Опыт школы как Ресурсного центра

Ажажа Татьяна Сергеевна,
директор ГУО «Здитовская СШ»

В XXI в. образование призвано подготовить человека к тому, чтобы он был не только способен жить в меняющемся мире, но и строил будущее сам, своими руками.

По инициативе ООН в 2005 году началось десятилетие образования для устойчивого развития. Инициативу поддержали многие страны, в том числе и Республика Беларусь.

С 2007 года Здитовская средняя школа вошла в число приверженцев устойчивого развития, включились в работу международного сообщества, реализующего в своей повседневной деятельности идеи и принципы устойчивого развития «Местная Повестка-21»(МП-21).

В 2008 году по итогам конкурсного отбора белорусско-немецкого проекта «МП-21» Здитовская школа выбрана в качестве школы – опорной площадки проекта, одобренного Министерством образования республики Беларусь в контексте активного участия нашей страны в мероприятиях провозглашённого ООН десятилетия «Образования для устойчивого развития».                  

В 2008 году активисты школьной местной повестки участвовали в отчете-презентации и публичной экспертизе школ участниц белорусско-немецкого проекта в Академии последипломного образования г. Минска. Экспертная комиссия, оценив большой потенциал и проделанную работу, дала рекомендацию Здитовской СШ стать региональным ресурсным центром и принять участие в работе 2 Республиканской научно-практической конференции в Минском Международном образовательном центре им. Й. Рау.

Миссия «Местной Повестки-21 Здитовской средней школы» – способствовать объединению разрозненных действий участников школьного сообщества и жителей деревни Здитово в систему «школа – сельское сообщество – местная власть». Основная цель работыреализация принципов устойчивого развития в школьном сообществе и повышение качества жизни школьного сообщества и деревни через осуществление конкретных действий на местном уровне. Из комплекса составляющих устойчивого развития (социального, экономического, экологического) определяющим для Школьной Местной повестки-21 стало социальное развитие деревни.

Была создана инициативная группа, в состав которой вошли учителя школы, учащиеся, авторитетные жители деревни  и представители власти.

Школьному сообществу было предложено подумать над тем, как улучшить качество жизни в школе и деревне.  Были определены конкретные шаги, направленные на устойчивое развитие. На основании анкет и  анализа краеведческого материала был сделан SWOT–анализ, определены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Результатом обобщения накопленного материала  по МП-21 стала научная работа  « Разработка школьной Местной повестки для устойчивого развития деревни».

В июне 2009 года был открыт эколого-краеведческий музей «Здзітаўскі фальварак”. Работа по созданию музея  – это пример ценностного отношения к истории, культуре своего края, когда учащиеся приходят к пониманию, что они не “потребители”, а “участники преобразований” и что они тоже могут содействовать устойчивому развитию своего региона.

Сейчас музей – это часть туристической эколого-краеведческой тропы “Между трёх озёр”. При прохождении маршрута туристы могут познакомиться с флорой и фауной низинного болота. Для посетителей музея учащиеся продемонстрируют действующие экспонаты, предложат поучаствовать в приготовлении блюд традиционной кухни.

В 2010 году на основе Школьной Местной Повестки была разработана Местная Повестка для Споровского сельского совета «Школа + деревня: вместе к устойчивому развитию», создан  информационный центр по устойчивому развитию, расширился круг сторонников, разделяющих ценность концепции устойчивого развития, принимающих лозунг “Мыслить глобально – действовать локально!”

В 2011 году школе присвоен статус Республиканского ресурсного центра комплексной поддержки образования в интересах устойчивого развития и Школьных местных повесток-21.

В марте 2014 года в Академии последипломного образования (г. Минск) Здитовская школа подтвердила статус Республиканского ресурсного центра комплексной поддержки образования в интересах устойчивого развития сельских территорий.

В 2014 году в Беларуси была зарегистрирована ассоциация «Образование для устойчивого развития». Здитовская школа является ее соучредителем.

С 2012 по 2015 гг. школа функционировала как инновационная площадка Министерства образования по теме «Внедрение модели комплексной поддержки педагогических инициатив в деятельность учреждений общего среднего образования»

Суть его заключалась в переходе от административного к государственно-общественному управлению образованием через создание открытого социально-педагогического пространства сельского региона.

Для организации эффективной работы в рамках осуществления инновационной деятельности был сделан упор на привлечение внешнего финансирования.

Начиная с 2009 года, школой были реализованы ряд проектов: создание эколого-этнографического музея “Здзітаўскі фальварак”, информационного центра по устойчивому развитию для учащихся на базе школы, “Зеленый маршрут “Между трех озер”, «К устойчивому Здитово – через энергоэффективность», «Здитово спортивное», «Здитово – Родина милая!». Эти проекты осуществлялись школой в сотрудничестве с Программой Развития ООН, ОО “Ахова птушак Бацькаўшчыны”, Минским международным образовательным центром им. Йоханесса Рау, ГПУ “Республиканский биологический заказник “Споровский”, Учреждением «Новая Евразия», Берёзовским отделом образования, спорта и туризма, ОАО «Спорово» и другими партнерами. Средства, полученные в рамках проектов, были направлены на укрепление материально-технической базы школы, проведение образовательных мероприятий с учащимися, жителями деревни.

Проект «Здитово – Родина милая!». Его генеральная идея – организация взаимодействия учащихся, местных жителей и местных органов власти для обеспечения развития деревни (территориально-ориентированное развитие). В рамках данного проекта участниками была подготовлена и издана информационно-краеведческая брошюра «Здитово – Родина милая!»; для взрослого населения деревни, представителей местной власти учениками и учителями школы был проведен образовательный курс «Здзітавазнаўства», и ряд других мероприятий.

В 2017и в 2019 гг. работа школы по устойчивому развитию была представлена на партнёрском форумах «ОУР – метод организации образовательных практик для всех», который проходил в БГПУ им. М.Танка. По результатам общественной экспертизы опыта субъектов образовательной деятельности в области ОУР Здитовская средняя школа подтвердила статус Республиканского ресурсного центра комплексной поддержки образования в интересах устойчивого развития сельских территорий.

Основная цель деятельности ресурсного центра: распространение идей устойчивого развития, поддержка инициатив школьных местных повесток, образовательных практик в интересах устойчивого развития, содействие устойчивому социально-экономическому развитию региона.

Направления деятельности:

  • информирование местного сообщества по вопросам устойчивого развития через предоставление консультационных услуг, организацию и проведение обучающих семинаров, мастер-классов, конференций, конкурсов, выставок и прочих мероприятий, отвечающих целям и задачам Ресурсного центра;
  • вовлечение учащихся, родителей и местных жителей деревни Здитово, Споровского сельсовета в процесс разработки и реализации стратегии устойчивого развития и реализацию совместных инициатив, направленных на развитие территории;
  • поддержка молодёжных инициатив по разработке и реализации социально значимых проектов;
  • расширение партнёрств с организациями, расположенными как на территории сельсовета, так и с представителями других белорусских и зарубежных территорий.

 

Работа Ресурсного центра Здитовской школы направлена на организацию взаимодействия с учащимися, их родителями, с педагогами. Проведены следующие мероприятия (2014-2017):

  • образовательные семинары: «Повышение энергоэффективности на местном уровне как компонент устойчивого развития территорий» совместно с Учреждением «Новая Евразия», МОО «Экодом»;
  • дистанционные курсы «Проектирование как метод управления педагогическими инициативами», «Adoby Youth Voices» в АПО;
  • ансамблевое повышение квалификации на тему «Организация ОУР в учреждениях общего среднего образования»;
  • образовательные семинары по реализации программы «ШПИРЭ»;
  • участие в семинаре-стратегической сессии «Перспективы использования местных ресурсов для УР и повышения энергоэффективности на местном уровне», Мядельский район;
  • образовательный визит в составе белорусской делегации по изучению опыта работы по реализации инициатив населения в Украине и Молдове;
  • участие в международном тренинге «Формальное и неформальное образование» в Грузии;
  • образовательный визит в Италию «Молодежь за локальную устойчивость»;
  • образовательный визит в Германию (Ганновер) по изучению деятельности школьных фирм;
  • форум устойчивого развития Споровского сельсовета «К устойчивому Споровскому сельскому совету – через активизацию молодежного предпринимательства» с участием партнёров из Ассоциации ACARBIO (Трамонти, Италия).

 

Для участников школьного сообщества проведены обучающие мероприятия по вопросам ОУР: образовательные семинары МП-21, круглый стол «Проектная деятельность школы», «Энергосбережение дома» (в рамках республиканской Недели устойчивого развития), велопробег «Адукацыя. Ровар. Мабільнасць». Для более эффективной интеграции идей УР в образовательный процесс школы были созданы дидактические и методические материалы:

  • ШКОЛА + ДЕРЕВНЯ вместе к устойчивому развитию;
  • Полезные советы по выбору энергоэффективной бытовой техники;
  • Карта Зелёного маршрута «Между трёх озёр»;
  • Видеоролики «10 символов Чистоты», «Зелёный маршрут «Между трёх озёр», «Здитовский фольклорный ансамбль в Польше»;
  • Издана книга «Здзітава – Радзіма мілая!»;
  • Подготовлены материалы для стендовой презентации на 15-й Республиканской выставке научно-методической литературы педагогического опыта и творчества учащейся молодёжи «Я – гражданин Беларуси» в АПО, г. Минск

 

Ключевые индикаторы успеха деятельности УО как ресурсного центра по ОУР:

  • наличие инициативной группы по устойчивому развитию Споровского сельсовета (19 человек из числа учителей и учащихся Здитовской СШ, руководства Споровского сельисполкома, родителей, местных жителей);
  • наличие стратегии устойчивого развития “Школа + Деревня: вместе к устойчивому развитию”;
  • стратегии устойчивого развития Споровского сельсовета;
  • ресурсный центр является центром сбора и распространения информации по вопросам устойчивого развития: число проведённых мероприятий по теме УР – 20;
  • количество реализованных проектов в рамках МП-21 – 8;
  • количество установленных новых партнёрств в рамках МП-21 – 4;
  • наличие Декларации о сотрудничестве между Споровским сельисполкомом и Ассоциацией ACARBIO, Италия;
  • открытие на базе Здитовской СШ Ресурсного центра экономического развития Споровского сельсовета;
  • соучредители Ассоциации «Образование для устойчивого развития» (2014)

 

Опыт участия в работе инновационных проектов в области ОУР:

Реализован инновационный проект «Внедрение модели комплексной поддержки педагогических инициатив в деятельность УО через создание открытого социально-педагогического пространства сельского региона». Суть его заключалась в разработке управленческих механизмов перехода от административного к государственно-общественному характеру управления учреждением образования. При научно-методическом сопровождении сотрудников кафедры управления в сфере образования Академии последипломного образования в рамках этого проекта нам удалось концептуально проработать и создать условия для организации открытого социально-педагогического пространства сельского региона.

 

Основное достижение ресурсного центра в течение 3-х последних лет – реализация проекта «Здитово – Родина милая!», издание книги с одноименным названием;

отбор территории Споровского сельсовета в качестве пилотной для реализации проекта учреждения «Новая Евразия» «Расширение экономических возможностей в сельской Беларуси»;

открытие Ресурсного центра экономического развития Споровского сельсовета;

разработка проектной инициативы «К устойчивому Споровскому сельскому совету – через активизацию молодёжного предпринимательства (создание молодежного бизнес-инкубатора)»;

разработка стратегии устойчивого развития Споровского сельсовета.

 

Основные проекты в области ОУР: «Энергоэффекивность: решаем проблемы вместе» (2013), «Здитово – Родина милая» (2014-2015), «Расширение экономических возможностей в сельской Беларуси» (2016-), «К устойчивому Споровскому сельскому совету – через активизацию молодёжного предпринимательства» (2017)

 

Участие в региональных и национальных проектах:

  • в семинаре «Образование в интересах устойчивого развития: социальная инклюзия в образах и действиях сообщества» (2016);
  • участие в научно-педагогической сессии «Образование и социальное развитие в управлении развитием человеческих ресурсов устойчивого развития» (2016 г.);
  • участие в международной летней экологической школе «HEY!» (Healthy Environment for Youth! / Здоровая окружающая среда для молодежи) в Молдове, 2014;
  • эстафета лучших практик школ Брестской области. Образование в интересах УР: глобальная гражданственность и партнёрство. Экспресс Беларусь и ООН-70 (2015 г.);
  • участие в конференции Программы трансграничного сотрудничества «Польша-Беларусь-Украина», Буковель, Украина (2016);
  • образовательный визит в Украину по теме сельского предпринимательства (2016);
  • проведение областного семинара на базе Здитовской СШ для заведующих учебно-методическими кабинетами «От имиджа педагога – к имиджу учреждения образования» (2016);
  • представление опыта работы школы в рамках региональной кампании «Инклюзивная Беларусь: не оставляя никого в стороне в достижении Целей устойчивого развития», г. Брест (2017);
  • участие в тренинге «Ресурсы: сущность, методы и инструменты работы», г. Минск (2016);
  • участие в мастер-классе по одному из наиболее эффективных методов развития креативности – Creative Platform, г. Минск (2018);
  • участие в мастер-классе «Производство и реализация домашнего сыра», усадьба «Кони-пони», д. Михалово, Воложинский район (2019);
  • участие в Информационно-консультационный семинаре «Проектный менеджмент. Логико-структурный подход и его применение для анализа и планирования деятельности» (2020);
  • участие в фестивале некоммерческих организаций “Сакавіцкія сустрэчы”, г. Минск (2019)

 

Лидеры нашей деятельности в области ОУР: Жукович Виталий Павлович, директор школы, автор и координатор проектных заявок;

Ажажа Татьяна Сергеевна, заместитель директора, разработчик проектных заявок, ответственный исполнитель проектных инициатив;

Мартысевич Елена Николаевна, учитель начальных классов, - активные члены инициативной группы по устойчивому развитию Споровского сельсовета.

 

Целью работы Ресурсного центра и в дальнейшем будет являться содействие устойчивому социально-экономическому развитию территории Споровского сельского совета через повышение информированности местного населения по вопросам экономического развития, вовлечение жителей в разработку и реализацию стратегии социально-экономического развития и реализацию совместных проектных инициатив, направленных на развитие территории; поддержка молодёжных инициатив по разработке и реализации социально-значимых проектов, содействие повышению финансовой грамотности и предпринимательства молодёжи; содействие повышению дополнительного дохода на селе, расширение партнёрств на местном уровне, а также с представителями других белорусских и зарубежных территорий.

В настоящее время в сотрудничестве с отделом образования, спорта и туризма Березовского райисполкома, Споровским сельским исполнительным комитетом и Учреждением «Новая Евразия» осуществляется реализация совместной инициативы «К устойчивому Споровскому сельскому совету – через активизацию молодежного предпринимательства (создание молодежного бизнес-инкубатора») в рамках реализации проекта международной технической помощи «Расширение экономических возможностей в сельской Беларуси».

На предыдущем этапе реализации стратегии устойчивого развития из комплекса блоков, составляющих понятие «устойчивое развитие» (социум, экономика, экология), определяющим являлось социальное развитие деревни: повышение качества жизни местного сообщества, сохранение природной среды и культурного наследия региона. Успешно решались задачи в плане распространения среди учащихся школы, жителей деревни знаний об окружающей среде, воспитания гуманности, сохранения традиций, умения гармонично взаимодействовать с природным и социальным окружением, проявлять социальную активность.

Тем не менее, анализ индикаторов устойчивого развития местного сообщества свидетельствует о том, что до настоящего времени остаётся ряд нерешённых проблем, которые снижают престижность и привлекательность проживания в сельской местности. В деревне мало рабочих мест, актуальна демографическая проблема: старение населения, ограниченность выбора мест для трудоустройства, желание молодёжи покинуть край, недостаточное развитие сферы социально-бытовых услуг, наличие факторов, способствующих социальному неблагополучию семей.

В стратегии устойчивого развития для Споровского сельсовета приоритетным направлением развития деревни Здитово было определено развитие туризма, социальной и производственной инфраструктуры, малого бизнеса и предпринимательства. Но, как свидетельствует анализ индикаторов развития местного сообщества стратегии устойчивого развития «Школа + Деревня: вместе к устойчивому развитию» (2010), за последние 6 лет в деревне не зарегистрированы новые субъекты, оказывающие услуги в области агро-экотуризма, не созданы новые производства, ремесленнические дворы.

Следовательно, есть необходимость формирования социальной базы для роста численности новых предпринимательских структур, подготовки кадрового резерва малого бизнеса, реализации комплекса мер по отбору и социальному продвижению наиболее активных учащихся, развитию у них предпринимательских способностей. Возможность выявления этих способностей, получения знаний и практического опыта по данному направлению у учащихся появится уже в школе через участие в реализации проектов, связанных с предпринимательской деятельностью. Т.е. формирования функциональной грамотности. Механизмом формирования функциональной грамотности учащихся выступает интеграция в образовательный процесс опыта решения ими жизненно важных задач.

В школе ведётся работа по внедрению модели, направленной на развитие культуры предпринимательства в открытом школьном сообществе, на формирование предпринимательских компетенций учащихся. Организацию в контексте повышения экономической грамотности урочной, внеклассной деятельности, организацию сотрудничества, на активное включение в совместную деятельность членов школьного сообщества. Одним из способов формирования культуры предпринимательства будет конкретная практическая деятельность, нацеленная на конечный результат. В 2016 началась реализация проекта «К устойчивому Споровскому сельскому совету – через активизацию молодёжного предпринимательства». Генеральной идеей данного проекта является создание на базе Здитовской школы бизнес-инкубатора па таким направлениям: пчеловодство, растениеводство, велосервис.

У выпускника должны быть сформированы такие компетенции как готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение проявлять инициативу, брать ответственность за полученные результаты, включать в деятельность дополнительные практические занятия, которые будут содействовать их дальнейшему жизненному становлению, помогут сориентироваться в выборе профессии, дадут возможность развить способности, которые они смогут реализовать в условиях рыночной экономики.

В современной социокультурной ситуации ведущей идеей деятельности коллектива Здитовской школы является реализация системы условий, необходимых для обеспечения личностного развития человека, соразмерного ситуации устойчивого развития. Соглашаясь с тем, что личностное развитие человека возможно только «в действии» – при разрешении им социально и личностно значимых задач – также нужно принять, что условием, определяющим успешность любой деятельности, является инициативность, активность и творческий потенциал личности. Именно эти качества являются определяющими в становлении образованного, нравственного, успешного современного человека, жизненная стратегия которого строится на принципах устойчивого развития, который на практике следует лозунгу

«Думай глобально – действуй локально!»

Последние изменения