Методические рекомендации по удалённому обучению (начальная школа)

Уважаемые педагоги!

В необычном формате начинается IV четверть 2020 года в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь. В связи с усилением мер борьбы с распространением коронавируса с 20 апреля 2020 года школы переходят на обучение учащихся в удалённом режиме.

Удалённое обучение – это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Урок в удалённом режиме – это не тот же школьный урок в сорок минут. Здесь другие подходы, другие принципы. Учителям необходимо изменить подготовку к урокам, развить у себя новые компетенции. Конечно, это непросто, потому что у учителей школ нет достаточного опыта обучения учащихся в удалённом режиме.

Как учителю организовать обучение, чтобы учащиеся начальной школы были готовы самостоятельно овладевать знаниями и нести ответственность за свои действия?

Одним из инструментов выстраивания образовательной траектории самостоятельного обучения учащихся могут быть маршрутные листы.

Что такое “Маршрутный лист”? Это программа действий ученика по самостоятельному изучению материала урока. В маршрутный лист включается алгоритмизированная система заданий – действий, направленных на усвоение учебной темы от репродукции к творческим действиям.

Создание индивидуальных общеобразовательных маршрутов стоит больших затрат времени и усилий, но по ним очень удобно и четко прослеживать динамику успехов и неудач учащегося в условиях обучения в удалённом режиме. Маршрутные листы предполагают продвижение учащихся к единой цели индивидуальными путями – маршрутами различной степени сложности.

При применении маршрутных листов учителю отводится не назидающая и контролирующая роль, а роль проводника.

Маршрутные листы позволяют:

  • эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения;
  • решить сразу несколько задач: изучить новый материал, закрепить, выполняя практическую работу, включающую разные виды упражнений, углубить знания, провести контроль;
  • позволяют активизировать образовательный процесс в условиях удалённого обучения учащихся;
  • качественнее организовывать самостоятельную работу учащихся.

«Маршрутный лист» - ценный и интересный ресурс, который, на наш взгляд, должен соответствовать следующим параметрам:

  1. Объем и задания “маршрутного листа” и их количество определяется:

– степенью сложности материала, темы;

– особенностями и потребностями класса;

– общим состоянием уровня обученности;

– степенью сформированности навыков самостоятельной учебной деятельности.

  1. Целеполагание. В начале каждого «маршрутного листа» перед учащимся необходимо ставить цель на урок, или предложить ему самому определить цель (учитываем возрастные особенности детей).
  2. Дифференцированный подход. Учащиеся все разные по уровню успеваемости, поэтому желательно в «маршрутном листе» прописывать дополнительные задания для тех, кто желает познать больше.
  3. Оценивание. При обучении в удалённом режиме учитель не имеет возможности постоянно оценивать действия учащегося, поэтому в «маршрутном листе» после каждого задания необходимо продумывать приемы самооценивания выполненных заданий учащимся.
  4. Рефлексия. Необходимо, чтобы в «маршрутном листе» были прописаны приемы рефлексии, которые помогут ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.

Мы предлагаем вам разработки «маршрутных листов» по основным предметам в нескольких вариантах. Рекомендуем выбрать наиболее оптимальный и приемлемый для вас вариант маршрутного листа и использовать его для удаленного обучения учащихся (Приложения 1-6).

С целью оптимизации образовательного процесса в создавшейся эпидемиологической обстановке в помощь учителям начальной школы творческими учителями области разработан и предложен для  удаленного обучения учащихся следующий дидактический материал:

  • тренажёры и тесты по учебным предметам: белорусский язык, русский язык, математика;
  • видеоуроки по предмету «Мая Радзіма – Беларусь»;
  • презентации по учебному предмету «Человек и мир»;
  • авторские электронные пособия, мультимедийные ресурсы, тренажёры по математике, белорусскому языку, литературному чтению (автор – Ляхович А.Ф., учитель-методист ГУО «Коссовская средняя школа» Ивацевичского района);
  • интерактивные игры и викторины.

Рекомендации от Ляхович Аллы Фёдоровны:

Для уроков в 4 классе предлагаю использовать созданный мною сайт: «Мая Радзіма — Беларусь»

Для работы в первом классе может помочь мой личный блог: «Планета ПЕРВОклассных ребят»

Для работы во втором классе предлагаю использовать разработанные онлайн-уроки, размещённые на моём личном сайте: «Планета ВТОРОклассников»

Для педагогов, у которых есть желание и необходимость самостоятельно создавать онлайн-уроки, рекомендую использовать материалы сайта: «Беларусазнаўца»


Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Последние изменения