогiя. Педагогiка. Псiхалогiя. – 2022. – № 1. – С. 198 –200.

Сенькавец, В.А. Заключны этап рэспубліканскай алімпіяды па вучэбных прадметах “Беларуская мова” і “Беларуская літаратура”: аналіз вынікаў і парады (9 клас) / У.А. Сенькавец, А.М. Палуян і інш. // Беларуская мова і літаратура. Мінск. – 2022. – № 8. – С. 47 – 50.

Сенькавец, В.А. Жылка ў навуковай спадчыне У. Калесніка / У.А. Сенькавец // Актуальныя праблемы сучаснага літаратурнага працэсу: Матэрыялы Рэспубліканскай навукова-практычнай канферэнцыі. – Брэст: БрДУ імя А.С. Пушкіна, 2022. – С. 25 – 33.

Сенькавец, В.А. І дружба, і забава – сусідская справа (кароткі слоўнік прыказак і прымавак жыхароў вёскі Плотніца Столінскага раёна) / У.А. Сенькавец // Нацыянальна-культурны кампанент у літаратурнай і дыялектнай мове: Зборнік навуковых артыкулаў. – Брэст: БрДУ імя А.С. Пушкіна. – С. 158 – 161.

Четырбок, Н.П. Эволюционная триада экономического развития: монография / А.В. Марков, Н.П. Четырбок; под науч. ред. А.В. Маркова. – Минск.: Колорград, 2022. – 205 с.

Четырбок, Н.П. Триалектический подход к экономическим исследованиям / Н.П. Четырбок // Научный журнал «Вести Института предпринимательской деятельности». – Минск, 2022, № 2 (27) – С. 11 – 18.

Четырбок, Н.П. Институциональный подход к формированию конкурентоспособности страны как фактора обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь / Н.П. Четырбок / Материалы научно-практической конференции «Стратегические национальные интересы Республики Беларусь в контексте современных глобальных вызовов» Гродно, 29-30 марта 2022 года – Гродно, 2022. – С. 36 – 38.

Четырбок, Н.П. Институты предпринимательства и рынка как факторы роста конкурентоспособности экономики. Институциональные механизмы развития малого и среднего бизнеса. / Н.П. Четырбок // Материалы IX международной научно-практической конференции, Минск, 27–28 января 2022 года – Минск: "Иппокрена", 2022. – С. 24 – 27.