Логвинович Яков Яковлевич, учитель математики ГУО «Средняя школа №6 г. Кобрина»
Одно из приоритетных направлений образования в Республике Беларусь – развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей, которые способны не только быстро принять верное решение, но и включают всю мощь своей «интуиции».
В работе учителя возникает ряд задач практического и психологического характера. Как отыскать как можно раньше детей с математическим складом ума? Как их заинтересовать и увлечь математикой? Как грамотно и целенаправленно формировать их математическую культуру? Как сохранить их индивидуальность? Как готовить их к математическим соревнованиям? Как выработать их психологическую устойчивость?
Не потерявшие до сих пор актуальности ответы на эти вопросы дал выдающийся немецкий математик и педагог Феликс Клейн: «…изложение в школе, выражаясь образно, должно быть психологическим, а не систематическим. Учитель должен быть, так сказать, дипломатом; он должен учитывать душевные движения юноши, должен уметь возбудить его интерес, а это будет ему удаваться только в том случае, если он будет излагать вещи в наглядной, доступной форме. Лишь в старших классах возможно также и более абстрактное изложение».
Задача учителей – пробудить интерес учащихся к предмету. Как это сделать? Традиционные методы работы хорошо известны. Рассмотрим нетрадиционный, авторский подход, основанный на интеллектуальных играх и IT-технологиях. Процесс мотивации состоит из нескольких этапов, первый из которых состоит в выявлении потенциально одарённых учащихся. Л.С. Выготский считал, что игра – первая школа мысли для ребёнка. Всякое мышление возникает как ответ на затруднение вследствие нового или трудного столкновения элементов среды. У. Макдауголл, Ф.Я. Бентендейх убеждены, что игра – «социальный инстинкт» каждого человека. «Инстинкт игры» можно использовать для выявления одарённости, используя парадокс игры: «…ребенок действует по линии наименьшего сопротивления (получает удовольствие), но научается действовать по линии наибольшего сопротивления». Умением «действовать по пути наибольшего сопротивления», к великому сожалению и большому стыду, пока ещё должен обладать каждый человек с ограниченными возможностями.
За многолетнюю историю интеллектуального движения появилось великое множество интеллектуальных игр: «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Своя игра» и ряд других. Уже накоплено огромное количество интересных и разноплановых вопросов. Среди них выделяются вопросы, наиболее логичное и естественное решение которых реализуется нестандартными методами мышления, методом мозгового штурма. Нередко оказывается, что при решении таких задач приходится использовать и знания, и интуицию, и неожиданные озарения отдельных игроков, привлекать новые идеи. Интеллектуальное движение в силу своей специфики не имеет строгих ограничений и значительных затрат. Интеллектуальные игры позволяют выделить талантливых, одарённых, нестандартно мыслящих детей. Благодаря игровой форме они приобщаются к знаниям, расширяют кругозор, у многих появляется стремление к самообразованию.
У всех одаренных детей отчетливо выражена поисковая потребность. Они испытывают яркие, насыщенные эмоции при занятии определенной работой. Их отличает необычайная целеустремленность, способность к длительной концентрации внимания, умение управлять своей деятельностью.
Методика с использованием вопросов на логику и интуицию, народных загадок, задач занимательной математики разработана в СШ №6 г.Кобрина. Первый этап включает игры: «Дети нового поколения», «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Математический бой», «Математический ринг», «Цветик-семицветик», «Рискуй» и др. В 2017 году с большим успехом прошёл первый в мире чисто математический турнир «Оскар» по игре «Что? Где? Когда?», в котором приняли участие команды из Беларуси, России и Украины. Инициаторами проведения турнира выступили учителя математики ГУО «СШ №6 г.Кобрина». Они же и подготовили вопросы. В этом году турнир проходит в три тура, а всего в этом году ГУО «СШ №6 г.Кобрина» совместно с РЦДТ г.Кобрина проводит 9 международных турниров по игре «Что? Где? Когда?».
Второй этап заключается в проведении обобщающих уроков в игровой форме (командной и индивидуальной). Лидерами команд, обычно, являются учащиеся, проявившие себя на первом этапе. На этом же этапе добавляются ежемесячные игры «Математическая регата» (между сборными параллелей) и компьютерная игра «Математические гонки». Игра «Математические гонки» проводится в заранее установленное время (оно известно за две-три недели до проведения) по заранее объявленным темам, таким как: «История математики», «Старинные задачи», «Логические задачи», «Множества» и т.д. Математическая регата проводится в течение одной недели в месяц во время перерыва между сменами. При этом обычный тур чередуется с компьютерным. Во время обычных туров имеется возможность более точно оценить решения задач в случае неверного ответа.
Третий этап предполагает проведение факультативных занятий по математике и индивидуальную работу с учащимися. На этом этапе целесообразно широко использовать накопленные веками занимательные задачи. Большое их количество можно найти в книгах Я.И.Перельмана, Е.И.Игнатьева, Б.А.Кордемского, М.Гарднера, Г.Дьюдени и др.
Четвёртый этап состоит в постепенном переходе на решение задач олимпиадного жанра, индивидуальной работе с учащимися и широком применении информационных технологий.
Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения даёт возможность: изменять не только содержимое, но и характер деятельности учителя и учащегося; обеспечить непрерывность обучения; сделать учебный материал максимально наглядным и представить его системно; повысить мотивацию учащихся; формировать информационную грамотность, развивать способность к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией различной сложности; организовать самостоятельную работу учащихся; выстроить индивидуальные траектории обучения.
Одарённые в области математики дети не всегда открыты для окружающих, поэтому ИТ придуманы как будто специально для них. Кембриджский психолог Саймон Бэрон-Коэн предложил новую теорию одновременного объяснения странностей и Дирака, и Ньютона. По его мнению, у них был синдром Аспергера, схожий с аутизмом. Этой болезнью страдал гениальный безумец из фильма «Человек дождя». Люди с этим синдромом замкнуты в себе, не умеют держаться в обществе, но могут обладать недюжинными математическими способностями. Они отличаются от страдающих аутизмом прежде всего тем, что могут жить и работать среди людей. Точно также и дети с ограниченными возможностями стараются общаться в социальных сетях, рассказывать там о своих открытиях, о своих удачах и неудачах, с компьютером они «на ты». Компьютер для них, зачастую, чуть ли не единственная возможность видеть мир и общаться, хотя бы виртуально. Необходимо их вывести на новый уровень: оторвать от простого времяпрепровождения за компьютером, использовать компьютер для обучения, для решения различных задач, для реализации проектов, для соревнований со своими сверстниками из различных стран.
В средней школе №6 г.Кобрина разработана платформа «Оскар» для работы с одарёнными в области математики учащимися. Платформа названа в честь гениального кобринского математика Оскара Зарисского. На её основе реализован проект «Олимпиады имени Оскара Зарисского». Платформа и проект были удостоены Диплома I степени на XI Республиканском конкурсе «Компьютер. Образование. Интернет».
Платформа «Оскар» позволяет организовывать обучение, контролировать его процесс, вести дистанционную и очную работу с учащимися, готовить их к олимпиадам и централизованному тестированию, проводить различные игры, конкурсы и олимпиады. Платформу можно использовать не только для предметов физико-математического цикла, но и практически для всех учебных предметов. Дистанционная форма обучения как нельзя лучше подходит для того, чтобы ребёнок с ограниченными возможностями получил качественное образование, нашёл оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.
Платформа успешно выдержала испытание на практике. В мае 2016 года впервые в Кобринском районе прошла дистанционная, а затем и очная олимпиада имени Оскара Зарисского, в которой приняли участие более 500 учащихся. Платформа показала способность устойчиво работать при больших нагрузках на сервер. Особый интерес платформа вызывает у школьников младших классов. Созданная база заданий позволяет увлечь их, приобщить к занятиям точными науками, отобрать из них будущих победителей олимпиад.
Обучение ведётся через личный кабинет. Преподаватели могут проводить различные конкурсы и олимпиады, дополнять и изменять базу заданий и учебные материалы. Платформа поддерживает практически все известные типы заданий, включая полное текстовое решение с поддержкой математических формул. Она проста в установке и использовании, позволяет провести полный анализ ошибок учащихся, представляет учителю отчёт об олимпиаде. Графические возможности позволяют придать олимпиадам и конкурсам настоящий соревновательный характер и пробудить в учащихся спортивный интерес. В режиме подготовки к олимпиадам имеется возможность проанализировать свои ошибки и посмотреть авторские решения.
Платформа прошла апробацию в ГУО «СШ № 6 г. Кобрина» (активно её используют и учащиеся других школ города и района). В настоящее время ведётся интенсивная работа по наполнению базы заданий и созданию положений различных конкурсов и олимпиад.
Проект призван привлечь внимание к личности знаменитого и гениального кобринского математика Оскара Зарисского (добиться присвоения одной из улиц города его имени, а также открыть ему памятник или мемориальную доску). Планируется, что «Олимпиады имени Оскара Зарисского» станут международными, что позволит показать регион на международном уровне, будет способствовать патриотическому воспитанию молодого поколения, позволит белорусским детям, включая детей с ограниченными возможностями, общаться со своими сверстниками из других стран.
Платформу можно использовать при проведении уроков математики, физики, астрономии и информатики. Большой интерес к платформе проявляют практически все учителя школы. Платформу в своей работе может использовать практически каждый учитель и по любому школьному предмету. Полученный готовый программный продукт будет полезным в школах, гимназиях, лицеях, университетах, системе профессионального образования.
В 2017-2018 учебном году впервые проведена районная дистанционная олимпиада по белорусскому языку и литературе для 7-8 классов, в которой приняли участие более 400 учащихся всех школ района. Платформа успешно выдержала нагрузку. Имеет смысл провести подобную олимпиаду и для белорусов, проживающих за пределами Беларуси. 2018 год в Беларуси объявлен Годом малой родины. В этом году планируется проведение конкурса по истории родного края.
Однако есть дети, процесс обучения которых на сегодняшний день сильно зависит от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей. В современном обществе всё ещё происходит деление людей, и в первую очередь – детей, на две категории: не имеющих и имеющих отклонения в своём развитии. Обучая детей в специальных школах и классах, мы показываем им их ущербность, их сильную зависимость от окружающей среды и общества, как бы приклеиваем им на всю жизнь ярлык с надписью о ненужности обществу, лишаем их активной жизненной позиции. Такое обучение требует дальнейшей серьёзной адаптации в самостоятельной взрослой жизни. А ведь они хотят того же, что и их здоровые сверстники в своём беззаботном детстве: веселиться, играть со сверстниками, мечтать,… На примере спортсменов-параолимпийцев можно убедиться в силе их духа, в стремлении к самореализации, в повышенной мотивации. Л.С. Выготский считал, что необходимо ухватиться за возможность вырвать аномального ребёнка из состояния изолированности, открыть перед ним широкие возможности полнокровной человеческой жизни.
Детям с особенностями развития образование жизненно необходимо – многие из них просто не в состоянии физически работать. Но ведь есть много профессий, связанных с умственной деятельностью. За эти профессии им и стоит ухватиться. В первую очередь необходимо использовать дистанционное обучение. Как бы государство ни старалось, сколько бы усилий ни принимали педагоги с общественностью, – создать абсолютно равные условия и возможности для обучения никогда не удастся. Для эффективного образования необходимо создать широкую сеть тьюторов, которые будут помогать всем детям. Особенно такая помощь нужна детям с особенностями психофизического развития. Англо-русский словарь профессора В.К. Мюллера приводит следующие значения слова «tutor»: домашний учитель, репетитор, наставник, руководитель группы студентов, младший преподаватель высшего учебного заведения, опекун. В белорусском языке есть замечательное слово – наставник. Это человек, который не просто учит уму-разуму, а «наставляет на путь истинный», ненавязчиво помогает своему подшефному найти своё место в жизни. Выражаясь современным языком, в нашем понимании наш наставник – тот же тьютор, но дающий гораздо больше. Именно настоящие наставники нужны нашим школам для реализации принципов инклюзивного образования.
Учитывая особенности развития детей, особое внимание стоит обратить на использование информационных технологий в инклюзивном образовании. Современные информационные технологии позволяют осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся, что особенно актуально для системы образования регионов и для детей с особенностями развития. В систему инклюзивного образования прочно должны войти различные виды интеллектуальных игр. Они не только обогатят арсенал педагогических приемов, но и позволят раскрыть личностный потенциал и стимулировать творческую активность учащихся, повысить уровень мотивации учащихся, улучшить психологический климат в классе.
Разумное применение информационных технологий в образовании позволит существенно повысить качество образования.