Пути реализации компетентностного подхода
Из опыта работы учителя математики, заместителя директора
по учебно-воспитательной работе
ГУО "Одриженская средняя школа" Ивановского района
Дзюрич Светланы Николаевны
Пути реализации компетентностного подхода (Презентация)
Современный образовательный процесс – это процесс формирования личности, личности творчески мыслящей, активной, самостоятельной. При этом главным является не объем усвоенных знаний, а их объединение с личными качествами учащихся, их умение научиться самостоятельно распорядиться своими знаниями, использовать их в жизни и на практике. Поэтому очень актуальным является вопрос формирования у учащихся ключевых компетенций посредством учебного предмета «Математика».
Ключевые компетенцииэтоумения и навыкив любой области деятельности.
Полный набор ключевых компетенций разработал А. В. Хуторской.
Чтобы формировать ключевые компетенции у учащихся педагог прежде всего сам должен владеть набором определенных профессиональных компетенций для того, чтобы:
- уметь выделить ключевые компетенции учащихся и развивать во время освоения образовательной программы по учебному предмету «Математика», определять их содержание;
-довести важность формирования ключевых компетенций до учащихся и родителей;
- оценивать достижения по ключевым компетенциям учащихся.
Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональных компетенций педагога: самообразовательная деятельность; повышение квалификации и участие в различного рода семинарах, семинарах-практикумах; работа в районных и школьных учебно-методических формированиях, творческих и проблемных группах; исследовательская деятельность; инновационная деятельность, освоение и применение новых педагогических технологий; активное участие в педагогических конкурсах, конкурсах профессионального мастерства и фестивалях различных уровней (школьный, районный, областной, республиканский); повышение квалификационной категории (аттестация) и другие.
Сегодня хочется сделать акцент на таком пути развития профессиональных компетенций и ключевых компетенций учащихся как
инновационная деятельность. Любая инновационная деятельность развивает компетенции участников образовательного процесса.
У педагогического коллектива нашей школы имеется опыт работы инновационной и экспериментальной деятельности. В 2012-2014 годах в учреждении образования был реализован республиканский экспериментальный проект «Апробация модели системного изучения факультативов в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь». Внедрение предложенной модели организации системного изучения факультативов способствовало: повышению профессиональной компетенции педагогов; расширению спектра возможностей обучающихся выбирать направления изучения факультативных занятий в соответствии с интересами, склонностями и способностями; творческой самореализации обучающихся; повышению удовлетворенности участников образовательного процесса его результатами; оптимизации управления деятельностью учреждения общего среднего образования. В рамках реализации этого проекта национальным институтом образования на базе нашей школы была организована встреча с авторами и разработчиками программ факультативных занятий и пособий для учителей и учащихся. На встрече учителя математики имели возможность пообщаться с Костюкович Натальей Владимировной, разработчиком дидактического материала факультативных занятий «Тропинками математики» и «Путешествие с математикой».
В 2017/2018 учебном году на базе государственного учреждения образования «Одрижинская средняя школа» Ивановского района началась реализация инновационного проекта «Внедрение модели тьюторского сопровождения исследовательской деятельности учащихся посредством взаимодействия учреждений общего среднего и высшего образования» (научное сопровождение проекта осуществляют: Позняков Валерий Владимирович, профессор кафедры молодёжной политики и социокультурных коммуникаций Государственного учреждения образования «Республиканский институт высшей школы», доктор философских наук, профессор; Сенченко Елена Николаевна, главный специалист управления общего среднего образования Министерства образования Республики Беларусь; Семенова Наталия Акимовна, методист высшей квалификационной категории отдела творческих методик обучения молодёжи ГУО «Академия последипломного образования).
Прежде чем продолжить разговор о проекте следует ввести такие понятия как, тьютор - это педагог, который сопровождает построение индивидуальной образовательной программы. Тьюторами в нашем проекте выступают преподаватели высших учебных заведений. Педагоги с тьюторской позицией – учителя школы. Тьюторанты – учащиеся школы.
Задачи тьютора и педагога с тьюторской позицией:
- помочь учащимся получить максимальную отдачу от учебной, исследовательской деятельности;
- давать обратную связь по выполненным заданиям;
- проводить групповые тьюториалы;
- консультировать и поддерживать ученика;
- предоставить возможность связываться с ним при необходимости посредством личного контакта, электронной почты.
В ходе реализации проекта налажено тесное сотрудничество педагогов с тьюторской позицией и тьюторов из Барановичского государственного университета (Мирошникова Юлия Фёдоровна, старшим преподавателем секции физико-математических дисциплин и информатики; Демидович Анатолий Викторович – зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, кандидат исторических наук; Шах Александр Васильевич – заведующий кафедрой информационных систем и технологий, старший преподаватель), Брестского государственного университета имени Пушкина (Бондарук Светлана Петровна – преподаватель кафедры географии и природопользования географического факультета), Брестского государственного технического университета (Дашкевич Денис Николаевич - старший преподаватель кафедры инженерных систем и экологии), Полесского государственного университета (Жук Ольга Николаевна – кандидат биологических наук, доцент кафедры биотехнологий, заведующая научно-исследовательской лабораторией прикладной и фундаментальной биотехнологии).
В школе реализуют инновационный проект 8 педагогов, педагог – психолог, 12 учащихся, 7 преподавателей высших учебных заведений.
Цель инновационного проекта: формирование культуры исследовательской деятельности учащихся посредством организации тьюторского сопровождения в процессе взаимодействия учреждений общего среднего и высшего образования.
В 2017/2018 учебном году, на начало реализации проекта был создан тьюторский клуб как основной ресурс организации исследовательской деятельности учащихся.
Тьюторский клуб – это прежде всего добровольное творческое объединение тьюторантов, педагогов с тьюторской позицией, тьюторов с учреждений высшего образования., где все решения принимаются совместно, так как участники являются равноправными партнерами.
Идея тьюторского клуба состоит в том, чтобы, эффективно сочетая педагогическую, тьюторскую и психологическую технологии работы, предоставить учащимся возможность выявления собственных интересов, а также оказывать поддержку в формировании индивидуальных образовательных планов.
Деятельность членов клуба включает в себя четыре этапа:
- Мотивация и привлечение учащихся к исследовательской деятельности, обучение всех желающих заниматься данным видом деятельности, простейшим методикам исследований по различным темам.
- Диагностирование потребностей и приоритетов учащихся, позволяющее оценить исследовательскую компетентность и направление исследования, составление индивидуальной образовательной программы.
- Реализация индивидуальной образовательной программы по выбранной теме исследовательской работы.
- Повышение тьюторантом своего уровня исследовательской компетентности посредством использования полученного опыта для тьюторского сопровождения проектной и исследовательской деятельности учащихся I ступени общего среднего образования.
С целью удовлетворения образовательных запросов учащихся участниками тьюторского клуба стали педагоги из разных предметных областей: математика, физика, информатика, биология, география, история.
Хочется отметить, что учащиеся, которые входят в состав тьюторского клуба не всегда это те учащиеся, которые изучают предмет на высоком уровни. Зачастую это учащиеся, которые занимаются на среднем и достаточном уровне.
На каждого учащегося, участника тьюторского клуба, разработана индивидуальная образовательная программа исследовательской деятельности с учетом образовательных запросов, склонностей, личных интересов, способностей и познавательных возможностей учащихся.
Эффективными формами работы тьюторского клуба стали консультации, тьюториалы (семинары), образовательные события, тренинги.
Несмотря на то, что в «Атласе педагогических профессий», который был издан БГПУ имени М. Танка в 2018 году сказано, что «тьютор» является профессией ближайшего будущего для Республики Беларусь, педагоги нашего учреждения образования на заседаниях тьюторского клуба успешно осваивают технологию тьюторского сопровождения исследовательской деятельности учащихся.
С этой целью организована работа постоянно действующего семинара «Освоение технологий тьюторского сопровождения и организации исследовательской деятельности учащихся» в рамках деятельности тьюторского клуба по следующим темам:
- Технология тьюторского сопровождения в образовательном процессе;
- Организация исследовательской деятельности учащихся;
- Разработка индивидуальных образовательных программ учащихся ;
- Технология тьюторского сопровождения как практика индивидуализации.
Помимо постоянно действующего семинара в рамках деятельности тьюторского клуба был организован ряд иных мероприятий:
для педагогов с тьюторской позицией :
- дебаты на тему «Тьюторское сопровождение исследовательской деятельности учащихся в школе: за или против?»;
- методический практикум по ведению педагогических дневников участников проект;
- семинар для педагогических работников школы «Система работы по формированию исследовательской компетенции учащихся на учебных занятиях» (из опыта работы педагогов-новаторов).
для тьюторантов:
- групповые тьюторские консультации: «Структура исследовательской работы», «Специфика оформления и защиты работ исследовательского характера по учебным предметам», «Портфолио исследователя».
На заседаниях тьюторского клуба мы обсуждаем полученные результаты и практическую значимость каждой исследовательской работы и пытаемся максимально использовать наработанные материалы в образовательном процессе. Чтобы наши учащиеся понимали, что их исследование имеет ценность для нашего учреждения образования.
С включением в инновационную деятельность изменился характер управления учреждения в целом и методической работой в частности. В целях создания условий для роста профессиональной компетентности педагогов – участников инновационного проекта была организована практико-исследовательская деятельность, направленная на реализацию тематики педагогических исследований в рамках проекта
Педагог с тьюторской позицией, учитель математики Гукова Е.С. проводит педагогическое исследование в рамках проекта по теме «Технология «Портфолио» как средство приобретения исследовательских компетенций обучающегося». Под непосредственным сопровождением педагога собрано тематическое портфолио учащегося 10 класса Михальчука Егора по теме «Решение уравнений высших порядков».
На заседании тьюторского клуба была организована презентация и публичная защита тематического портфолио.
Собранный в портфолио материал использован при написании исследовательской работы.
Члены клуба отметили, что достоинства портфолио несомненны. Это прекрасное средство углубления и оформления познавательных интересов, развития интеллектуальных рефлексивных способностей учащихся, комплексной проверки уровня усвоения учебного материала, индивидуализации обучения.
На заседании методического совета педагог с тьюторской позицией, учитель физики Устымчук Н. В. делилась опытом работы по проведению собственного исследования по теме «Развитие исследовательских компетентностей учащихся через решение физических задач»
Педагог в процессе своей педагогической деятельности убедилась в том, что научить детей решать учебные и жизненные задачи путём одностороннего изучения готовой информации невозможно. Важная роль в этом направлении отводится исследовательской деятельности учащихся. Формированию исследовательского стиля умственной деятельности, развитию исследовательских компетенций учащихся способствует решение учащимися творческих, нестандартных задач, анализ проблемных ситуаций. Учитель на протяжение учебного года создавала условия для организации учащимся образовательных событий: «эксперимент дня», «эксперимент недели». Оборудование для эксперимента выставлялось на один из рабочих столов и оно находилось там определенное время. Все желающие имели возможность поучаствовать в экспериментах. Таким образом педагогом были организованы исследования по получению электрического тока из овощей, зависимостью тока и напряжения от массы, условий их хранения и произрастания. Также сами учащиеся предложили опыты по пропускной способности овощей.
По результатам заседания методического совета педагогам школы было рекомендовано изучить опыт организации образовательного события Устымчук Н.В..
В рамках проекта учитель географии Федорук А.Г.проводит педагогическое исследование по теме «Игра как средство развития мотивации к исследовательской деятельности». Целью исследования педагога является выявление эффективности использования игры как средства формирования положительной мотивации к исследовательской деятельности учащихся.
Учитель географии Федорук А.Г. презентовал свои наработки на заседании тьюторского клуба. Федоруком А.Г. разработаны блоки краеведческих вопросов и заданий к интеллектуальной игре «Что? Где? Когда? и разработана познавательная игра «По занимательным страницам малой родины».
В рамках инновационного проекта педагог Власовец И.Н. проводит собственные исследования по теме «Особенности подготовки обучающихся к написанию исследовательской работы краеведческой направленности».
Н.также презентовала свои наработки на заседании тьюторского клуба.
Педагог в процессе своей педагогической деятельности убедилась в том, что одной из главных особенностей организации исследования является установление некоторого порядка вещей по определённому алгоритму. Как показывает практика, успешнее всего пишется работа по заданному алгоритму и такой алгоритм могут задавать логико-смысловые модели (ЛСМ).
ЛСМ позволяют быстро и качественно собрать и систематизировать материал по заданной теме, повышают эффективность выполняемой работы, активизируют мыслительную и познавательную деятельность, способствует выработке ценностного подхода к историческим событиям на малой и большой Родине.
В рамках инновационного проекта учителем биологии и химии Лагодич Г.А. выбрана тема исследования «Развитие биологической грамотности учащихся посредством исследовательской деятельности».
Изучение данной темы очень актуально в связи с усилением практической направленностью обучения. С каждым годом все больше говорится о Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), большое количество стран принимает участие в данной программе. Беларусь также включилась в данную программу. PISA оценивает грамотность учащихся и умение применять знания на практике. Повышая биологическую грамотность, т.е. знания в сфере биологии, через исследовательскую деятельность, учащийся не только учится сам добывать теоретические знания, он усваивает их в ходе практической деятельности.
Как видим, деятельность педагогов с тьюторской позицией направлена на реализацию компетентносного подхода в образовании. В нащем случае именно инновация способствует развитию умений и навыков исследовательской деятельности.
Вырисовывается логическая цепочка. Компетентностный подход в образовательной деятельности направлен на формирование компетенций учащихся → формирование компетенций реализуется через организацию деятельности учащихся → деятельность учащихся наиболее эффективна, если есть интерес (мотивация) у детей → интерес у детей можно вызвать через проблемную ситуацию → решение проблемных ситуаций способствует развитию умений и навыков исследовательской деятельности.
Участие педагогов в реализации проекта способствует формированию эффективного инновационного опыта, который транслируется педагогами-инноватиками в качестве обучающего ресурса всему педагогическому коллективу на педагогических и методических советах, семинарах, заседаниях учебно-методических объединений, проводимых в учреждении образования.
На сегодняшний день нет определенных методик диагностики развития ключевых компетенций обучающихся. Однако, проведя мониторинг успешности каждого из членов тьюторского клуба , можно уверенно сказать, что работа над учебным исследованием явилась мощным толчком их развития. Успешное формирование ключевых компетенций учащихся прослеживается по результативности выступления их на областной НПК в этом учебном году (пять работ из шести отмечены дипломами) и одна работа отмечена диплом первой степени на республиканском конкурсе исследовательских работ.
Приходим к выводу. Ключевые компетенции учащихся формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательную среду в школе мы выстраиваем таким образом, чтобы учащиеся оказывались в ситуациях, способствующих их становлению.