21 апреля в Республике Беларусь отмечается день профилактики болезней сердца. Актуальность проблемы состоит в том, что, несмотря на то, что в нашей стране достаточно активно пропагандируется здоровый образ жизни, сердечно-сосудистые заболевания как были, так и остаются на первом месте среди причин преждевременного ухода из жизни и инвалидизации населения.
Учреждениям образования рекомендуется включиться в реализацию профилактической акции «Здоровое сердце – залог успеха!».
С руководителями организаций здравоохранения необходимо согласовать сроки проведения акции и услуги специалистов здравоохранения, которые они смогут предоставить в рамках акции.
Услуги могут быть следующие:
консультации врачей (кардиолог, офтальмолог, эндокринолог) по различным аспектам здорового образа жизни;
определение индекса массы тела;
измерение артериального давления;
определение уровня глюкозы в крови;
измерение внутриглазного давления;
измерение уровня холестерина в крови;
тест на исследование психоэмоционального состояния и получение консультации психолога.
С целью обучению навыкам правильного измерения артериального давления следует организовать проведение мастер-классов.
В рамках лектория для родителей учащихся важно предусмотреть выступление медицинских работников с лекцией «Профилактика болезней сердца».
В целях формирования здорового образа жизни, профилактики стресса и сердечно-сосудистых заболеваний можно организовать выставку и раздачу информационно-образовательных материалов: буклетов, памяток, листовок (см. прил. 1).
14 июня отмечается Международный день донора крови. Всесторонняя поддержка добровольных доноров оказывается в каждой стране мира. Бесплатные центры приема крови будут рассказывать о важности данной процедуры.
В учреждениях образования необходимо разместить на информационных стендах наглядные материалы, посвященные Международному дню донора крови. Следует организовать проведение вечеров вопросов и ответов «Донорство необходимо, почетно и безвредно»; классных часов «Донорство крови и здоровый образ жизни»; информационных часов «История возникновения и развития донорского движения»; флэш-мобов «Вступайте в ряды доноров». Можно провести конкурсы на лучшую разработку информационно-образовательных материалов: памятку «Капля крови – дарит жизнь» и (или) буклет «Сдай кровь – спаси жизнь».
Родителей учащихся можно пригласить на встречу с работниками здравоохранения «Донорство – это почетно».
Продолжается реализация лечебно-профилактического проекта «Правильная осанка - залог здоровья».
Функциональное состояние опорно-двигательного аппарата находится в тесной взаимосвязи с общим состоянием организма и является отражением его физиологического и психологического статуса. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата недостаточно развита общая моторика, нарушена координация движений, они физически ослаблены, быстро утомляются. Под влиянием различного рода нагрузок нарушения быстро прогрессируют, постепенно приобретая стойкий характер, а это ведет к деформации скелета, сопровождающейся болями в мышцах и суставах, смешением внутренних органов. Нарушения осанки у детей могут влиять на функцию желудочно-кишечного тракта, на состояние сосудов, нервов и нервных сплетений. У детей с нарушениями осанки снижена жизненная емкость легких, уменьшена экскурсия грудной клетки и диафрагмы, что неблагоприятно отражается на деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Привычка сутулиться может спровоцировать начало сколиоза или юношеского кифоза, особенно при наличии нарушений обмена веществ в соединительной ткани, или обменные нарушения могут вначале вызвать дегенерацию межпозвонковых дисков и тел позвонков, а вызванные этим нарушения осанки легко принимают необратимый характер.
Оптимальное время профилактических воздействий – период интенсивного роста. Скачки развития нарушений опорно-двигательного аппарата чаще всего происходят в периоды интенсивного роста. Это возраст 5-7 лет и 12-16 лет.
Целенаправленная работа по максимально возможному нивелированию вероятностного риска комплекса стресс-факторов, воздействующих на детей и подростков, обеспечивается взаимодействием специалистов разного профиля и достигает оптимального результата посредством установления эффективного партнерства с родителями и другими заинтересованными в формировании здоровья школьников лицами.
Модель организационно-методического обеспечения профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата включает работу по 4 взаимосвязанным модулям (медицинский, педагогический, психологический, внутрисемейный) и их фокусировки на главном – здоровье каждого ребенка.
Основной задачей является организация здоровьесберегающей практики формами медицинского, педагогического и воспитательного взаимодействия.
Медицинские работники обеспечивают своевременную диагностику состояния опорно-двигательного аппарата, решают первоочередные профилактические задачи: контроль за рассаживанием учащихся, освещенностью учебных помещений, соблюдением зрительного и двигательного режима на уроках, за организацией питания, физического воспитания, гигиеническое обучение учащихся, педагогов, родителей. Конечным результатом работы специалистов в рамках медицинского модуля является установление объективно обоснованного диалога медицинского работника, учителя, учащегося, родителей в вопросах выработки мотивированных адресных рекомендаций по коррекции выявленных нарушений опорно-двигательного аппарата.
Работа по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата в рамках педагогического модуля предполагает обеспечение в учреждении образования здоровьесберегающей среды, а также деятельность учителя, направленную на создание совместно с родителями индивидуальной программы развития здорового ребенка.
Специальные профилактические мероприятия педагогического характера (диагностика, коррекция, обучение) направлены на формирование правильных рабочих стереотипов школьника и организацию обучения в условиях активной сенсорно-развивающей среды (далее – АРС). Период формирования рабочих стереотипов – I ступень обучения. В связи с этим выполнение специальных профилактических мероприятий – первостепенная задача педагогов начальных классов. Рабочий стереотип предполагает относительно устойчивую систему условно-рефлекторных действий ребенка по поддержанию правильной позы на уроках.
Основные требования к правильной позе во время уроков – это максимальная опора для туловища, рук и ног, а также симметричное положение тела. Правильная симметричная посадка производится последовательно, начиная с положения стоп:
- стопы в опоре на полу;
- колени на одном уровне (в голеностопных, коленных и тазобедренных суставах ноги должны быть согнуты под прямым углом);
- равномерная опора на обе половины таза;
- туловище периодически опирается на спинку стула;
- между грудью и столом расстояние от 1,5 до 2 см (ребром проходит ладонь);
- предплечья симметрично и свободно, без напряжения, лежат на столе, плечи симметричны;
- голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола около 30 см;
- при письме – положение тетради под углом 30 градусов, нижний левый угол листа, на котором пишет ребенок, должен быть ориентирован на середину груди.
Основные характеристики АРС: увеличение объема двигательной активности школьников во время уроков; включение в урок элементов активной и пассивной профилактики зрительного утомления, нарушений опорно-двигательного аппарата; создание дополнительных возможностей для работы в позе стоя; предметного моделирования и повышения познавательной активности в ходе урока; снижение уровня тревожности учащихся.
Укрепление мышечно-связочного аппарата ребенка обеспечивается практической реализацией задач учебного предмета «Физическая культура и здоровье» – образовательных, воспитательных, оздоровительных, развивающих, прикладных; физической активностью в режиме учебного и продленного дня; внеклассной и внешкольной физкультурно-оздоровительной работой; правильно организованной досуговой деятельностью.
На родительских собраниях классные руководители подчеркивают солидарную ответственность за охрану здоровья детей и указывают на необходимость взаимоконтроля и преемственности в действиях семьи и школы.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА
№ |
Гигиенические показатели, характеризующие урок |
Гигиеническая оценка урока |
||
рациональный |
недостаточно рациональный |
нерациональный |
||
1. |
Плотность урока |
не менее 60% и не более 75-80% |
85-90% |
более 90% |
2. |
Количество видов учебной деятельности |
4-7 |
2-3 |
1-2 |
3. |
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности |
не более 10 мин. |
11-15 мин. |
более 15 мин. |
4. |
Частота чередования различных видов учебной деятельности |
смена не позже, чем через 7-10 мин. |
смена через 11-15 мин. |
смена через 15-20 мин. |
5. |
Количество используемых методов преподавания |
не менее 3-х |
2 |
1 |
6. |
Чередование методов и приемов преподавания |
не позже, чем через 10-15 мин. |
через 15-20 мин. |
не чередуются |
7. |
Наличие эмоциональных разрядок |
2-3 |
1 |
нет |
8. |
Место и длительность применения ТСО |
в соответствии с гигиеническими нормами |
с частичным соблюдением гигиенических норм |
в произвольной форме |
9. |
Чередование позы |
поза чередуется в соответствии с видом работы, учитель контролирует посадку учащихся |
имеются случаи несоответствия позы виду работы, учитель иногда контролирует посадку учащихся |
несоответствие позы у большинства учащихся виду работы, поза не контролируется учителем |
10. |
Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток |
на 20 и 35 мин. урока по 1 мин. из 3 легких упражнений с 3-4 повторениями каждого |
1 физкультминутка с неправильным содержанием или недостаточной продолжительностью |
отсутствуют |
11. |
Психологический климат |
преобладают положительные эмоции |
имеются случаи отрицательных эмоций, урок эмоционально индифферентный |
преобладают отрицательные эмоции |
12. |
Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности |
не ранее 40 мин. |
не ранее 35-37 мин. |
до 30 мин. |
Нарушения опорно-двигательного аппарата – проблема не только медицинская и педагогическая, но и, в значительной степени, проблема сознания.
В разные возрастные периоды у учащихся может отмечаться разнообразие клинической картины. У детей младшего школьного возраста чаще выявляется гипервозбудимость, двигательная расторможенность или, наоборот, медлительность, нервно-психическая утомляемость, проблемы в обучении. У детей 10-12 лет – нарушения поведения, психоэмоциональная неустойчивость, нередки фобии. У подростков нарастают нарушения поведения, агрессивность, трудности во взаимоотношениях со сверстниками, педагогами, родителями.
В последние годы наблюдается стабильно высокое число детей с эмоциональными расстройствами и расстройствами поведения (в том числе неврозами и неврозоподобными состояниями). Одной из причин являются завышенные требования, как педагогов, так и родителей к успехам детей не только в школе, но и за ее пределами.
Разрешение актуальных проблем учащихся является основной задачей социально-педагогической и психологической службы Основная цель – установление доверия ребенка к окружающей его среде обитания, поскольку доверие является основой формирования положительного самоощущения. Если у школьника постоянно что-то не получается, то уверенность в себе падает, развивается чувство неполноценности. Постоянные одергивания, запугивания и унизительные сравнения невротизируют ребенка, при этом реально никак не влияют на нормализацию ситуации.
Образ жизни и поведение родителей должны определяться осознанием здоровья как ценности и целенаправленными действиями по его поддержанию и укреплению. Неблагоприятная внутрисемейная атмосфера часто является центральным фактором нарушений. Семейные конфликты, деспотичное воспитание, завышенные требования к успеваемости в школе, преобладание статического компонента в досуговой деятельности, низкая физическая активность неизбежно приводят к ослаблению общего мышечного тонуса. Следует учесть, что негативные эмоции, появление у ребенка чувства вины за совершенные им действия способствуют формированию неправильной осанки. Неправильная осанка постепенно становится привычной и может закрепиться. Нарушения осанки сами по себе не являются болезнью, но они создают условия для заболевания не только позвоночника, но и внутренних органов. Плохая осанка - это или продление болезни, или состояние предболезни.
И именно семье принадлежит приоритет в:
- обеспечении оздоровительной среды и консолидации отношения членов семьи к формированию здоровья;
- воспитании осознанного принятия ребенком ценностей здорового образа жизни и регуляции своего поведения в соответствии с ними;
- исключении факторов социального риска внутри семьи;
- определении траектории образования ребенка, объема дополнительного обучения и прогнозировании последствий умственных, физических и эмоциональных перегрузок;
- ограничении времени на занятия с преобладанием статического компонента и нагрузкой на зрительный анализатор (просмотр телевизионных передач, использование компьютера в досуговой деятельности и т.п.);
- контроле за выполнением адресных профилактических мероприятий и врачебных назначений;
- организации полноценного питания;
- формировании правильных пищевых предпочтений, основанных на выработке у детей и подростков соответствующей мотивации пищевого поведения, характеризующейся ориентацией на неупотребление различных продуктов системы «fast foods», чипсов, газированных напитков и т.п.;
- формировании потребности в физической активности.
Таким образом семья выступает в качестве первичной единицы медицинской помощи, обладающей функциями гигиенического воспитания, профилактики, лечения и реабилитации.