О психологической готовности педагогов

Ольга Федоровна Шаблюк, методист отдела  методического обеспечения социально-педагогической и психологической деятельности УО РИПО

Введение.

В данной публикации внимание будет привлечено к аспектам поликультурного взаимодействия. Рассматриваемая тема является особо острой в связи с милитаризацией политики властей отдельных государств, что часто оборачивается межнациональными конфликтами и затяжными войнами, разрушающими социально- экономическое устройство и инфраструктуру. В подобных условиях мирное население вынуждено покидать свои жилища и искать более приемлемое место проживания. Однако эмигрируя, эти люди сталкиваются с еще большими проблемами. В первую очередь актуализируется необходимость налаживать взаимодействие с представителями «иной» культуры, подчас движимых искажаемыми стереотипами.

Миграционные процессы в нашей стране наблюдаются, главным образом, в связи с переселением по тем или иным причинам жителей из Казахстана, Украины, Средней Азии, Закавказья и др. Они не так значительны, однако проблема адаптации, в том числе и в образовательных учреждениях разного уровня, сохраняется. Собственный опыт работы в сфере образования позволяет говорить об осложнении данного процесса и необходимости соответствующих психологических интервенций.

Правовая регуляция межнационального взаимодействия в Республике Беларусь.

Приоритетами нашей страны в организации образовательного процесса являются гуманизация, демократизация, защита прав и свобод всех социальных и национальных групп. Этот аспект особо и не двусмысленно регулируется Конституцией Республики Беларусь [2]: Республиканский институт профессионального образования Ул. К. Либкнехта, 32, 220004, г. Минск 112

- статья 11: «Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами»;

- статья 12: «Республика Беларусь может предоставлять право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность»;

- статья 14: «Государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов»;

- статья 50: «Оскорбление национального достоинства преследуется согласно закону. Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения»;

- статья 53: «Каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц».

Наша страна тесно взаимодействует со многими международными организациями по защите прав человека. Так, в 1945 году Республика Беларусь стала одной из стран-учредителей Организации Объединенных Наций, была среди стран, подписавших Устав ОНН. С 1994 года Республика Беларусь участвует в работе Международной организации по миграции, а в 2005 году выступила, как полноправный член этой организации. С 1994 года Республика Беларусь осуществляет сотрудничество с Управлением Верховного комиссара ОНН по делам беженцев.

Основной политикой в этой области является открытость к людям, которые имеют статус «вынужденного переселенца»: «Основное внимание УВКБ ООН в Республике Беларусь уделяет оказанию содействия органам государственного управления в совершенствовании законодательства в области миграции и беженцев, повышении квалификации кадров, обеспечении правовой и социальной защиты беженцев, способствует налаживанию сотрудничества между государственными органами и общественными объединениями по вопросам, связанным с положением беженцев» [4].

Поликультурное воспитание в контексте образовательной деятельности.

В сфере образования в контексте содействия решению данной проблемы в нашей стране курируются вопросы межнациональной толерантности, противодействия дискриминации, предупреждения ксенофобии; осуществляется целенаправленное поликультурное воспитание подрастающего поколения.

Основной целью проводимой в данном направлении деятельности является формирование положительных установок на сотрудничество и взаимодействие с представителями иных национальностей вне зависимости от религии и этно-исторических особенностей развития. Поликультурное воспитание позиционируется, как «воспитание человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, знающего культуру своего народа, понимающего и уважающего иные культуры» [3, с.85].

Ключевая, инициативная роль в формировании образа представителей иных культур у учащихся принадлежит представителям образовательной сферы. В данном аспекте, как не в каком ином, важны собственное отношение, убеждения и принципы педагога, как личности, его свобода от искажающих стереотипов и субъективных мнений. Ресурсные и проблемные стороны личности педагогов, как посредников межкультурного взаимодействия.

Как показывает опыт работы и исследований, в образовательном процессе еще остаются проблемные области в отношении формирования направленной активности учащихся во взаимодействиях, обладающих межкультурной спецификой. Безусловно, современные педагоги обладают высоким уровнем национальной идентичности, сознательности, инициативности. Педагогические работники компетентны в области белорусской истории и традиций, имеют высокий уровень нравственно- ценностной культуры. Ресурсом толерантного отношения к представителям иных национальностей является высокий уровень информационной компетентности в отношении культурных различий разных народов. Представители образовательной сферы проявляют высокий интерес к изучению быта и культуры в других странах мира, демонстрируют стремление понять смысловые и ценностные аспекты жизнедеятельности представителей иных национальностей.

На уровне сознания в рамках образовательного процесса педагоги демонстрируют принимающее отношение к представителям иных национальностей, готовы создавать условия для их адаптации, благоприятную среду для дальнейшего обучения. Но в то же время на уровне установок, мало осознаваемых и потому часто не доступных для регулирования, существуют конфликтогенные образования. Часто педагоги хоть и осведомлены о необходимости различать субъективное и объективное в отношении к представителям иных национальностей, не всегда способны влиять на выражаемое отношение, не в достаточной степени осознают и преодолевают культурные стереотипы, не во всех ситуациях согласованы их когнитивные и аффективные компоненты.

Остается проблемным вопрос о технологическом аспекте поликультурного воспитания. Многие педагоги хотели бы повысить уровень владения методами организации межкультурного взаимодействия, создания условий, в которых все учащиеся могли бы общаться на равных.

Рекомендации по созданию благоприятного коммуникативного пространства.

Развитие умения организовать продуктивное сотрудничество с представителями иных национальностей является важным направлением профессионального самосовершенствования педагогических работников как субъектов воспитания.

Первостепенное внимание необходимо обратить на аспекты формирования и транслирования учащимся позиции «толерантности и активности в отношении к представителям иных культур», тем самым создавая основу уверенности в вопросах межкультурного взаимодействия, обуславливая готовность решать возникающие конфликты, преодолевать трудности. Следует обратить внимание на когнитивно-аффективные, ценностно- нравственные переживания человека, оказавшегося в ситуации необходимости приспособления к условиям проживания в чужой стране [1]. Исследователи акцентируют внимание на феномене культурного шока, возникающего при переходе из одной культуры в другую и выражающегося во внутреннем конфликте, разрешение которого может иметь 5 способов:

- геттоизация (от слова гетто): человек, оказавшийся в условиях иной культуры, отгораживается от нее, создает свою микросреду, включающую соплеменников и сохранение собственных культурных традиций;

- ассимиляция: человек принимает культуру и ценности иной культуры, отказываясь от собственных традиций;

- промежуточный способ: включает культурный обмен и взаимодействие.

Встречает на практике сложности в реализации: требует взаимной открытости и благожелательности, что затруднительно в ситуации изначальной неравности между беженцами и коренным, обладающим полными правами населением;

- частичная ассимиляция: личность жертвует своей культурой ради положительной адаптации только частично, в отдельных сферах – на работе придерживается традиций и культурных обычаев инокультурной среды, а в семье – норм и традиций родной страны;

- колонизация: активное навязывание одной страной своей культуры другой стране по прибытию на ее территорию. Подражание, идентификация и т.д. - сильнейшие источники воспитания и усвоения новых форм поведения, особенно, когда речь идет об еще не имеющем своего опыта и соответственно устойчивой системы оценок, юношестве.

В этом отношении ответственность педагога в первую очередь заключается в транслировании определенных позиций и установок:

  1. Собственная уверенность, как представителя определенной культуры, этноса, носителя специфических традиций и ценностей. Именно комплекс неполноценности родит агрессию и искажает взаимодействие в ситуации неравноценности позиций.
  2. Умение своевременно распознавать собственные бессознательные враждебные установки и перерабатывать их энергию в направленную конструктивную активность.
  3. Установка на ценность личности, ее свойств, решений, поступков по отношении к представителям иных национальностей в противовес отдельным стихийно сформированным культурным стереотипам.
  4. Умение вовремя различать, предупреждать и преодолевать конфликты, провоцируемые национальными различиями.
  5. Опровержение мифа европоцентризма и американоцентризма, внушающего возможность превосходства одних народов над другими.
  6. Соблюдение культуры диалога, включающего согласованное взаимодействие с умением понять мотивы собеседника, принять его позицию, предугадать решения и исходы ситуации.
  7. Противодействие переходу националистических идей и чувства патриотизма в ксенофобию, как враждебность в отношении к представителям иных культур.

В работе с учащимися целесообразно обратить внимание на следующие аспекты:

  1. Повышение степени информированности в отношении разных аспектов поликультурного воспитании. Необходимо содействовать изучению культуры представителей иных национальностей, их традиций, обычаев, истории.
  2. Ресурсным потенциалом у учащегося иной культуры может стать повышенная мотивации к адаптации в новой среде, к обретению своего места для организации своего жизненного пространства на основании резервов личности.
  3. Способствовать в отношениях учащихся культурному обмену на основе сохранения своих традиций, при этом вовремя замечать и не допускать патологических вариантов реагирования (появление враждебности, стигматизации, тенденций изоляции). Содействие согласованию мотивов и восприятий в коллективе учащихся, включающем представителей иных национальностей, будет способствовать выбору ими адекватных стратегий поведения и построению коммуникативного пространства на основе терпимости и сотрудничества.

 

Использованная литература:

  1. Ионин, Л. Г. Социология культуры / Л. Г. Ионин. – М., 1996. - С. 17–20, 34–37.
  2. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996, 17.10.2004 (Решение от 17.11.2004 № 1)).
  3. Луговцева, Е. И. Формирование у учащихся умения жить в поликультурном мире: Пособие для педагогических работников общеобразовательных учреждений и учреждений внешкольного воспитания и обучения / Е. И. Луговцева. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – 192 с.
  4. Министерство иностранных дел Республики Беларусь.
Последние изменения