Типологический триумфальный ликбез.
Наиболее лаконичными и специфическими памятниками ратным победителям не одно тысячелетие признавались триумфальные арки, которые иногда заменяли триумфальными воротами. Только ворота возводились по принципу обычных стоечно-балочных сооружений, когда балка укладывается на опору - будь то любая стойка, каноническая колонна или несущая стена. По этой системе построены Бранденбургские ворота в Берлине, сооруженные по образцу Пропилеев афинского Акрополя.
Другой вид триумфальных объектов подразумевает использование принципиально иного типа соединения между опорами в виде арки или свода (арки, продленной по замковой оси). Этот конструктивный вариант позволяет не только увеличить пролет в ширину и высоту, но и придать сооружению определенную помпезность.
Исторический триумфальный экскурс
Считается, что первыми стали использовать триумфальные арки римляне. Достоверно утверждать это невозможно, так как традиции праздновать победоносное возвращение войск из походов существовали с незапамятных времен у всех народов, мужчины которых брались за оружие не только для того, чтобы охотиться.
Естественно, что успеть выстроить монументальное сооружение в память о победе в том или ином сражении ко дню возвращения героев не смогли бы даже римские зодчие, в распоряжении которых был не только камень, но и бетон. Колонны триумфаторов проходили сквозь временные парадные ворота, возведенные в их честь. Только спустя годы, а то и десятилетия, часто уже потомки победителей, устанавливали триумфальные сооружения на века.
Справедливо то, что из тех триумфальных объектов, которые сохранились вопреки воле времени и стараниям человечества, самые древние находятся в Вечном городе. Их там достаточно много, но наиболее известны те, которые расположены в районе Императорских форумов. Это арка Тита, поставленная 81 году римлянами в ознаменование взятия Иерусалима за 11 лет до этого, арка Септимия Севера, установленная в 205 году нашей эры в честь побед императора в двух военных кампаниях 195-203 годов и арка Константина от 315 года нашей эры, символизирующая триумф императора Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста в 312 году.
Украшали арки соответствующими мемориальными надписями, восхваляющими достижения полководцев и императоров, растрами загубленных вражеских судов, изображениями оружия и доспехов, а также барельефами, иллюстрирующими наиболее значимые моменты того или иного военного похода.
Сооружения, достойные императоров
На Руси столетиями ратные достижения отмечались возведением храмов. Взять хотя бы Покровский собор или храм Василия Блаженного, который был построен в 1555-1561 годы по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Только Петр Великий, первый император России, позаимствовал триумфальную западную традицию, установив в Первопрестольной после возвращения из-под Азова в 1696 году первые триумфальные ворота.
Во Франции увековечивать военные достижения римским способом стали даже позже, чем в России.
То ли короли не считали победы национальных войск столь уж значимыми, то ли видели в триумфальных арках языческие символы. Лишь Наполеон Бонапарт принялся украшать Париж этими символами величия, достойными императоров.
Первая арка на площади Каррузель появилась в саду Тюильри неподалеку от Лувра в 1808 году для увековечения побед Наполеона в 1806-1808 годах. Прообразом ей прослужила римская арка Константина, а в качестве венца авторы проекта Шарль Персье и Пьер Фонтен использовали знаменитую квадригу с главного фасада собора Святого Марка в Венеции.
Почти одновременно с аркой Каррузель император повелел соорудить другую триумфальную арку на холме Шайо (теперь это площадь Этуаль) в честь военных побед, одержанных Францией во время Революции и в период Первой империи. Монумент начали строить в 1806 году по проекту Жана Шальгрена, а вот закончить его, но уже другому архитектору Абелю Блуэ, удалось лишь в 1836 году, то есть после кончины венценосного заказчика. Обе триумфальные арки расположены по одной градостроительной оси, проходящей вдоль королевского триумфального пути, по которому монархи путешествовали из Лувра в Версальский дворец.
Символично и то, что Бонапарт, мечтавший пройти со своими войсками сквозь арку после победы над Россией, все-таки проехал под ее сводом, но уже в составе траурного кортежа, ему же и посвященного.