Рачковский Владимир Иванович

Рачковский Владимир Иванович,
директор ГУО «Учебно-педагогический комплекс Подлесский детский сад - базовая школа»
Ляховичского района
podles@lyahovichi.edu.by

«Если мы поставим правильно дошкольное
воспитание ребят, мы тем самым
поднимем школу на более высокую ступень...».
Н. К. Крупская

По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова.

Человек учится чему-то новому каждый день на протяжении всей жизни, и тот этап, который охватывается обучением в образовательных учреждениях, начиная с дошкольного учреждения образования, регламентирован государственными образовательными стандартами и обеспечивает непрерывность и преемственность образовательных процессов.

Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования. В любом случае, преемственность дошкольного образования начинает реализовываться в тот момент, когда ребёнка начинают специально готовить к поступлению в школу, рассказывать ему о том, что такое школа, что такое урок, рисовать ему картины того, как изменится его жизнь с того момента, как он поступит в школу.

Но всё же, у детей, которые посещают детский сад, адаптация к школе происходит гораздо легче, а значит и преемственность дошкольного образования достигается на качественно высшем уровне.

В организации работы по преемственности между детским садом и школой ключевым моментом является формирование умения учиться, который включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни в школе и после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте.

В августе месяце мы составляем план мероприятий по обеспечению процесса преемственности“Детский сад – начальная школа”

При планировании и организации работы в нашем учреждении используются следующие формы работы с педагогами, детьми и их законными представителями, которые доказали свою эффективность в процессе обеспечения преемственности и непрерывности дошкольного и общего среднего образования.

а) Работа с педагогами включает в себя:

инструктивно-методические совещания при администрации, семинары-практикумы с учителями и воспитателями по вопросам взаимодействия, организации образовательного процесса;

педагогические консилиумы (по вопросам адаптации 6-летних детей к школе (декабрь), по определению функциональной готовности детей к обучению в школе - май).

Учителя начальных классов и воспитатели тесно взаимодействуют друг с другом для того, чтобы переход детей из детского сада в школу являлся безболезненным, и адаптация к новым условиям прошла быстро. Это взаимодействие, осуществляющееся через проведение заседаний школьного методического объединения учителей начальных классов, совместного педагогического совета. Формы педагогического взаимодействия на дошкольном и первом уровне общего среднего образования разнообразны: открытые занятия и уроки, дискуссии, беседы, выставки педагогической литературы. Воспитатели и учителя начальных классов, учитель-дефектолог, музыкальный работник посещают внеклассные мероприятия, знакомятся с распорядком дня дошкольной группы, организовано взаимопосещение занятий воспитателями дошкольного образования и открытых уроков учителями в начальных классах (март-май).

Проводятся собеседования с учителями, воспитателями об особенностях развития детей дошкольного и младшего школьного возраста;

Осуществляется обмен опытом работы между учителями начальных классов и воспитателем дошкольного образования в учреждении образования.

Организуются выставки пособий и дидактического материала.

Проводятся заседания круглого стола по выполнению образовательных стандартов дошкольного образования.

И еще один момент - посещение воспитателем учреждения дошкольного образования своих выпускников в период адаптации.

Администрация осуществляет контроль за работой педагогов учреждения образования и оказание им методической помощи.

Составляются методические рекомендации по результатам изучения деятельности педагогических кадров.

б)Работа с детьми включает в себя:

Проводятся Дни открытых дверей в школе для воспитанников детского сада.

С дошкольниками проводятся экскурсии по школе: знакомство со школьной библиотекой, начальными классами, столовой, спортзалом, актовым залом, а главное - они уже хорошо знают свою первую учительницу и одноклассников. Старшие школьники охотно принимают их в свои ряды.

Не только педагогические работники, но и дети тесно взаимодействуют друг с другом.

Бывшие воспитанники детского сада на переменах стремятся побывать в детском саду. Они рассказывают о своих успехах в учебе, интересуются; своими младшими товарищами (т.к. группа разновозрастная), хотят познакомиться с новенькими. Младшие товарищи с интересом слушают их, пытаются подражать, чтобы тоже быстрее пойти в школу. У них складывается хорошая мотивация к учебной деятельности. Школьники с удовольствием принимают участие в утренниках, которые готовят для воспитанников детского сада.

Ежегодно воспитанники детского сада участвуют в школьной линейке 1 сентября, посвященной Дню знаний, также участвуют в совместных со школой выставках «Осенняя ярмарка», которая стала в школе традиционной, спортландии «Мы дружим со спортом», конкурсах, праздниках  «День матери», «Новый год», “8 Марта”, “Выпускной”.

Также традицией стало проведение акции «Школа», когда дети на занятиях и вне их расширяют представления о школе и школьных принадлежностях, обязанностях школьника, в совместной деятельности организовывается сюжетно-ролевая игра «Мои первые уроки», посещение занятий у детей 1-го класса в период адаптации.>

С детьми старшего возраста в детском саду ежегодно проводится конкурс-интервью «Хочу ли я в школу?».

Организуются совместные выставки рисунков и поделок учениками первого класса и воспитанниками старшего дошкольного возраста, а также выступление участников кружка «Гарэзлікі» перед воспитанниками учреждения дошкольного образования.

Приоритетными направлениями работы кружка "Гарэзлiкi" являются духовное, краеведческое, экологическое и патриотическое направления.

Особенно тесно кружок сотрудничает с церковью. Ни одно православное мероприятие не проходит без участия ребят. Среди спектаклей, пьес и мини-мюзиклов особенной популярностью пользуются "А у нас на Рождество", "Рождественская звезда", "Пасху радостно встречаем", "Редька".

Любимыми постановками ребят являются белорусскоязычные, например: "Дружныя звяры", "Блакiтны шчанюк".

Кстати именно с этими постановками детей часто приглашают Ляховичские детские сады и библиотеки.

В период летних каникул в нашем учреждении образования обеспечено функционирование группы по подготовке детей пятилетнего возраста к обучению на I ступени общего среднего образования, для детей, не охваченных обучением и воспитанием в детском саду.

Также после окончания дошкольного учреждения воспитанники могут ещё ближе познакомиться со школой, они имеют возможность оздоровления в пришкольном оздоровительном лагере «Солнышко» с дневным пребыванием.

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования выполняет сотрудничество с родителями.

в) Работа с законными представителями детей включает в себя:

Воспитатель и педагог социальный организовывают посещение семей с целью изучения условий жизни и воспитания детей, выявления признаков первичного неблагополучия (если таковы имеются) для своевременного оказания помощи.

В учреждении проводятся собрания для родителей учащихся первых классов по теме «Особенности обучения в первом классе», для родителей детей детского сада по теме «Подготовка ребенка к школе». Родители получают общее представление о системе работы с детьми в школе, о требованиях, предъявляемых к детям учителем 1-го класса. Учитель будущих первоклассников отвечает на все вопросы родителей, после собрания проводит индивидуальные консультации. Проводятся открытые просмотры учебных занятий, дни открытых дверей, анкетирование родителей.

Широко используем информационный стенд «Ребёнок на пороге школы», где родители могут узнать об «Адаптации первоклассников к школе», «Формировании нравственно-волевых предпосылок учения», «Развиваем мотивацию», «Кризис семи лет» (информация меняется на основании запросов родителей). Предлагаем родителям папку-передвижку «Подготовка детей к школе», где родители сами спокойно могут оценить необходимость подготовки детей к школьному обучению. Размещаем информацию на школьном сайте, вкладка «Детский сад», в социальных сетях «Одноклассники», организована группа Подлесский детский сад.

Организуем деловые встречи с родителями, учителями начальных классов и заместителем директора, где в форме дискуссии уточняем, какова позиция родителей по вопросам подготовки детей. Помогаем родителям достойно пройти период начала обучения их ребёнка в школе. Родителям предлагаются задания, игровые упражнения, выставка литературы, анкетирование «Подготовка детей к школе», тесты «Готовы ли вы отдать ребёнка в школу?».Организуются выставки детских рисунков, поделок. В этом году впервые воспитанник нашего сада принял участие в конкурсе исследовательских работ детей дошкольного возраста «Я - исследователь».

Хочется отметить тесное сотрудничество воспитателя дошкольного учреждения и родителей. Как в школе, так и детском саду создан родительский комитет. Родители активно участвуют в организации всех воспитательных мероприятиях.

Необходимо сказать об организационно-методическом сопровождении осуществления преемственности в работе между учреждением дошкольного образования и общего среднего образования.

В нашем учреждении происходит комплектование старших дошкольников, шестилеток, которые с 1-го сентября приходят в первый класс.

Обеспечение кадрами: за 6 лет работы в детском саду воспитатели менялись очень часто в связи с тем, что основной работник трижды находился в декретном отпуске по уходу за ребенком. Якунович Наталья Алексеевна имеет высшее дошкольное образование, без категории.  В 2016 году прошла курсы повышения квалификации воспитателя в г. Бресте,  регулярно участвует в работе районных методических объединений.

Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю.

Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.

В нашем учреждении созданы условия для работы с шестилетними детьми:

Имеется необходимый

А) методический материал в школе:

  • нормативные и правовые акты Министерства образования Республики Беларусь;
  • план мероприятия по осуществлению преемственности в работе между учреждением дошкольного образования и общего среднего образования;
  • учебная программа дошкольного образования,
  • протоколы педсоветов;
  • материалы педсоветов, консультаций, семинаров, открытых занятий;
  • материалы совместных музыкальных и физкультурных праздников;
  • материалы совместных выставок;
  • материалы взаимопосещений педагогами занятий в учреждении дошкольного и общего среднего образования;>
  • протоколы и материалы родительских собраний;
  • результаты анкетирования родителей;
  • материалы опыта работы педагогов с детьми по осуществлению преемственности в работе между учреждением дошкольного образования и общего среднего образования;
  • наличие методической литературы.

Б) в ресурсном центре в детском саду:

  • обеспечение выполнения Санитарных норм, правил и гигиенических нормативов "Гигиенические требования к устройству, содержанию и режиму деятельности учреждений дошкольного образования", утверждённых постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 17.04.2009 № 42.
  • уровень соответствия развивающей предметно-игровой среды установленным требованиям;
  • оснащенность образовательного процесса учебно-методическими комплексами;
  • наличие документации воспитателя: плана образовательного процесса с воспитанниками; протоколов родительских собраний; табеля учета ежедневной посещаемости воспитанниками учреждения дошкольного образования; сведения о родителях и воспитанниках.

Необходимо сказать о качестве здоровьесберегающей системы в учреждении дошкольного образования.

Медицинское обслуживание обеспечивается Подлесской врачебной амбулаторией, еженедельно приезжает врач-педиатр из ЦРБ г. Ляховичи. В детском саду работает медсестра. Соответствие медико-психолого-педагогического сопровождения каждого воспитанника установленным требованиям нормативных правовых актов. Наличие углубленных медицинских осмотров детей. Состояние здоровья детей.

Анализ заболеваемости детей. Профилактика заболеваемости. Рациональность и сбалансированность питания. Определение оптимальной учебной нагрузки на ребенка. Соответствие распорядка жизнедеятельности детей в учреждении дошкольного образования утвержденным нормам. Уровень взаимодействия сотрудников в обеспечении безопасных условий жизнедеятельности детей в течение дня. Организация физкультурно-оздоровительной работы.

С января 2016 года в детском саду начал свою работу музыкальный руководитель, что в полной мере стало способствовать культурному и художественному развитию каждого ребёнка. С марта организованы платные образовательные услуги “Танцы”.

Систематически наше учреждение посещают сотрудники РОЧС, депутат районного совета, начальник РОЧС Ревинский Валерий Викентьевич, которые проводят беседы, учёбу по отработке плана эвакуации на случай пожара, обеспечивают наглядным материалом. В рамках профориентационной работы не только учащиеся, но и воспитанники посещали пожарную часть «Подлесье».

Налажена совместная работа нашего учреждения и с другими социальными структурами: отделение связи, СДК, сельской библиотекой, ОАО «Жеребковичи». Воспитанники детского сада и учащиеся школы с удовольствием принимают участие в совместных акциях, конкурсах, встречах и т.д.

Деятельность психологической службы: к сожалению, из-за отсутствия в учреждении педагога - психолога не в полной мере происходит выявление имеющихся проблем психического и психологического развития дошкольников. Имеются трудности с выявлением детей с девиантным поведением и работе с ними. Консультации для учителей и родителей по вопросам адаптации ребенка к школе и проблемам детей проводятся только воспитателем и администрацией. Воспитатель дошкольного образования характеризует ребенка, его готовность к учебной деятельности, особенности социально-личностного развития.

Педагогические; консилиумы по вопросам преемственности в работе психолога учреждения дошкольного образования и школы не организованы, наблюдение за адаптацией учащихся первых классов к обучению в школе ведёт классный руководитель и администрация.

В нашем учебно-педагогическом комплексе нет пункта коррекционно-педагогической помощи, где воспитанники с нарушениями речи могли бы получить помощь логопеда или учителя-дефектолога, но при переходе на первую ступень общего среднего образования у них есть такая возможность: помощь специалистов ЦКРОиР г. Ляховичи.

Таким образом, основными линиями преемственности являются преемственность стандартов дошкольного и начального общего образования, образовательных программ, форм и методов обучения детей.>

Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге.

Кроме того, учебно-педагогический комплекс ещё и предоставляет массу удобств не только для участников педагогического процесса, но и для родителей, которые, устроив ребёнка в детский сад, будут избавлены от необходимости устраивать его ещё и в школу.

Детям тоже будет легче адаптироваться к новым учебным условиям в более устойчивом коллективе, нежели чем в новом коллективе при переходе из детского сада в школу.

В целом условия учебно-педагогического комплекса позволяют минимизировать возникающие проблемы и, главное, создать систему работы по преемственности, дающую возможность воспитанникам легко адаптироваться к школьной среде, иметь высокий уровень учебной мотивации.

В заключение хотелось бы вспомнить слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: «… школа не должна вносить резкого перелома в жизни детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».