Организационно-содержательные аспекты преподавания предмета химии

1) Нормативно-правовой базой, которая регламентирует образовательный процесс по предмету является  образовательный стандарт учебного предмета химии; нормы оценки результатов учебной деятельности; программы предметной области «Химия»; календарно-тематическое планирование; правила безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам (дисциплинам) «Химия» и «Физика» в учреждениях образования Республики Беларусь, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь (от 26.03.2008 № 26) и др. документы нормативно-правового обеспечения образовательного процесса по учебным предметам, описанные в инструктивно-методическом письме МО РБ «Об организации в (новом) учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий  в учреждениях общего среднего образования».

2)  Инструктивно-методическое письмо подробно разъясняет некоторые аспекты преподавания химии. Особенностью изучения школьного курса химии является то, что на материале этого учебного предмета у учащихся должен быть приобретен опыт химически грамотного использования веществ и материалов, применяемых в быту и воспитана убежденность в ведении здорового образа жизни.

3) Календарно-тематическое планирование (с грифом Министерства образования РБ) носит рекомендательный характер, для белорусов может быть использован русскоязычный вариант (учителя приобретают и работают). Выполнение программы обязательно! (теория, задачи, эксперимент).

Разрешается учителям при необходимости перераспределять между темами количество учебных часов, отведенное на их изучение в примерном календарно-тематическом планировании; использовать резервные часы (по усмотрению).   

4) Должны быть 3 вида  тетрадей: 1-ая → рабочая (для обучающих работ), 2-ая → для контрольных работ, 3-я → для  практических работ. Учитель имеет право использовать материалы дидактические с грифом и без грифа. Тетради для практических работ на печатной основе (с грифом) используются по усмотрению учителя (но в этом случае – одинаково для всего класса). Использование рабочих тетрадей, опорных конспектов на печатной основе является не обязательным. Тетради для практических и контрольных работ хранятся на протяжении учебного года в учреждении образования и выдаются учащимся для выполнения соответствующих работ.

5) При проведении контрольных работ необходимо помнить, что  контроль знаний необходимо строго давать по базовой программе, они должны быть поуровневыми и соответствовать нормам оценки результатов учебной деятельности учащихся, утвержденными Министерством образования, (журнал №7, 2009 Химия и праблемы выкладання). В течение учебного года проводится 2 контрольные работы в 7 классе и по  4 – в 8-11 (базовых),  в 10,11 классах химико-биологического направления по 6 к.р. В профильных классах 2 урока могут быть объединены.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 110 Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206, контрольные работы должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения общего среднего образования, не более чем по одному учебному предмету в день в одном классе. Проведение контрольных работ в понедельник, пятницу и на последних учебных занятиях запрещается.

6)  Практические работы по химии предполагают совершенствование и проверку знаний и экспериментальных умений учащихся. Деление класса на 2 группы при проведении практических работ осуществляется за счет учебных часов, которые установлены Типовыми учебными планами, если в классе не менее 20 учащихся.

Контрольные и практические работы должны быть проверены к следующему уроку (допускается при большой загруженности учителя – через одно-два учебных занятия), отметки выставляются в тетрадь и заносятся  в журнал на дату проведения соответствующей работы.

  • Лабораторные опыты носят обучающий характер, проводятся при изучении нового материала с целью формирования новых знаний, а также формирования, закрепления и совершенствования экспериментальных умений учащихся.

По итогам проверки лабораторных опытов, работы над ошибками контрольных или практических работ, проверки рабочих тетрадей (не менее 1 раза в месяц) могут быть выставлены отметки в тетради и журнал по усмотрению учителя.

Самостоятельные работы можно проводить на листочках; отметки за данные работы выставляются всем ученикам в журнал.

8) Основной учебный материал должен быть усвоен учащимися на уроке. Неизученный учебный материал недопустимо задавать на дом. Основная функция домашнего задания – закрепление знаний и умений, полученных на уроке. С целью предупреждения перегрузки учащихся при выполнении домашнего задания необходимо строго следить за его объемом, при необходимости разъяснять учащимся на уроке содержание, порядок и приемы выполнения полученных ими домашних заданий. Задания повышенного уровня сложности могут быть предложены для самостоятельного выполнения дома только по желанию учащихся.

Санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденными постановлением МО РБ от 27.12.2012 № 206, определено, что домашние задания по всем учебным предметам должны задаваться с учетом возможности их выполнения в VII-VIII классах до 2,5 часов, в IX-XI классах – 3 часов. Рекомендуется по учебному предмету «Химия» задавать такой объем письменного домашнего задания, который не превышал бы 1/3 объема письменных заданий, выполненных на уроке.

9)    При организации образовательного процесса по учебному предмету «Химия» обязательным является соблюдение Правил безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам (дисциплинам) «Химия» и «Физика» в учреждениях образования Республики Беларусь, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.03.2008 № 26, которые устанавливают требования к мерам безопасности при проведении уроков, работ исследовательского характера, стимулирующих, поддерживающих и факультативных занятий, а также определяют обязанности участников образовательного процесса в УО по обес-печению безопасных условий организации образовательного процесса.        

В каждом кабинете химии должны быть:

- инструкции по охране труда

(для лаборанта кабинета химии, учителя химии);

- плакаты по пожарной безопасности и оказанию доврачебной помощи;

- средства индивидуальной защиты;

- аптечки первой медицинской помощи;

- первичные средства пожаротушения;

- плакаты с  правилами безопасного поведения;

- таблицы химических элементов Д.И. Менделеева, растворимости, электрохимический  ряд напряжений металлов,

Учитель составляет перечень реактивов с указанием разрешенных  для хранения максимальных масс или объемов реактивов и размещает его на внутренней стороне дверцы шкафа и (или) сейфа. Перечень и  количество реактивов должны соответствовать нормам, указанным в Перечне мебели, инвентаря и средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса УО, реализующими образовательные программы общего среднего образования (утвержден постановлением МО РБ от 12.06.2014 № 75). Количество реактивов в перечне должно быть указано в соответствии с нормами для обеспечения годичной потребности уроков химии (VII-XI классы) из расчета одного класса-комплекта в каждой параллели, умноженное на количество параллелей и  на количество классов в параллели.

Не допускать хранения реактивов в таре без этикеток, с надписями, сделанными на прежних этикетках или сделанными карандашом по   стеклу. Уничтожение реактивов в таре без этикеток производить строго по инструкции в соответствии с пунктами 66-71 Правил безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам (дисциплинам) «Химия» и «Физика» в УО РБ, утвержденных постановлением МО РБ от 26.03.2008 № 26. 

10) Обязательно! На первом занятии в каждой учебной четверти во всех классах учитель проводит обучение учащихся общим мерам безопасности при нахождении в кабинете химии. Перед началом выполнения лабораторного (демонстрационного) опыта, практической работы учитель проводит обучение  безопасным приемам выполнения данного типа работы. В плане-конспекте учитель должен записать по пунктам какие задачи он ставит при проведении данной работы. В тетрадях при проведении практической работы и лабораторного (демонстрационного) опыта на полях учащиеся пишут «ОПБП».

Не допускать пребывание учащихся в  лаборантской; необходимо исключить доступ учащихся к местам хранения химических реактивов.

11) Приобретаемые для кабинета химии оборудование и химические реактивы, подлежащие обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, должны сопровождаться документами об оценке соответствия техническим нормативным правовым актам.

Где купить химические реактивы в Минске:

  1. Фирма « Арнимег», ул.Бумажкова, д.37. тел. раб. 299-51-09, тел. 245-08-11, тел. 245-31-62
  2. «Глобус» ул. Козлова. Д.8 тел. 284-43-73,ь 294-01-16 (факс)
  3. «Белреахим», ул .Калиновского, д.6 283-02-06, факс 281-13-31, реактивы 283-04-33, посуда 281-24=22  Розничный магазин 283-98-60
  4. ЗАО «Пять океанов», ул. Московская, д.12, пом. 54, каб. 4

Тел/факс 80172104256, 2104257,  2104258, 2005744

  1. (белорусские реактивы), тел. В Могилеве 80222455016

12) Требования к ведению классного журнала

А)    На первом уроке в новом учебном году и на первом уроке каждой новой четверти в классном журнале в графе «Что пройдено на уроке» перед основной темой урока учитель делает запись: Обучение правилам безопасного поведения (ОПБП).

(В Брестской области указывается (записывается) еще после ОПБП и Программа №? (у каждой школы своя) по ОПБП в кабинете химии. Но если в РУМК принято решение (запротоколировано) не писать «Программа №?», то такая запись не добавляется).

Б) Соответствующие записи делаются и после обучения учащихся безопасным приемам выполнения лабораторного опыта, практической работы, демонстрационного опыта. При заполнении графы «Что пройдено на уроке» необходимо записать вид работы и ее тему. Если это практическая работа, то запись в журнале делается следующим образом:


Практическая работа 5. Реакция нейтрализации. ОПБП

или Пр. р. 5. Реакция нейтрализации. ОПБП


Обратите внимание – знак № не ставится, кавычки«» в теме не ставятся. Точки ставятся только после цифры и темы практической работы; допустимо сокращение Пр.р.

В) Если на уроке проводится лабораторный опыт, то записывается тема урока (ставится точка), сокращение Лаб.оп. и цифра (без №) лабораторного опыта (ставится точка), запись ОПБП (без точки), например:


Галогеноводороды, галогеноводородные кислоты и их соли. Лаб.оп.5. ОПБП


Г)   В случае проведения на уроке демонстрации записывается тема урока (ставится точка), сокращение Д. и цифра (без №) демонстрационного опыта (ставится точка), запись ОПБП (без точки), например:


Ненасыщенные одноосновные карбоновые кислоты. Д.4. ОПБП


Д) Если на уроке проводится и демонстрационный и лабораторный опыты, то записывается тема урока (ставится точка), после этого сначала - сокращение Д. и цифра (без №) демонстрационного опыта (ставится точка), запись ОПБП (ставится точка), затем – сокращение Лаб.оп. и цифра (без №) лабораторного опыта (ставится точка), запись ОПБП (без точки), например:


Общие химические свойства металлов. Д.24.ОПБП. Лаб.оп.7.ОПБП


Е)  Если на уроке проводится контрольная работа, то в журнале записываем, например:


Контрольная работа 3 по теме «Растворы»


или


Контрольная работа 1 по темам «Галогены», «Кислород и сера»


Обратите внимание: кавычки«» в теме ставятся, между темами – запятая, точка не ставится после всей записи в графе журнала.  

Анализ результатов контрольной работы обязательно проводим и записываем на следующем уроке после проведения контрольной работы перед темой урока. Например:


Анализ результатов контрольной работы.

Углерод и кремний. Д.20. ОПБП


Анализ результатов практической работы проводим по усмотрению учителя (если результаты практической работы очень хорошие, то можно анализ не проводить) записываем на следующем уроке после проведения практической работы перед темой урока.

  • Рекомендации по ведению тетрадей содержатся в “Метадычных рэкамендацыях па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі”, утвержденных 06.06.2016 (www.adu.by / Образовательный процесс. 2017/2018 учебный год / Методические рекомендации).

Обращаем внимание на некоторые особенности:

А) В тетрадях для контрольных и практических работ слова -Практическая работа, Котрольная работа – записываются на той же строке, на которой на полях цифрами записана дата выполнения соответствующей работы, причём с цифрой работы уже записывается знак №, а кавычки«» в теме контрольной работы не записываются.

Например:


Практическая работа №2                                                         25.09.2017

Разделение неоднородной смеси

Вариант 1


или


Контрольная работа №1                                                            26.09.2017

Галогены. Кислород и сера

Вариант 2


Б) В рабочих тетрадях пишутся слова «Домашняя работа»; слова «Классная работа» не пишутся, а записывается тема (без кавычек«») на той же строке, на которой на полях цифрами записана дата выполнения соответствующей работы.

Последние изменения