Метод создания командного продукта на уроках математики как средство развития ключевых компетенций учащихся

Метод создания командного продукта на уроках математики как средство развития ключевых компетенций учащихся

Стасевич Александр Александрович,

учитель математики ГУО "Вороцевичский УПК детский сад-средняя школа"

Метод создания командного продукта на уроках математики как средство развития ключевых компетенций учащихся (Презентация)

Современная действительность и современное общество, стремительно развиваясь, требуют от нас, учителей, не только подготовить базу для подготовки высококвалифицированного специалиста, знающего свое дело, но и человека, способного легко применять свои умения на практике, способного быстро приспосабливаться к тем или иным условиям реальности, легко взаимодействовать в работе и жизни, а главное, способного быстро, четко и нестандартно реагировать на все изменения. Желание развить у ученика все необходимые компетенции приводит нас к поиску и апробированию различных методов. Одна из форм проведения уроков математики является использование метода создания командного продукта.

Для проведения урока с использованием названного метода класс делится на малые группы по 3 - 5 человек. Группы составляются случайным образом, но учитывается, что команда не должна состоять только из сильных или слабых учащихся. Никто из них заранее не знает, в какой команде и с кем им сегодня предстоит работать. Подобное деление класса заставляет учеников развивать в себе коммутативные качества, умение работать в команде, быстро выделять лидера группы или стремиться стать им самим. Далее раздаются портфели заданий. Каждый портфель содержит одно общекомандное и от одного и более индивидуальных разноуровневых заданий. Общекомандное задание не может быть решено, пока не выполнены все индивидуальные, потому что оно составляется из ответов индивидуальных заданий. Таким образом, положительный результат не может быть достигнут без сплоченности команды, без работы основного принципа в такой форме обучения, как «равный обучает равного».

Баллы по итогам занятия выставляются за решение всего командного портфеля, поэтому участники команды стремятся сделать не только свое задание, но и принимают решение работать сообща и помочь слабому члену команды при необходимости. Работа в группе, наличие спорных ситуаций и трудностей способствуют развитию умения слушать и слышать участников команды, умения решать спорные ситуации, учитывать мнение друг друга, воспринимать различные точки зрения, оперативно принимать решения. Такая форма проведения занятия строится не на принципе соперничества, а на принципе взаимовыручки и помощи слабым учащимся. Практика показывает, метод создания командного продукта способен вложить в ученика те навыки и умения, которые потребуются ему в его профессиональной жизни в современных условиях.

Так, в 8 классе при изучении темы «Решение квадратных уравнений» учащимся предлагаются для выполнения следующие портфели заданий:

 

Карточка 1

Составьте уравнение  и решите его, зная, что коэффициенты являются корнями уравнений и имеют следующие знаки .

Карточка 2

Составьте уравнение  и решите его, зная, что коэффициенты являются корнями уравнений и имеют следующие знаки .

Карточка 3

Составьте уравнение  и решите его, зная, что коэффициенты являются корнями уравнений и имеют следующие знаки .

Общекомандное задание

Для организации такого урока требуется тщательная подготовка, так как все задания составляются самостоятельно педагогом таким образом, чтобы общее задание было в итоге решаемо и имело рациональный ответ.

Проверка решенных индивидуальных заданий во время урока осуществляется в форме самопроверки. С этой целью используются на уроках различные формы организации самопроверки: предлагаю собственные электронные программы, эталоны правильных ответов и т.п.

Программа не показывает учащимся полного решения примера, она дает только промежуточные значения, в которых могли быть допущены основные ошибки, а также предоставляет конечный результат решения данного примера. Учащиеся не заинтересованы в списывании ответов, так как итоговое оценивание осуществляется учителем после проверки правильности хода решения заданий уже после окончания урока. Этот момент пробуждает дух соперничества и учит выслушивать мнение друг друга, оперативно принимать решения.

Применение данного метода способствует не только эффективному усвоению учебного материала, повышению мотивации, но и развитию личностных качеств учащихся. Польза его использования заключается прежде всего в самостоятельной работе учащихся в сотрудничестве, работающих на достижение единой цели. Индивидуальная работа каждого участника группы напрямую влечет за собой итоговый результат, что побуждает учащихся приходить на помощь друг другу, помочь справиться с возникшими трудностями. Тот факт, что учащийся может подвести своей некачественной работой всю команду, которая не сможет не просто решить общее задание, но и даже правильно его составить, стимулирует учащихся к обучению, взаимопомощи.

Последние изменения