Формирование и обобщение передового педагогического опыта

Лекция

В.М. Воронович,

 методист высшей категории ГУО

«Академия последипломного образования»

 

План лекции:

  1. Организационно-содержательные аспекты обобщения передового педагогического опыта.
  2. Подходы к организации и описанию педагогического опыта.
  3. Понятие и сущность, критерии, компоненты и объекты передового педагогического опыта.
  4. Принципы, пути и этапы работы по изучению, обобщению и описанию ППО.
  5. Примерный план действий при организации процесса изучения и обобщения передового педагогического опыта.
  6. Памятки руководителю (методисту), педагогу по обобщению ППО.
  7. Методы изучения опыта, формы его распространения и внедрения его ведущих идей в педагогическую практику.

 

Подходы к описанию педагогического опыта:

  • Системно-целостный:
  • Формальный, некомпетентностный,
  • Всесторонний.

Системный подход – выявление и представление суммы разрозненны явлений в качестве единой взаимозависимой совокупности, когда каждый элемент рассматривается, с одной стороны, как автономная составляющая, а с другой, – как самостоятельная сложная система, включающая в себя разнообразные компоненты.

Какие же процедуры включает в себя система работы по изучению эффективного педагогического опыта?

  • распознавание специфики опыта;
  • интерпретация;
  • обобщение;
  • описание;
  • представление;
  • пропаганда.

Они же могут рассматриваться и как основные этапы работы тех, кто обобщает эффективный педагогический опыт.

Что же такое эффективный педагогический опыт? Что он из себя представляет?

Педагогический опыт – это такой опыт, который позволяет достигать оптимальных результатов  в образовательном процессе при сравнительно незначительных затратах сил, времени и средств[1].

Педагогический опыт классифицируется по следующим основаниям:

  • по масштабу – единичный, типичный, индивидуальный, групповой, массовый;
  • по новизне – репродуктивный, творческий, новаторский;
  • по качеству – положительный, эффективный, рациональный, передовой.

При этом передовой и новаторский  опыт зачастую отождествляют, так как и тот, и другой содержат элементы новизны, новаторства, творчества. Новаторский опыт – это тот, в котором есть элементы новизны, открытия, изобретения, представлено авторство. К такому опыту можно отнести технологию развивающего обучения, технологию развития критического мышления средствами чтения и письма, технология многомерных дидактических инструментов и др. Передовой же характеризуется тем, что педагог  получает более качественный результат за счет усовершенствования имеющихся технологий, методик, методов, средств, приемов, оптимальной организации образовательного процесса.[2]

ППО рассматривается в настоящее время в двух значениях: в широком и узком.

Широкое значение – это профессиональное мастерство педагога, которое обеспечивает высокое качество знаний учащихся, уровень и воспитанности, развития, сформированности ценностных ориентаций. В узком –  это такая образовательная практика педагога, которая содержит в себе элементы творческого поиска, оригинальности, эффективности.    

 

В книге А. А. Глинского дается следующее определение передового педагогического опыта:

ППО – опыт, который, возникая из массового опыта, превосходит его по некоторым признакам, к числу которых относятся: актуальность, новизна, воспроизводимость, эффективность и стабильная результативность. Кроме того, он должен быть рациональным: на него  должно затрачиваться меньше времени, средств и сил при совместной работе обеими сторонами образовательного процесса, но результат при этом должен быть более высоким, характеризоваться стабильными положительными результатами, и он должен приносить удовлетворение обеим сторонам, быть процессом сотворчества в диаде «учитель-ученик» при положительном микроклимате.

Какие еще подходы существуют в педагогической среде к определению ППО?

  • Это образец хорошей, качественной работы,
  • Это деятельность, в которой воплощены результаты научных исследований или  успешное применение другого опыта;
  • Это педагогические находки, которые позволяют качественно решать педагогические задачи. Особой ценностью является «технологизированный опыт».

Критерии передового педагогического опыта:

  • Соответствие опыта ведущим идеям современной педагогической науки и главным направлениям педагогической практики;
  • Научная обоснованность;
  • Высокая результативность образовательного процесса и личностного развития учащихся;
  • Длительность функционирования;
  • Актуальность темы опыта и ее перспективность;
  • Развитие профессиональной компетентности у педагога и совершенствование педагогической культуры;
  • Творческая новизна;
  • Рациональный расход средств и времени на достижение высоких результатов;
  • Эффективное педагогическое взаимодействие;
  • Степень удовлетворенности образовательных запросов учащихся и их родителей.

 

Компоненты опыта:

  • организация образовательного процесса;
  • результаты обучения учащихся;
  • уровень их обучаемости и обученности;
  • уровень их развития;
  • сформированность профессиональной компетентности у педагогов;
  • степень выраженности их педагогической культуры;
  • востребованность данного опыта в педагогическом сообществе.

Конечные результаты-показатели, по которым опыт оценивается как передовой:

  • качество и уровень сформированности знаний, умений и навыков учащихся, и базовых компетенций;
  • уровень воспитанности учащихся (высокие нравственность, общая культура, физическая культура и т.д.); уровень их личностно-ценностных ориентаций, сформированность и убеждений и отношений;
  • пути достижения высоких результатов (оптимальная организация процесса обучения, совершенствование дидактически средств, использование активных и интерактивных форм работы, технологизация образовательного процесса, междиплинарность в образовательном процессе, практикоориентированность в преподавании учебных предметов);
  • совершенствование педагогических компетенций, развитие на этой основе компетентности и сформированность высокого уровня профессионально-педагогической культуры;
  • создание благоприятной психологической атмосферы сотрудничества, сотворчества в образовательном процессе.

 

Что может являться опытом, объекты ППС:

  • эффективная деятельность педагога по обеспечению качества образования;
  • алгоритм учебных действий по учебному предмету – например, в истории это характеристика исторических явлений, событий, личностей, войн, восстаний и др. по определенной «памятке-алгоритму»;
  • внеклассная работа по предмету;
  • реализация факультативного обучения учащихся;
  • авторская программа работы факультативных занятий, клуба, секции, кружка, проекта и др.;
  • методическое сопровождение образовательного процесса;
  • система методически приемов, используемых педагогом в урочной деятельности;
  • эффективные средства обучения;
  • реализация принципов обучения в образовательном процессе;
  • исследовательская деятельность педагога и учащихся;
  • взаимодействие классного руководителя, семьи, социума по воспитанию учащихся;
  • система работы педагога по подготовке учащихся к централизованному тестированию;
  • эффективная система оценки знаний учащихся.

Принципы  изучения и обобщения ППС:

  • целесообразность;
  • научность;
  • системность;
  • последовательность;
  • практикоориентированность;
  • сотрудничество;
  • индивидуализация;
  • добровольность.

Пути работы с педагогическим опытом:

Первый – по инициативе администрации; второй – по личной инициативе педагога или группы педагогов.

 

Этапы работы по изучению, обобщению и описанию ППС (в системе):

  • выявление опыта;
  • изучение администрацией содержания, условий, процессов, качества и результатов профессиональной деятельности педагога в рамках темы опыта;
  • обобщение опыта;
  • описание опыта;
  • представление опыта и пропаганда передовых педагогических идей.

 

Основания выявления и определения опыта:

  • по итогам анализа работы педколлектива или отдельного учителя за год;
  • в ходе реализации внутришкольного контроля;
  • в ходе изучения работы педагога, аттестуемого на первую или высшую категорию;
  • самим педагогом в качестве темы самообразования и т. д.

 

Примерный план действий при организации процесса

изучения и обобщения опыта

  1. Формулировка проблемы, объекта и предмета изучения. Определение теоретической базы опыта.
  2. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для профессионального развития коллектива и совершенствования образовательного процесса (ОП).
  3. Выбор методов изучения опыта, определение критериев его оценки.
  4. Подготовка объектов и субъектов к изучению опыта.
  5. Непосредственное изучение опыта:
    • Изучение деятельности педагога, ее результатов:

- общая цель ОП, конкретные педагогические задачи;

- подходы к отбору содержания обучения, к организации и осуществлению ОП, конкретные педагогические задачи, дифференциация и индивидуализация ОП;

- управление процессом усвоения знаний учащимися; формирование навыков (компетенций);

- развитие определенны личностных качеств, формирование личностно-социальных компетенций учащихся, системы убеждений и отношений;

- владение педагогом разными видами профессиональной деятельности (методологической, методической, диагностической, проектировочной, коррекционной и т.д.);

- эффективное использование в ОП технологий, методик, методов, приемов и т.д.;

- авторские дидактические средства; наличие авторской дидактической системы;

- материально-техническое оснащение проводимых занятий;

- уровень компьютерной грамотности педагога;

- ведущие кафедры, обеспечивающие высокие результаты труда;

- пути и способы разрешения возникающих педагогических противоречий и затруднений.

5.2.  Изучение деятельности учащихся, ее результатов:

- мотивация учебной деятельности;

- уровень владения рациональными приемами репродуктивной и поисковой познавательной деятельности;

- уровень самостоятельности мышления и учебных действий;

- самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;

- коммуникабельность в работе;

- результаты учебной деятельности;

- сформированность нравственных качеств в учебно-познавательной деятельности.

  1. Первичная обработка материалов.
  1. Анализ и обобщение, вычленение главного, особенного, общего и единичного в опыте.
  2. Описание опыта.
  3. Оформление.

Что делается на начальном этапе?

Коллективное обсуждение   организационных вопросов, распределение обязанностей, определение исполнителей, сроков, методов и приемов работы.

 

Памятка руководителю (методисту) по изучению опыта работы

 

  1. Предварительная работа с соответствующей литературой.
  2. Сбор информации о профессиональной деятельности педагога: встречи и беседы с педагогом, беседы с администрацией, руководителем методического объединения, родителями учащихся, изучение мнения коллег о данном педагоге, изучение результатов работы, знакомство с материалами профессионального портфолио (при его наличии);
  3. Посещение учебных занятий, проводимых педагогом. Определение его научно-методической основы, стиля работы.
  4. Определение личностно-профессионального воздействия педагога на своих коллег и учащихся; отношение учащихся к изучаемому предмету.
  5. Проведение контрольных работ, индивидуальны бесед с учащимися с целью определения уровня и знаний по предмету.
  6. Изучение внеурочной, внеклассной деятельности педагога: участие в работе методического формирования, тематических педсоветах, методических декад, подготовка учащихся к олимпиадам, организация факультативных занятий, руководство научно-исследовательской деятельностью школьников, оказание учащимся дополнительных образовательных услуг и др., способы рационализации данных направлений деятельности.
  7. Наличие авторской педагогической продукции, ее качество: авторский проект, авторская программа факультатива, авторская дидактическая система, система личностно-профессионального развития, методические рекомендации, учебно-методические пособия, статьи из опыта работы и др.
  8. Ознакомление с материалами выступлений из опыта работы педагога на внешкольных педагогических мероприятиях: научно-практических, практических конференциях, семинарах, педагогических ятениях.
  9. Использование идей, опыта работы данного педагога.
  10. Руководство профессиональным развитием членов педагогического коллектива (руководство работой методического объединения, школой молодого учителя, проведение мастер-класса, наставничество и др.).
  11. Привлечение педагога к анализу и описанию опыта своей работы.
  12. Определение формы обобщения и описания опыта.

 

Методы изучения опыта

Анкетирование, опрос, наблюдение, посещение уроков и внеклассных мероприятий, проводимых педагогом, его рабочей документации, собеседование, изучение авторской педагогической продукции, творческих работ учащихся, проведение контрольных работ и и сравнительных анализ, творческие отчеты педагога, презентации из опыта работы, посещение творческой лаборатории педагога, изучение работы мастер-класса, который  ведет педагог и т.д.

Кроме наблюдения администрации и обобщения опыта педагога ею, существует еще и такая форма обобщения опыта, как самообобщение.

 

Каковы этапы работы педагога над обобщением собственного опыта?

  1. Выбор темы, осуществление дифференцированного подхода педагога к своему опыту, отбор для методической обработки какой-то определенной ее части, представляющей наибольший интерес и актуальность.
  2. Ознакомление с литературой по выбранной теме.
  3. Планирование работы по избранной теме.
  4. Сбор и обработка материала. Систематизация ранее накопленного опыта, привлечение нового материала для более полного раскрытия вопросов, проверка некоторых своих положений и выводов, т.е. включение в работу элементов экспериментального характера.
  5. Анализ и обобщение накопленного по теме материала. Выявление в освещаемом опыте причинно-следственных связей и педагогических закономерностей, извлечение методических выводов.
  6. Соответствующее литературное оформление. Работа над докладом или статьей: изложение принципиальных положений, благодаря которым педагог пришел к данной теме; описание, анализ и обобщение своего опыта по данному вопросу; развитие выдвигаемых методических положений, подтверждающихся данным опытом; изложение выводов по разработанной теме.

 

Примерная памятка в помощь педагогу

«Как обобщать свой опыт»

  1. Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию по интересующему вас вопросу.
  2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактический инструментарий, сочинения учащихся, и вопросы, ответы, свои наблюдения за развитием школьников. Отмечайте при этом свои сомнения, неудачи.
  3. Учитывайте успехи и недостатки в своей работе и в работе свои коллег. Определите тему, которую вы считаете наиболее нужной и важной, постарайтесь конкретно ее сформулировать.
  4. Определите форму обобщения. Это может быть реферат, доклад, статья. Возможны и другие варианты: привести в систему методические материалы (планы, памятки, карточки, схемы, алгоритмические таблицы, программированные карточки), сопровождая их краткими разъяснениями.
  5. Набросайте краткий план (3-4 вопроса), затем составьте тезисы. Вспомните и поместите в план факты, которые использованы вами как основные для ваших выводов. Уточните план: в нем должна прослеживаться основная идея и логика изложения темы.
  6. Работая над текстом, до предела сокращайте введение, материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений, общих фраз, «лирически отступлений».
  7. Оценивайте критически свой опыт, не забывайте рассказывать о своих трудностях, недостатка, ошибках. Главный критерий – результаты.
  8. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, таблицы, работы учащихся, список литературы и т.д.).
  9. Помните, что, обобщая свой опыт, вы выполняете важную общественно-профессиональную обязанность, способствуя дальнейшему улучшению воспитания и образования учащихся.

 

Материалы самообобщения могут служить для администрации основой для обобщения работы педагога.

В деятельности общеобразовательных учреждений наиболее часто опыт обобщается на практическом уровне: описание или  показ технологий, методик, методов, примеров, способов работы педагога: представление результатов работы; демонстрация авторской системы. В данном случае могут быть использованы следующие формы работы: открытый урок, творческий отчет, семинар-практикум, мастер-класс и др.

На методическом уровне обобщения опыта, который считается наиболее продуктивным, осуществляется выделение ведущей педагогической идеи опыта, дается характеристика условий развития опыта, анализ результативности проводимой работы. Обеспечивается подготовка различного рода методических рекомендаций, памяток, разработок.

«Передается мысль, выделенная из опыта, а не сам опыт». (К.Д.Ушинский.)

 

Процесс распространения опыта, пропаганда его ведущих идей реализуется с помощью следующих форм: педагогических советов, заседаний методических формирований, конкурсов  педагогического мастерства, методических копилок, мастер-классов, семинаров-практикумов, научно-практических конференций, творческих отчетов и презентаций,  а также через публикацию в педагогических изданиях. Работа по изучению и обобщению педагогического опыта, а также пропаганда его идей может считаться успешной, если она системно организована, и идея изученного и представленного опыта будет осмыслена и принята другими педагогами, что со временем отразится на качественных результатах их профессиональной деятельности.

[1] Глинский, А.А. Актуальные вопросы  современного школоведения: пособие / А.А. Глинский; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск: АПО, 2010. – 341 с. – С. 203.

[2] Там же, с. 203.

Последние изменения