Основным же лечащим врачом, находившимся при князе с момента ранения и до конца его дней, стал Яков Иванович Говоров, который и написал эти воспоминания, адресованные "дражайшим соотечественникам, почитающим память князя Петра Ивановича Багратиона".
По описаниям методов лечения Багратиона, отчасти, можно судить об уровне развития тогдашней медицины: Говоров пишет в примечании, что детально история болезни представлена в соответствующем отчете, но кое-что рассказывает и здесь. Некоторые обстоятельства – например, тот факт, что, при всем усердии и профессионализме врачей, осколки ядра и инородные предметы не были изъяты из раны более десяти дней, – могут удивить современного человека. "Теперь медицинское сословие, которого я был сочленом, отдает себя суждению публики и подвергает благосклонному и беспристрастному исследованию ее следующий вопрос: мог ли быть выпользован князь Петр Иванович Багратион, при вышеупомянутых обстоятельствах, от раны?" - этим вопросом заканчивает доктор Говоров свои записки.
Но врачи, в любые времена, не боги, а история болезни и смерти этого мужественного, благородного человека, сильного духом и смирившегося перед Промыслом, наряду с историей его жизни, заключена теперь в историю самого Отечества. Князь Багратион скончался от гангрены 24 (12) сентября 1812 года в селе Симы, имении его друга Бориса Андреевича Голицына, где и был похоронен со всеми почестями.
В состоянии здоровья человек есть загадка. Она только в болезненном состоянии безошибочно отгадывается.
Яков Говоров