Лэпбук как средство развития познавательных способностей на уроках истории

Юдчиц Елена Сергеевна, учитель истории и обществоведения, высшей квалификационной категории,

 ГУО «Берёзовская БШ имени А.Н.Заставного»

Цель: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в вопросах использования активных форм работы на уроках истории

Задачи:

  • презентовать опыт работы мастера
  • организовать взаимодействие педагогов;
  • дать определение такой формы работы на уроке как лэпбук и показать способы его применения;
  • научить участников мастер-класса применять данную форму работы в педагогической практике;
  • создать условия для изучения педагогами особенностей применения такой формы работы на уроке как лэпбук;
  • содействовать осмыслению участниками мастер-класса значимости полученного опыта;
  • расширение кругозора, сплочение коллектива

Форма: мастер-класс (практическое занятие)

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал

Принцип: «Я знаю, как это делать. Я научу Вас»

Ход мастер-класса

1. Ориентировочно-мотивационный этап.

Задача: мотивировать участников мастер-класса на совместную деятельность.

Приветствие участников мастер-класса. Знакомство. Озвучивание темы мастер-класса.

Приём «Нить Ариадны». Учащиеся передают друг другу клубок ниток, называя своё имя и свои ожидания от мастер-класса. Таким образом, участники мастер-класса, оказываются в лабиринте знаний и вместе будут преодолевать препятствия. Модератор спрашивает, с чем ассоциируется у участников нить и лабиринт, тем самым подводит их к теме лэпбука « Великие Боги Олимпа».

2.Презентация педагогического опыта

Задача: познакомить участников с таким средством развития познавательных способностей на уроках истории как лэпбук.

Я думаю, что не открою Америку, если скажу, что по различным причинам у учащихся снижается интерес ко многим учебным предметам, в том числе и истории. Большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную позицию и уже в 6-7 классах начинают терять интерес к учебе, что негативно отражается на качестве образования. Поэтому знания по предмету история неглубокие, познавательный интерес и мотивация достаточно низкие.

Работа над этой проблемой побудила меня к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, которые позволяют повысить интерес учащихся к истории и, следовательно, повысить эффективность усвоения исторических знаний.

Среди разных форм работы, которые я применяла на уроках, наиболее положительный эффект по устранению данной проблемы показала нестандартная форма обучения учащихся - лэпбук. Лэпбук – актуальное направление, средство обучения, форма организации учебного материала, отличающаяся от ставших уже традиционными для старших школьников коллажей, интеллект-карт, кластеров и т. д. Это самодельное, наглядное, универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности учащихся.

Познавательные способности формируются и развиваются в процессе деятельности. Когда ребёнок не просто слушатель, а активный участник в образовательном процессе и своим трудом добывает знания, тогда эти знания более прочные. Помощником педагога в развитии познавательных способностей у учащихся может быть лэпбук.

«Лэпбук» (от лат. Lap – колени, book – книга) – книга на коленях, интерактивная, тематическая папка, самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые учащийся может доставать, раскладывать и складывать по своему усмотрению. Папку недостаточно просто склеить, по ней надо заниматься. Лэпбуки предназначены для тщательной проработки темы в познавательной форме, поэтому содержат основные понятия параграфа, отражают связь изучаемого с жизнью, а также включают задания на закрепление.

Некоторые лэпбуки рассчитаны на длительную работу в течение 5-10 уроков, изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований. Можно создавать обзорные лэпбуки, но лучше всего получаются лэпбуки на узкие, а не на общие темы. Учащиеся в рамках одного параграфа составляют лэпбук, на который можно опираться при изучении последующих тем. Переходя от изученного материала к новой теме, я предлагаю использовать сравнительно-обобщающие лэпбуки. Работа с лэпбуком также может служить хорошим приёмом для закрепления темы.

Как создать лэпбук?

-Работу начинаем с выбора темы. Для этого, я предлагаю выделить ключевое слово. Далее составляем план будущего лэпбука. Я убедилась, что наиболее удобно использовать при составлении плана деление текста на пункты. Это и будут основные подтемы лэпбука. Далее рисуем макет. Его можно изобразить на листе бумаги формата А4, а можно нарисовать на доске. Следующим этапом является создание лэпбука согласно макету, путём вырезания, приклеивания и складывания элементов в определённые кармашки.

Для создания лэпбука понадобятся: лист-основа, цветная и белая бумага, ножницы, клей, степлер, скотч, цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки и безграничная фантазия.

3. Практикум. Деятельность с участниками мастер-класса с демонстрацией приёмов эффективной работы с детьми.

Задача: научить участников создавать лэпбуки и применять их на практике.

«Расскажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и я запомню,
Вовлеки меня - и я пойму
 И чему-то научусь.»
 (народная мудрость)

Участникам мастер-класса предлагается текст «Великие Боги Олимпа». Задача: прочитать, выделить главные моменты, составить макет на листах бумаги. И только потом приступить к созданию лэпбука. Участники мастер-класса записали в лэпбук тему, а затем в центре вклеили карту Греции (обвели её контуры, обозначили место нахождения горы Олимп) и гору Олимп (Место обитания богов). На левой стороне лэпбука путём склеивания, делаем 3 кармана: «Боги и искусство», «Загадки о богах», «Фразеологизмы». На правой стороне лэпбука размещаем изображения богов, а книжке-гармошки подписываем их функции. Также рекомендую участникам в виде маленькой книжки поместить кроссворд, а в рубрике «Это интересно знать!» записываем интересные факты о богах-олимпийцах.

Работу можно организовать индивидуально, в парах и группой участников мастер-класса.

Для создания атмосферы звучит греческая музыка.

4. Моделирование. Участники мастер-класса выходят и вывешивают на доску сделанные лэпбуки. Модератор показывает свой лэпбук. Обсуждение полученных моделей.

5. Подведение итогов. Заключительное слово модератора.

Таким образом, созданный лэпбук является творческим результатом работы. Его можно назвать одновременно и как метод, и как средство обучения, так как, с одной стороны, сам процесс создания лэпбука способствует обучению, с другой стороны, с помощью полученного продукта можно осуществить повторение материала.

При использовании такого средства обучения как лэпбук обучающийся становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит переход от стандартного мышления к творческому, что позволяет развивать к знаниям.

Мастер просит участников ответить на следующие вопросы:

  • Достигнуты ли цели мастер-класса?
  • Доказана ли актуальность использования лэпбука в образовательном процессе?
  • Будете ли вы применять данный приём в своей практике?
  • Комфортно ли вам работалось?

6. Рефлексия.

Приём «Греки голосую». Участникам предлагается выразить своё мнение о работе на мастер-классе так, как это делали древние греки-путём голосования: опустить в сосуд белый (цвет позитива) или чёрный камушек (цвет незавершённости, пробела в знаниях, чёрной дыры).

Литература:

1.Блохина,Е. Лэпбук – «наколенная книга» // Обруч.- 2015. - № 4. – с.6 – 8.

2.Гатовская,Д.А. Лэпбук как средство обучения // Проблемы и перспективы развития образования: Материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162–164.

3.http://www.tavika.ru/p/blog-page_5.html

Последние изменения