Организация Родительского университета в учреждениях общего среднего образования Брестской области (ПРОЕКТ)

Уважаемые руководители учреждений общего среднего образования, учителя!

Приглашаем Вас принять участие в обсуждении проекта организации Родительского университета в учреждениях общего среднего образования Брестской области, разработанного управлением идеологической и воспитательной работы Брестского областного ИРО на основании результатов анкетирования родителей.

Будем благодарны за любые конструктивные предложения и пожелания.

ПРОЕКТ

 Организация Родительского университета

в учреждениях общего среднего образования Брестской области

 

Эффективное взаимодействие учреждения образования и семьи возможно лишь при создании соответствующих условий, способствующих формированию у родителей, педагогов и учащихся опыта продуктивной совместной деятельности и самореализации в учебе, творчестве, социальной жизни. Согласно статье 75 Кодекса о браке и семье родители осуществляют заботу о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе. Все вопросы о формах и методах воспитания детей, получении ими образования, об отношении к религии, организации свободного времени и иные вопросы воспитания детей решаются обоими родителями по взаимному согласию.

Современные родители отличаются высоким образовательным уровнем, являются активными участниками социальных сетей, имеют неограниченный доступ к любой информации, но предлагаемая информация абсолютно хаотична, и отделить полезную от бесполезной, или даже вредной, практически невозможно. Даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения между родителями и детьми. Отдельные родители нередко проявляют абсолютную неграмотность в вопросах воспитания, развития и обучения собственных детей. Причинами семейных проблем становятся не только экономические и социальные трудности, но и неблагоприятный социально-психологический климат, неумение и нежелание выстраивать внутрисемейные отношения, что в свою очередь становится предпосылкой развития детских аддикций и девиаций. Наблюдаются случаи нарушения нравственных представлений о браке, семье, родительстве, детстве.

В последнее время в рамках совершенствования образовательной системы роль семьи снова становится определяющей, решающей в воспитании гражданина-патриота, профессионала-труженика и ответственного семьянина.

Решение проблем семейного воспитания зависит во многом от целенаправленной психолого-педагогической подготовки родителей. Реализовать взаимодействие учреждений образования и семьи по повышению уровня педагогической культуры родителей можно через создание и функционирование Родительского университета.

Что собой представляет Родительский университет? Это функциональный модуль очно-заочного и дистанционного психолого-педагогического просвещения родителей, который действует на постоянной основе с целью информирования, просвещения и обучения родителей для создания комфортной психоэмоциональной среды в учреждении образования, где учатся их дети.

Работа в Родительском университете подразумевает: учет интересов родителей; отсутствие жесткой регламентации; вариативность, динамичность и гибкость при планировании содержания и проведении занятий.

Цель Родительского университета – создание условий для повышения родительской компетентности, гармонизации детско-родительских отношений в семье.

На этапе создания Родительского университета следует решить следующие задачи:

  • Разработать локальную нормативную базу для очной и дистанционной формы обучения в Родительском университете;
  • Создать на официальном интернет-сайте учреждения образования вкладку «Родительский университет» с возможностью интерактивного общения и анкетирования целевой аудитории;
  • Провести анкетирование родителей с целью выявления затруднений и проблем семейного воспитания;
  • С учетом результатов анкетирования, социокультурных и культурно-исторических традиций, а также современных проблем и особенностей развития общества разработать программы Родительского университета.

Следующий этап – это информационно-пропагандистская работа среди родительской общественности по продвижению идеи целесообразности обучения родителей в условиях Родительского университета. Для этого необходимо:

  • Ознакомить родителей с локальной нормативной базой Родительского университета;
  • Ознакомить родителей с содержанием программ Родительского университета;
  • Сформировать группы родителей с учетом выбранных ими курсов «Родительского университета».

На третьем этапе необходимо решить следующие задачи:

  1. Обеспечить научно-методическое сопровождение обучения и консультирования родителей;
  2. Определить «кадровый состав» Родительского университета. Привлечение к работе в Родительском университете узких специалистов (психологов, педагогов социальных, медицинских работников и др.) и инициативных родителей.

Очную форму обучения рекомендуем представить в виде 2-х модулей:

  1. базовый;
  2. вариативный.

Базовый модуль содержит обязательные для обучения курсы. Каждый родитель может выбрать для себя 2 курса на полугодие.

Предлагаемые 4 курса базового модуля: I Основы правовых знаний, II Основы возрастной и семейной психологии; III Основы педагогических знаний; IV Основы конструктивного взаимодействия. Курсы базового модуля ведут только специалисты имеющие профессиональное образование.

Темы, включаемые в базовые модули, выбираются в зависимости от запросов родителей; проблем, существующих в образовательном процессе; пожеланий педагогов и возрастных особенностей детей.

Например, для родителей обучающихся второй ступени общего среднего образования:

I Основы правовых знаний

  • Ответственность родителей и учреждения образования за воспитание детей: полномочия и пределы компетенций.
  • Права и обязанности родителей в сфере образования.
  • Дисциплинарная ответственность обучающихся.
  • Гарантии государства на получение качественного общего и дополнительного образования.
  • Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних.

II Основы возрастной и семейной психологии

  • Основы физиологии и гигиены подросткового возраста.
  • Кризисные ситуации в жизни ребенка. Виды помощи и алгоритмы действий родителей.
  • Причины детских аддикций. Роль родителей в их преодолении.
  • Родители – пример самосохранительного поведения для собственных детей.
  • Роль семьи в формировании здоровьесберегающего поведения ребенка.
  • Родители на защите информационной безопасности детей. Профилактика кибер- и интернет-зависимости.
  • Стили родительского воспитания: гипо- и гиперопека.
  • Секретный мир наших детей.

III Основы педагогических знаний

  • Нормы оценки результатов учебной деятельности.
  • Объем, содержание домашних заданий, требования к качеству его выполнения.
  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
  • Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании.

IV Основы конструктивного взаимодействия

  • Эффективные способы поощрения и наказания детей.
  • Конструктивное решение конфликтов.
  • Разговор на интимную тему.
  • Помогаем ребенку учиться.
  • Устанавливаем режим дня школьника.
  • Помогаем ребенку найти друзей.
  • Организовываем свободное время своего ребёнка.

 

Вариативный модуль предполагает обучение «Родитель-родитель». Ведущими курсов данного модуля являются сами инициативные родители, которые являются высоко квалифицированными специалистами в какой-либо профессиональной или прикладной деятельности. Диагностика в начале учебного года позволит сделать выбор курсов и определиться с востребованной тематикой.

Если в регионах отсутствуют специалисты, которые могут дать квалифицированный ответ на возникшие у родителей вопросы, то возможно рассмотрение вопроса создания платформы для дистанционного обучения родителей на базе Брестского областного ИРО.