Уважаемые руководители учреждений общего среднего образования, учителя!
Приглашаем Вас принять участие в обсуждении проекта организации Родительского университета в учреждениях общего среднего образования Брестской области, разработанного управлением идеологической и воспитательной работы Брестского областного ИРО на основании результатов анкетирования родителей.
Будем благодарны за любые конструктивные предложения и пожелания.
ПРОЕКТ
Организация Родительского университета
в учреждениях общего среднего образования Брестской области
Эффективное взаимодействие учреждения образования и семьи возможно лишь при создании соответствующих условий, способствующих формированию у родителей, педагогов и учащихся опыта продуктивной совместной деятельности и самореализации в учебе, творчестве, социальной жизни. Согласно статье 75 Кодекса о браке и семье родители осуществляют заботу о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе. Все вопросы о формах и методах воспитания детей, получении ими образования, об отношении к религии, организации свободного времени и иные вопросы воспитания детей решаются обоими родителями по взаимному согласию.
Современные родители отличаются высоким образовательным уровнем, являются активными участниками социальных сетей, имеют неограниченный доступ к любой информации, но предлагаемая информация абсолютно хаотична, и отделить полезную от бесполезной, или даже вредной, практически невозможно. Даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения между родителями и детьми. Отдельные родители нередко проявляют абсолютную неграмотность в вопросах воспитания, развития и обучения собственных детей. Причинами семейных проблем становятся не только экономические и социальные трудности, но и неблагоприятный социально-психологический климат, неумение и нежелание выстраивать внутрисемейные отношения, что в свою очередь становится предпосылкой развития детских аддикций и девиаций. Наблюдаются случаи нарушения нравственных представлений о браке, семье, родительстве, детстве.
В последнее время в рамках совершенствования образовательной системы роль семьи снова становится определяющей, решающей в воспитании гражданина-патриота, профессионала-труженика и ответственного семьянина.
Решение проблем семейного воспитания зависит во многом от целенаправленной психолого-педагогической подготовки родителей. Реализовать взаимодействие учреждений образования и семьи по повышению уровня педагогической культуры родителей можно через создание и функционирование Родительского университета.
Что собой представляет Родительский университет? Это функциональный модуль очно-заочного и дистанционного психолого-педагогического просвещения родителей, который действует на постоянной основе с целью информирования, просвещения и обучения родителей для создания комфортной психоэмоциональной среды в учреждении образования, где учатся их дети.
Работа в Родительском университете подразумевает: учет интересов родителей; отсутствие жесткой регламентации; вариативность, динамичность и гибкость при планировании содержания и проведении занятий.
Цель Родительского университета – создание условий для повышения родительской компетентности, гармонизации детско-родительских отношений в семье.
На этапе создания Родительского университета следует решить следующие задачи:
- Разработать локальную нормативную базу для очной и дистанционной формы обучения в Родительском университете;
- Создать на официальном интернет-сайте учреждения образования вкладку «Родительский университет» с возможностью интерактивного общения и анкетирования целевой аудитории;
- Провести анкетирование родителей с целью выявления затруднений и проблем семейного воспитания;
- С учетом результатов анкетирования, социокультурных и культурно-исторических традиций, а также современных проблем и особенностей развития общества разработать программы Родительского университета.
Следующий этап – это информационно-пропагандистская работа среди родительской общественности по продвижению идеи целесообразности обучения родителей в условиях Родительского университета. Для этого необходимо:
- Ознакомить родителей с локальной нормативной базой Родительского университета;
- Ознакомить родителей с содержанием программ Родительского университета;
- Сформировать группы родителей с учетом выбранных ими курсов «Родительского университета».
На третьем этапе необходимо решить следующие задачи:
- Обеспечить научно-методическое сопровождение обучения и консультирования родителей;
- Определить «кадровый состав» Родительского университета. Привлечение к работе в Родительском университете узких специалистов (психологов, педагогов социальных, медицинских работников и др.) и инициативных родителей.
Очную форму обучения рекомендуем представить в виде 2-х модулей:
- базовый;
- вариативный.
Базовый модуль содержит обязательные для обучения курсы. Каждый родитель может выбрать для себя 2 курса на полугодие.
Предлагаемые 4 курса базового модуля: I Основы правовых знаний, II Основы возрастной и семейной психологии; III Основы педагогических знаний; IV Основы конструктивного взаимодействия. Курсы базового модуля ведут только специалисты имеющие профессиональное образование.
Темы, включаемые в базовые модули, выбираются в зависимости от запросов родителей; проблем, существующих в образовательном процессе; пожеланий педагогов и возрастных особенностей детей.
Например, для родителей обучающихся второй ступени общего среднего образования:
I Основы правовых знаний
- Ответственность родителей и учреждения образования за воспитание детей: полномочия и пределы компетенций.
- Права и обязанности родителей в сфере образования.
- Дисциплинарная ответственность обучающихся.
- Гарантии государства на получение качественного общего и дополнительного образования.
- Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних.
II Основы возрастной и семейной психологии
- Основы физиологии и гигиены подросткового возраста.
- Кризисные ситуации в жизни ребенка. Виды помощи и алгоритмы действий родителей.
- Причины детских аддикций. Роль родителей в их преодолении.
- Родители – пример самосохранительного поведения для собственных детей.
- Роль семьи в формировании здоровьесберегающего поведения ребенка.
- Родители на защите информационной безопасности детей. Профилактика кибер- и интернет-зависимости.
- Стили родительского воспитания: гипо- и гиперопека.
- Секретный мир наших детей.
III Основы педагогических знаний
- Нормы оценки результатов учебной деятельности.
- Объем, содержание домашних заданий, требования к качеству его выполнения.
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
- Духовно-нравственные основы семьи и народные традиции в семейном воспитании.
IV Основы конструктивного взаимодействия
- Эффективные способы поощрения и наказания детей.
- Конструктивное решение конфликтов.
- Разговор на интимную тему.
- Помогаем ребенку учиться.
- Устанавливаем режим дня школьника.
- Помогаем ребенку найти друзей.
- Организовываем свободное время своего ребёнка.
Вариативный модуль предполагает обучение «Родитель-родитель». Ведущими курсов данного модуля являются сами инициативные родители, которые являются высоко квалифицированными специалистами в какой-либо профессиональной или прикладной деятельности. Диагностика в начале учебного года позволит сделать выбор курсов и определиться с востребованной тематикой.
Если в регионах отсутствуют специалисты, которые могут дать квалифицированный ответ на возникшие у родителей вопросы, то возможно рассмотрение вопроса создания платформы для дистанционного обучения родителей на базе Брестского областного ИРО.