Хорошее воспитание не в том,
чтобы сначала дать возможность
развиться порокам, а потом с ними бороться.
Нужно приложить все старания,
чтобы сделать душу ребенка
неприступной для порока
Св. Иоанн Златоуст.
Нравственное состояние подрастающего поколения – один из наиболее важных вопросов на сегодняшний день в сфере образования. В современном мире есть огромная проблема – оторванность человека от корней. А человек, потерявший корни, теряет чувство Отечества. Жизнь без корней становиться ненастоящей, а душа, лишенная корней – безбожной. Кроме потери чувства патриотизма, наши дети сегодня, как никогда раньше, открыты влиянию на их сознание массовой культуры, которая по своей сущности является агрессивной, разрушает бесценную личность ребенка. Проблема эта актуальная и концентрирует на себе внимание на самом высоком уровне.
Подростковый возраст – очень важный период в жизни человека. Он в некоторой степени является переходным от детстсва к “взрослости”. И поэтому очень важно, что будет заложено в сердце и душу человека именно в этот период, какие маральные и эстетические критерии и какие примеры для подражания будут преподнесены.
Ценнейший опыт воспитания нравственности и духовного стержня дает нам Православная церковь. Православие сыграло исключительную роль в становлении нашего государства и нашего общества, семьи и человека, нашей духовности, культуры и воспитания. Сегодня, как никогда раньше, остро стоит потребность в уроках доброты в школах и, конечно, в сотрудничестве школы и Православной церкви.
Каждый педагог, несомненно, понимает вожность и необходимость духовного воспитания. В каждом учреждении образования реализуется это по-разному. Так, в гимназии №4 города Бреста с 2014 года по инициативе директора Шкулепы Елены Васильевны реализуется проект духовно-эстетического воспитания подростков“Лоскутки”. Авторами проекта стали учителя истории Степанюк Л.А. и Олесик Н.Н. Стержневой идеей проекта является формирование духовной безопасности у воспитанников гимназии. Ведь именно духовно необразованные люди и беспомощные дети попадают в разные секты, оккультные объединения, теряют интерес к жизни, становятся подвластными суициду или уходят в тьму наркотической зависимости.
Основные задачи проекта:
- Дополнить и расширить материал учебных предметов гуманитарной направленности за счет раскрытия у учащихся традиционных для нашей культуры представлений об абсолютных ценностях, развитие возможности межпредметных связей.
- Способствовать формированию интереса к истории Православия, к образцам личного подвига благочестия.
- Воспитывать любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, святыням.
- Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения фактов церковной истории, примеров из жизни конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства.
- Сформировать у учащихся позицию неприятия жестокости, пошлости, алчности, хамства, так бурно распространяющихся сегодня в опустошенных душах потерявших веру людей.
- Научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты.
Прект тесно связан с такими дисциплинами школьной программы, как “История”, “Литература”, “Обществоведение” и др., а так же с музыкальными дисциплинами дополнительного образования, которые преподаются в гимназии и открывают большие возможности как авторам проекта, так и самим воспитанникам.
Цель проекта – воспитание духовности учащихся, пробуждение в них эстетического начала и религиозных чувств, в фундамент которых заложены нормы традиционной морали и православной культуры.
Название проекта подсказала детская сказка-притча «Лоскутное одеяло». Это сказка о садовнике-волшебнике, который сумел в холода укрыть дивный сад лоскутным одеялом, чем спас его от гибели. В качестве лоскутков он использовал тепло человеческих душ, которое пожертвовали жители чудесного города. Каждый из них согласился стать маленьким теплым лоскутком для большого одеяла и укрыть собой сад.
Для нас, авторов проекта, «Лоскутное одеяло» – это метафора всех детских сердец наших воспитанников.
Возраствная группа в реализации проекта – подростки V-VIII классов. Надеемся, что через историю, сопряженную с современностью, подростки смогут правильно сформировать свое отношение к себе, к семье, к окружающему миру, к Родине, к святыням, к родной природе.
В преподавании курса используются следующие принципы:
- Принцип системности – использование системного подхода при изучении материала.
- Принцип дополнительности – дополнение и расширение содержания других школьных дисциплин, прежде всего гуманитарной направленности. Так, например, в разговоре о Казанской иконе Божией Матери использовался дополнительный материал о Петре Первом, Северной войне, Смутном времени, Отечественной войне 1812 года, и Великой Отечественной войне. В ходе наших встреч ребята так же познакомились с дополнительной исторической информацией о Брестской церковной унии и Афанасии Брестском, о развитии культуры на белорусских землях 16,17 веков и о роде Острожских.
- Принцип наглядности – использование в содержании курса выразительных средств – зрительных образов (фотографий, икон, репродукций картин, фрагментов видеофильмов), слуховых образов (музыкальных средств и аудиолекций), литературных образов и пр.
- Принцип диалогичности – привлечение подростков к участию в диалоге.
- Принцип смысложизненной направленности – осмысление подростками собственного существования, поиск смысла жизни, проектирование собственной частной жизни, организация собственной внутренней жизни, жизни сердца.
Специфика курса заключается в том, что основной материал, изучаемый в рамках его преподавания, не ориентирован на ближайшие утилитарные цели (сдача ЦТ, поступление в ВУЗ), но имеет направленность на перспективу жизни старшеклассника, характеризуется эффектом отсроченного действия.
В рамках реализации проекта в гимназии на высоком уровне проводятся мероприятия: беседы, литературные постановки, круглые столы с включением теоретического знакомства с историей Православия. Авторы проекта стремятся активизировать деятельность учащихся через выполнение творческих заданий прикладного характера (например создание “Лоскутного одеяла добрых дел”, подарки мамам своими руками и т.д.).
Одним из направлений деятельности педагогов является активное сотрудничество преподавателей и подроствков со священниками и педагогами воскресных школ из приходских храмов. С особым интересом и удовольствием подростки относятся к посещению святынь Брестчины и Беларуси. Так, в октябре 2014 года, в рамках проекта педагоги гимназии вместе с группой учащихся совершили поломничество по местам явления Божией Матери в Брестском районе – в деревню Бушмичи и деревню Рожковка. В 2015 году наши учащиеся вместе с учителями посетили деревню Гершоны – место мученической гибели преподобномученика Афанасия игумена Брестского, а так же Свято-Николаевскую церковь на территории Брестской Крепости, возле которой находится крест-памятник Константину Острожскому.
В прошлом учебном году деятельность проекта была направлена на расширение знаний учащихся о белорусских святых Евфросинью Полоцкую, Кирилла Туровского, Софию Слуцкую, Улианию Ольшанскую, Симеона Полоцкого. В конце учебнгого года мы совершили поломническую экскурсию на Туровщину. Не оставили равнодушными наших воспитанников каменные кресты Туровщины, и вообще просторы нашей Беларуситанников.
В этом учебном году напрвление деятельности проекта кардинально изменилось. Оно было направлено не на созерцание и впитывание готового материала, а на самостоятельное созидание и активную совместную деятельность. Поэтому участники проекта сами готовили информацианные стенды различного характера, сами были экскурсоводами.
Значимым событием для Лоскутков стали Рождественские Святки, которые готовились силами наших воспитанников.
Одно из последних мероприятий, которое планируется теперь как ежегодное – День Православной книги. Оно было организовано совместно с участниками Воскресной школы при Свято-Николаевской горнизонной церкви г. Бреста и при непосредственном участии настоятеля – отца Виталия Хоновца.
Каждый учитель должен, прежде всего, продумать и прочувствовать до конца свою великую педагогическую задачу. Он не специалист по ликвидации безграмотности, а воспитатель детей. Он должен знать и понимать, что дело не только в развитии наблюдения, рассудка и памяти, а в побуждении и укреплении духовности в детях.
Воспринимая жизнь человека как непрестанное развитие в процессе духовного становления, надеемся, что наш проект станет точкой отсчета в процессе так называемого «непрерывного образования» учащегося через всю его жизнь.
Авторы проекта искренне желают успехов в нелегком деле воспитания всем, кто каждый день слышит и понимает музыку детских сердец. Ведь хорошее воспитание надежно защищает человека от тех, кто плохо воспитан.
(ГУО "Гимназия №4 г.Бреста", Олесик)