Применение технологии личностно-ресурсного картирования в ходе исследовательской деятельности

Применение технологии личностно-ресурсного картирования в ходе исследовательской деятельности

 

 

Из опыта работы учителя математики

ГУО "Одрижинская средняя школа" Ивановского района

Колтунович Любови Леонидовны

 

 

Применение технологии личностно-ресурсного картирования (ЛРК) в ходе исследовательской деятельности (Презентация)

В рамках инновационного проекта мной была определена тема педагогического исследования «Применение технологии личностно-ресурсного картирования в ходе исследовательской деятельности». Сформулирована цель исследования: выявление эффективности применение технологии личностно-ресурсного картирования (ЛРК).

Объектом исследования является деятельность тьютора, педагога с тьюторской позицией и тьюторанта, а предметомпедагогические условия построения личностно-ресурсных карт в процессе исследовательской деятельности учащихся.

Технология личностно-ресурсного картирования является одной из технологий тьюторского сопровождения. Изучив все источники, хотя в принципе их оказалось очень мало, это статьи российского педагога Ковалевой Т.М, опыт работы Молотковичской школы Пинского райна (статьи заместителя директора по УВР О.И.Избицкой) и так как эта образовательная технология новая она меня заинтересовала и я решила применить её в исследовательскую деятельность. Начала работу в 2017 году с учащейся 7 класса Билец Викторией.

Эта технология помогла учащейся в создании образа самого себя, в осознании своих образовательных интересов, в формировании ключевых компетенций, дала возможность самообразования, саморазвития в ходе образовательного процесса, а также развить индивидуальную социальную активность самого ребенка.

Для создания и поддержания мотивации к обучению, применила модель Келлера. Первый способ повышения мотивации – привлечение внимания, где я завладела вниманием обучаемой и постаралась удержать его, при этом спасти от скуки. Второй способ повышения мотивации – демонстрация значимости учебного предмета математика и информатикав исследовательской деятельности. Третий способ – поддержка уверенности обучаемого в своих силах, что она успешно овладеет материалом и справится с поставленными целями. В конце занятий я смещаю фокус мотивации на удовлетворение учащейся. Однако важны и простые «мотиваторы» - вознаграждения, похвалы, празднование успехов при завершении одного из этапов исследовательской деятельности.

В рамках инновационной технологии одной из форм исследовательской деятельности выступает образовательное событие. Я предлагаю ребёнку совершить виртуальное образовательную экскурсию за выбором подарка в магазин. И прошу отразить выбор подарка на карте - дидактическом средстве

Но прежде чем, предложить ребёнку нарисовать подобную карту, необходимо обсудить, что такое карта, какие необходимые элементы карты существуют, т.е в отличие от многих других подобных дидактических средств (рисунков, чертежей, таблиц и др.) карта имеет три присущих именно ей характеристики: топика - наличие различных пространственных объектов с использованием их условных обозначений (места интересов учащегося: объект дальнейшей учёбы, места интересов, умения образовательные и др.), направленность - центральное и удаленное от центра положение объектов (ИОП, желания), мас­штаб - указание на соразмерность или несоразмерность объектов (задача, время реализации ИОП, соразмерность желание – возможность. Каждое из этих понятий стоит оговорить с ребёнком, перевести их на доступный язык.

Уже на подготовительном этапе (в беседе) с ребёнком затрагиваю такие понятия, как «интерес», «приоритеты», «личный смысл и значение», «время, которое уделяется интересам». Школьникам вполне можно объяснить (на примерах, ситуациях) такие непростые, но важные понятия. Когда ребёнок начинает понимать, что любая деятельность имеет личные смыслы и человек занимается тем или иным делом в силу разных обстоятельств, происходит осознание своей субъектности и уникальности («я ведь тоже могу выбирать, чем заниматься»). Затем, когда ребёнок начинает набрасывать интересы и понимать, как и в виде чего их можно изобразить, в каком размере нарисовать и какие цвета использовать – тут продолжается работа по осознанию себя и своей деятельности.

Итак, после совместного обсуждения основных элементов карты, ребёнку необходимо предоставить время для самостоятельного оформления своей работы.На этом этапе как никогда важно выдержать позицию и не навязывать, не поучать ребёнка в том, какие цвета использовать, какие размеры выбирать для объектов. Это очень сложно, но в этом и состоит профессионализм тьютора или психолога, и в этом, их отличие от воспитателей. У меня были такие ребята, которые вообще не знали, что нарисовать и с чего начать, или застревали на определённом этапе. Наверняка, психологи в этом случае начали бы прорабатывать чувства, ощущения – и вместе пытались найти возможные причины. Но так как я — педагог-тьютор, моя задача, в первую очередь, развернуть ситуацию таким образом, чтобы она стала образовательной, чтобы ребёнок мог по максимуму увидеть её ресурсность.

В результате исследовательской деятельности учащаяся 8 класса Билец Виктория создала разнообразные карты «Мой день», «Карта путешествий», «Построение личного бренда», а также спроектировала карты по темах учебных занятий: «Пётр первый», «Части речи в русском языке». Исходя из предложенных видов карт, уже после этого определялись направления, стратегии, ресурсы для личностно-ресурсной карты. Эта работа сначала проведена педагогом с тьюторской компетентностью, предложена для рефлексии, т.к. учащимся проще выразить согласие-несогласие, и лишь потом, наложив на себя предложенный вариант, составить свой, окончательно верный.

Совместно с психологом выбирала диагностический инструментарий по выявлении познавательных интересов учащихся. В результате создали «Карту интересов». Картирование – одно из моих любимых упражнений как на первых этапах работы с ребёнком, так и в последующем. Карта позволят приспособить окружающий мир к интересам учащегося и помогает «вписаться» в этот. Но карта может стать и личностно значимым психологическим средством, позволяющим учащемуся увидеть себя и своё действие по-новому: в другом масштабе и в другом контексте.

Виктория масштабирует карты, т.е. «оживляет» уже в самостоятельном индивидуальном режиме т.е добавляет карты «Мне нравится», «Я умею..».

Мечтая о выборе профессии, она создаёт карту «Мои профессии», где  знакомится о профессиях, смотрит на свои интересы, способности, личные планы,; прислушивается к мнению друзей, родителей и учителей, прописывает возможные профессии.

... Создаёт карту «Кем я хочу быть».

Далее разрабатываем индивидуальную образовательную программу (ИОП) Билец Виктории. ИОП – это учет видов образовательной деятельности учащейся, методов и форм диагностики образовательных результатов, технологий освоения учебного содержания и т.п. Был разработан персональный путь реализации личностного потенциала ученицы - индивидуальный образовательный маршрут (иом). Причем ученица это сделала в двух вариантах Процесс выявления, реализации и развития данных способностей ученицы Виктории происходят в ходе образовательного движения по индивидуальному маршруту.

Относясь к процессу построения личностно-ресурсных карт как к новой образовательной технологии и важному дидактиче­скому средству, я рассматриваю в системе современного образования работу с ресурсной картой как принципи­ально значимый момент на всех ступенях школьного обучения.

В течение года карты детализируется, изменяется, наполняется новыми связями, анализируется в ходе совместной деятельности ученика, учителя и тьютора на индивидуальных консультациях (тьюториалах). Перед вами карта «отношений», где мы при написании исследовательской работы держим связь с педагогом с тьюторской позицией, психологом, тьютором -Шахом Александром Васильевичем, старшим преподавателем, руководителем секции информационных систем и технологий и физико-математических дисциплин Барановичского государственного университета.. Держим связь через электронную почту, вайбер. В результате получили от него и рецензию на исследовательскую работу «Создание электронного пособия по математике «По тропинкам графов»

Ресурсные карты по своему исполнению получаются очень разнообразные. Вот к примеру «Личностно-ресурсная карта» указывает на участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях и отражает результативность работы. Карты не только фиксируют всю необходимую ресурсную базу ученика, но и создают психологический портрет автора. Даже поверхностная внешняя экспертиза карт может стать для учителя ключом к расшифровке самых запутанных проблем.

Результатом исследования является защита в секции математики на 17 районной НПК  «С наукой в будущее» и итог - диплом 2 степени, затем на областной НПК – диплом 3 степени. И продуктом совместных действий стал созданный нами диск -электронное пособие «По тропинкам графов».

Теория графов в школьном курсе математики не рассматривается, но широко применяется при решении различных видов задач. Однако пока отсутствуют наглядные электронные пособия по теории графов. А ведь электронные пособия повышают качество восприятия визуальной информации, она становится ярче, красочнее, а, как известно, чем более интересно представлен материал, тем более интересно его изучать. Вот почему мы создали диск.

В пособии работаем под девизом «В математику тропинки одолеем без запинки». Для того, чтобы наше путешествие «По тропинкам графов» было интересно я использую персонажи с мультфильма "Трое из Простоквашино".

Электронное пособие по математике "По тропинкам графов" состоит из 6 глав: из истории графов, теоретические сведения о графе, типы задач, олимпиадные задания, проверь себя и глоссарий.

В 1-ой главе рассказано об истории возникновении теории графов. Родоначальником этой теории является математик Леонард Эйлер, которому  было предложено решить задачу о кёнигсбергских мостах.

Во 2-ой главе отражены теоретические сведения о графе с примерами задач.

А Вы знаете, что благодаря Эйлеру существуетобщий прием решения задач. Далее представлены различные виды графов. Например, граф-дерево.  Дерево – это граф, в котором любые две вершины соединены ровно одним простым путем. В каждом разделе отражены свойства, задачи с решениями, демонстрация задач…

В 3-ей главе рассмотрено 6 типов задач. Это задачи на вычерчивание одним росчерком. Например, подпись Магомета. Видим, что все четные вершины, значит построение возможно.

Далее предлагаю решение задачи о 7 кёнигсбергских мостах. Видим граф, 4 нечетных вершин – проход по мостам невозможен. Мной представлены задачи, которые усложнены большим количеством мостов. Например, задача о 6 островах. У графа 2 нечетные вершины, то по теореме Эйлера проход возможен.

Предлагаю задачи о лабиринтах. Ну вот к примеру, задача о прохождении 10 комнат.

Рассмотрены логические задачи: определи профессию, о трех домах и трех колодцах и другие.

4-ая глава состоит из олимпиадных задач. В задаче "Поздемелье" необходимо указать номер комнаты, в которой спрятан ключ. Если ответ 4, то очень печально, вернуться, есть подсказка, вернуться, если ответ 18, то правильно.

Для того, чтобы проверить свои знания, в 5-ой главе представлены тесты и игры. Например, (5.1.3) Выбираем ответ 300 – неправильно, обратно, выбираем правильный ответ и появляется решение, переходим к следующему вопросу, вопросы можно пропускать.

В последней главе – Глоссарий.

В результате, в электронном пособии созданы более 120 задач с подробными решениями, 20 задач придуманы ученицей, 30 представлено для самостоятельного решения, а также более 30 презентаций.

Теория графов в школьном курсе математики не рассматривается, поэтому это пособие рекомендую использовать на факультативных занятиях в 2-8 классах. Знания, приобретенные вследствие изучения пособия, могут быть применены на математических конкурсах, олимпиадах.

Вывод. Трудоёмкий и радостный процесс, который проведен с учащийся сформировал ключевые компетенции; это и информационные, учебно—познавательные, ценностно-смысловые, коммуникативные.