В помощь организаторам профилактических проектов и акций

21 апреля в Республике Беларусь отмечается день профилактики болезней сердца. Актуальность проблемы состоит в том, что, несмотря на то, что в нашей стране достаточно активно пропагандируется здоровый образ жизни, сердечно-сосудистые заболевания как были, так и остаются на первом месте среди причин преждевременного ухода из жизни и инвалидизации населения.

Учреждениям образования рекомендуется включиться в реализацию профилактической акции «Здоровое сердце – залог успеха!».

С руководителями организаций здравоохранения необходимо согласовать сроки проведения акции и услуги специалистов здравоохранения, которые они смогут предоставить в рамках акции.

Услуги могут быть следующие:

консультации врачей (кардиолог, офтальмолог, эндокринолог) по различным аспектам здорового образа жизни;

определение индекса массы тела;

измерение артериального давления;

определение уровня глюкозы в крови;

измерение внутриглазного давления;

измерение уровня холестерина в крови;

тест на исследование психоэмоционального состояния и получение консультации психолога.

С целью обучению навыкам правильного измерения артериального давления следует организовать проведение мастер-классов.

В рамках лектория для родителей учащихся важно предусмотреть выступление медицинских работников с лекцией «Профилактика болезней сердца».

В целях формирования здорового образа жизни, профилактики стресса и сердечно-сосудистых заболеваний можно организовать выставку и раздачу информационно-образовательных материалов: буклетов, памяток, листовок (см. прил. 1).

14 июня отмечается Международный день донора крови. Всесторонняя поддержка добровольных доноров оказывается в каждой стране мира. Бесплатные центры приема крови будут рассказывать о важности данной процедуры.

В учреждениях образования необходимо разместить на информационных стендах наглядные материалы, посвященные Международному дню донора крови. Следует организовать проведение вечеров вопросов и ответов «Донорство необходимо, почетно и безвредно»; классных часов «Донорство крови и здоровый образ жизни»; информационных часов «История возникновения и развития донорского движения»; флэш-мобов «Вступайте в ряды доноров». Можно провести конкурсы на лучшую разработку информационно-образовательных материалов: памятку «Капля крови – дарит жизнь» и (или) буклет «Сдай кровь – спаси жизнь».

Родителей учащихся можно пригласить на встречу с работниками здравоохранения «Донорство – это почетно».

Продолжается реализация лечебно-профилактического проекта «Правильная осанка - залог здоровья».

Функциональное состояние опорно-двигательного аппарата находится в тесной взаимосвязи с общим состоянием организма и является отражением его физиологического и психологического статуса. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата недостаточно развита общая моторика, нарушена координация движений, они физически ослаблены, быстро утомляются. Под влиянием различного рода нагрузок нарушения быстро прогрессируют, постепенно приобретая стойкий характер, а это ведет к деформации скелета, сопровождающейся болями в мышцах и суставах, смешением внутренних органов. Нарушения осанки у детей могут влиять на функцию желудочно-кишечного тракта, на состояние сосудов, нервов и нервных сплетений. У детей с нарушениями осанки снижена жизненная емкость легких, уменьшена экскурсия грудной клетки и диафрагмы, что неблагоприятно отражается на деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.  

Привычка сутулиться может спровоцировать начало сколиоза или юношеского кифоза, особенно при наличии нарушений обмена веществ в соединительной ткани, или обменные нарушения могут вначале вызвать дегенерацию межпозвонковых дисков и тел позвонков, а вызванные этим нарушения осанки легко принимают необратимый характер.

Оптимальное время профилактических воздействий – период интенсивного роста. Скачки развития нарушений опорно-двигательного аппарата чаще всего происходят в периоды интенсивного роста. Это возраст 5-7 лет и 12-16 лет.

Целенаправленная работа по максимально возможному нивелированию вероятностного риска комплекса стресс-факторов, воздействующих на детей и подростков, обеспечивается взаимодействием специалистов разного профиля и достигает оптимального результата посредством установления эффективного партнерства с родителями и другими заинтересованными в формировании здоровья школьников лицами.

Модель организационно-методического обеспечения профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата включает работу по 4 взаимосвязанным модулям (медицинский, педагогический, психологический, внутрисемейный) и их фокусировки на главном – здоровье каждого ребенка.

Основной задачей является организация здоровьесберегающей практики формами медицинского, педагогического и воспитательного взаимодействия.

Медицинские работники обеспечивают своевременную диагностику состояния опорно-двигательного аппарата, решают первоочередные профилактические задачи: контроль за рассаживанием учащихся, освещенностью учебных помещений, соблюдением зрительного и двигательного режима на уроках, за организацией питания, физического воспитания, гигиеническое обучение учащихся, педагогов, родителей. Конечным результатом работы специалистов в рамках медицинского модуля является установление объективно обоснованного диалога медицинского работника, учителя, учащегося, родителей в вопросах выработки мотивированных адресных рекомендаций по коррекции выявленных нарушений опорно-двигательного аппарата.

Работа по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата в рамках педагогического модуля предполагает обеспечение в учреждении образования здоровьесберегающей среды, а также деятельность учителя, направленную на создание совместно с родителями индивидуальной программы развития здорового ребенка.

Специальные профилактические мероприятия педагогического характера (диагностика, коррекция, обучение) направлены на формирование правильных рабочих стереотипов школьника и организацию обучения в условиях активной сенсорно-развивающей среды (далее – АРС). Период формирования рабочих стереотипов – I ступень обучения. В связи с этим выполнение специальных профилактических мероприятий – первостепенная задача педагогов начальных классов. Рабочий стереотип предполагает относительно устойчивую систему условно-рефлекторных действий ребенка по поддержанию правильной позы на уроках.

Основные требования к правильной позе во время уроков – это максимальная опора для туловища, рук и ног, а также симметричное положение тела. Правильная симметричная посадка производится последовательно, начиная с положения стоп:

  • стопы в опоре на полу;
  • колени на одном уровне (в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах ноги должны быть согнуты под прямым углом);
  • равномерная опора на обе половины таза;
  • туловище периодически опирается на спинку стула;
  • между грудью и столом расстояние от 1,5 до 2 см (ребром проходит ладонь);
  • предплечья симметрично и свободно, без напряжения, лежат на столе, плечи симметричны;
  • голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола около 30 см;
  • при письме – положение тетради под углом 30 градусов, нижний левый угол листа, на котором пишет ребенок, должен быть ориентирован на середину груди.

Основные характеристики АРС: увеличение объема двигательной активности школьников во время уроков; включение в урок элементов активной и пассивной профилактики зрительного утомления, нарушений опорно-двигательного аппарата; создание дополнительных возможностей для работы в позе стоя; предметного моделирования и повышения познавательной активности в ходе урока; снижение уровня тревожности учащихся.

Укрепление мышечно-связочного аппарата ребенка обеспечивается практической реализацией задач учебного предмета «Физическая культура и здоровье» – образовательных, воспитательных, оздоровительных, развивающих, прикладных; физической активностью в режиме учебного и продленного дня; внеклассной и внешкольной физкультурно-оздоровительной работой; правильно организованной досуговой деятельностью.

На родительских собраниях классные руководители подчеркивают солидарную ответственность за охрану здоровья детей и указывают на необходимость взаимоконтроля и преемственности в действиях семьи и школы.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА

Гигиенические показатели, характеризующие урок

Гигиеническая оценка урока

рациональный

недостаточно

рациональный

нерациональный

1.

Плотность урока

не менее 60% и не более 75-80%

85-90%

более 90%

2.

Количество видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

3.

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

не более 10 мин.

11-15 мин.

более 15 мин.

4.

Частота чередования различных видов учебной деятельности

смена не позже,

чем через 7-10 мин.

смена через

11-15 мин.

смена через

15-20 мин.

5.

Количество используемых методов преподавания

не менее 3-х

2

1

6.

Чередование методов и приемов преподавания

не позже,

чем через 10-15 мин.

через 15-20 мин.

не чередуются

7.

Наличие эмоциональных разрядок

2-3

1

нет

8.

Место и длительность применения ТСО

в соответствии с гигиеническими нормами

с частичным соблюдением гигиенических норм

в произвольной форме

9.

Чередование позы

поза чередуется в соответствии с видом работы, учитель контролирует посадку учащихся

имеются случаи несоответствия позы виду работы, учитель иногда контролирует посадку учащихся

несоответствие позы у большинства учащихся виду работы, поза не контролируется учителем

10.

Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток

на 20 и 35 мин. урока по 1 мин. из 3 легких упражнений с 3-4 повторениями каждого

1 физкультминутка с неправильным содержанием или недостаточной продолжительностью

отсутствуют

11.

Психологический климат

преобладают положительные эмоции

имеются случаи отрицательных эмоций, урок эмоционально индифферентный

преобладают отрицательные эмоции

12.

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

не ранее 40 мин.

не ранее 35-37 мин.

до 30 мин.

Нарушения опорно-двигательного аппарата – проблема не только медицинская и педагогическая, но и, в значительной степени, проблема сознания.

В разные возрастные периоды у учащихся может отмечаться разнообразие клинической картины. У детей младшего школьного возраста чаще выявляется гипервозбудимость, двигательная расторможенность или, наоборот, медлительность, нервно-психическая утомляемость, проблемы в обучении. У детей 10-12 лет – нарушения поведения, психоэмоциональная неустойчивость, нередки фобии. У подростков нарастают нарушения поведения, агрессивность, трудности во взаимоотношениях со сверстниками, педагогами, родителями.

В последние годы наблюдается стабильно высокое число детей с эмоциональными расстройствами и расстройствами поведения (в том числе неврозами и неврозоподобными состояниями). Одной из причин являются завышенные требования, как педагогов, так и родителей к успехам детей не только в школе, но и за ее пределами.

Разрешение актуальных проблем учащихся является основной задачей социально-педагогической и психологической службы Основная цель – установление доверия ребенка к окружающей его среде обитания, поскольку доверие является основой формирования положительного самоощущения. Если у школьника постоянно что-то не получается, то уверенность в себе падает, развивается чувство неполноценности. Постоянные одергивания, запугивания и унизительные сравнения невротизируют ребенка, при этом реально никак не влияют на нормализацию ситуации.

Образ жизни и поведение родителей должны определяться осознанием здоровья как ценности и целенаправленными действиями по его поддержанию и укреплению. Неблагоприятная внутрисемейная атмосфера часто является центральным фактором нарушений. Семейные конфликты, деспотичное воспитание, завышенные требования к успеваемости в школе, преобладание статического компонента в досуговой деятельности, низкая физическая активность неизбежно приводят к ослаблению общего мышечного тонуса. Следует учесть, что негативные эмоции, появление у ребенка чувства вины за совершенные им действия способствуют формированию неправильной осанки. Неправильная осанка постепенно становится привычной и может закрепиться. Нарушения осанки сами по себе не являются болезнью, но они создают условия для заболевания не только позвоночника, но и внутренних органов. Плохая осанка - это или продление болезни, или состояние предболезни.

И именно семье принадлежит приоритет в:

- обеспечении оздоровительной среды и консолидации отношения членов семьи к формированию здоровья;

- воспитании осознанного принятия ребенком ценностей здорового образа жизни и регуляции своего поведения в соответствии с ними;

- исключении факторов социального риска внутри семьи;

- определении траектории образования ребенка, объема дополнительного обучения и прогнозировании последствий умственных, физических и эмоциональных перегрузок;

- ограничении времени на занятия с преобладанием статического компонента и нагрузкой на зрительный анализатор (просмотр телевизионных передач, использование компьютера в досуговой деятельности и т.п.);

- контроле за выполнением адресных профилактических мероприятий и врачебных назначений;

- организации полноценного питания;

- формировании правильных пищевых предпочтений, основанных на выработке у детей и подростков соответствующей мотивации пищевого поведения, характеризующейся ориентацией на неупотребление различных продуктов системы «fast foods», чипсов, газированных напитков и т.п.;

- формировании потребности в физической активности.

Таким образом семья выступает в качестве первичной единицы медицинской помощи, обладающей функциями гигиенического воспитания, профилактики, лечения и реабилитации.

Последние изменения