Елец Галина Михайловна,
директор ГУО “Хомская средняя школа”
«Главный вопрос в воспитании заключается не столько в том, как воспитывать, а в том, как жить». Это слова Л.Н.Толстого - писателя, философа, педагога. Сказанные более ста лет назад, они современны и сегодня. Государство доверило школе самую важную миссию - воспитание Человека. Это означает, что педагог должен содействовать воспитанию в молодом поколении любви ко всему прекрасному, истинному; должен развивать в юношестве ту благороднейшую чистоту души, которая идёт от мысли и глубины чувств. В формировании личности, её человеческого достоинства, любви к своему Отечеству и человечеству вообще определяющую роль играет гражданское и патриотическое воспитание. А, значит, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего региона, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина.
Патриотизм не является наследственным качеством, а формируется и развивается в процессе жизни. Чтобы иметь нравственно здоровое поколение, необходимо воспитывать его в духе патриотизма, гражданственности, начиная с раннего детства. Человека, гражданина воспитывают не только школа и общество, но и в первую очередь - семья. В нашей школе на протяжении уже многих лет хорошо налажена работа семейного воспитания, представляющая собой целостную систему деятельности детского и педагогического коллективов, которая формирует навыки сотрудничества детей, учителей, родителей. Это содействует тому, чтобы начальное звено образования стало фундаментом развития ребёнка.
Гражданское и патриотическое воспитание является приоритетным в работе учителей начальных классов. В ходе изучения школьных предметов, участвуя в различных воспитательных мероприятиях, ребята приобретают знания о своём народе, об историческом пути нашей родины, региона, знакомятся с отличительными чертами характера белорусов. На уроках «Мая Радзіма - Беларусь» и «Человек и мир», а также на внеклассных мероприятиях формируется творческая личность учащегося, тонко чувствующего красоту родной земли, необходимость оберегать её природные богатства, с уважением относиться к её истории и культуре. Неоценимую помощь в ознакомлении ребят с родиной, в формировании у них патриотических и нравственных ценностей оказывает подарок Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко первокласснику - книга «Беларусь - наша Радзіма».
Неисчерпаемый материал для формирования у детей патриотических чувств дают события Великой Отечественной войны. Особенно актуально это было в прошлом учебном году, поскольку 2019 год - это год 75-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, а 2020 год – год 75-летия Великой Победы. Как заставить ребят переживать, впитывать в себя высокие нравственные ценности военного времени? Как помочь им понять трудности и тяготы, которые выпали на долю военного поколения? Ответы на эти вопросы дают встречи с ветеранами. На протяжении многих лет школа поддерживает тесную связь с советом ветеранов сельского совета, поэтому ветераны, малолетние узники концлагерей, труженики тыла – частые гости в школе. С их участием проводятся уроки мужества, классные часы, встречи поколений. 9 мая традиционно проводится Вахта памяти, посвящённая Дню Победы. Учащиеся V-XI классов оказывают посильную шефскую помощь 1 семье ветерана Великой Отечественной войны, 2 семьям малолетних узников, а также 12 одиноким престарелым людям. Война была для многих испытанием на человечность, на верность Родине. Важно понять, что «живым истоком культуры для молодёжи сегодня может стать именно духовный опыт старших поколений». В школе стали традиционными акции «Ветеран живет рядом», «Дом без одиночества», «Дорогами освобождения».
Мы понимаем, что нельзя воспитать патриота, обращаясь к духовному миру ребёнка только в красные дни календаря. Поэтому учащиеся школы принимают самое активное участие и в ряде других акций, в том числе проводимых под знаком Года малой родины. В 2016 году в школе стартовал проект «Земля отцов дала им право…» Основная его цель – посильное участие ребят в благоустройстве деревни, школьной территории, территории возле памятников и мест захоронений, реализация их творческого и познавательного потенциала в подготовке и проведении общественно полезных дел, встреча с известными выпускниками школы разных лет выпуска. В рамках проекта проводятся экскурсии и походы, классные часы, уроки мужества, встречи, совместные проекты выпускников и учащихся школы. Каждый этап завершается итоговым мероприятием.
Одной из эффективных форм патриотического воспитания, приобщения школьников к духовному наследию народа являются походы и экскурсии по родному краю. Туристические и экскурсионные маршруты проходят через места, которые раскрывают героические страницы прошлого нашего народа: Курган Славы, Хатынь, Брестская крепость. С большим удовольствием посещают ребята Минск, Брест, Беловежскую пущу, Мир, Несвиж, Кобрин, Берёзу, Жировичи, а также близлежащие музеи «Бездежский фартушок», этнографический музей д.Мотоль Ивановского района, музей боевой славы г.Дрогичина, музей им. Удовикова г.Дрогичина.
Воспитанию гражданских качеств личности и патриотизма, укреплению исторического сознания и чувства гордости учащихся за школу, её выпускников, деревню, в которой они живут, способствуют многочисленные стенды, фотоподборки и другая наглядная агитация. «Тут сэрцу дзіцячаму цёпла», «Ваш труд – залог нашего будущего». В рекреации второго этажа, где у нас находится идеологический зал и проходят торжественные мероприятия, разместилась экспозиция «Ордена и медали Беларуси», где находится информация о тружениках Дрогичинщины, награждённых государственными наградами, а также экспозиция «Герои Беларуси». Немногим далее размещён стенд, посвящённый ветеранам ВОВ, затем стенд «Они служат Отечеству» - о выпускниках школы, связавших свою жизнь с вооружёнными силами РБ. Следующая панорама стендов объединилась под общим названием «Беларусь сегодня». Здесь помещена информация об агрогородке Хомск, районе, области, республике. Жизнь и достижения членов общественных объединений отражены на панораме стендов «Детские и молодёжные общественные объединения».
В рамках национального воспитания в школе создан кабинет этнографии и фольклора, где особое внимание уделяется развитию национальных традиций нашего региона. С целью грамотной профессиональной подготовки учащихся в школе создан кабинет профориентации. Работа, проводимая психологом школы, классными руководителями 9, 11 классов позволила ученикам правильно выбрать профессию, определиться с поступлением в УПТО, ССУЗы, ВУЗы, согласно своим способностям.
Сегодня, в эпоху обострения международных отношений и национальных конфликтов, экологических катастроф и социально-экономической нестабильности, политическая информированность стала не только залогом социальной адаптации, профессиональной пригодности и гражданской компетентности личности, но и проблемой выживания для каждого. Значимость информационных часов невозможно переоценить. Их задача - помочь учащимся сориентироваться в потоке событий, выработать гражданскую позицию, почувствовать собственную социальную значимость, научить отстаивать личные интересы с учётом социальной безопасности. В школе разработан план информационно-пропагандистской работы, составлены методические рекомендации по проведению тематических и обзорных информационных часов. В помощь педагогам и учащимся создан информационно-коммуникационный центр.
Воспитание активной жизненной позиции у молодых людей, формирование гражданина и патриота, социально значимой личности мы связываем с деятельностью в школе детских и молодёжных общественных объединений – БРПО и БРСМ. На конец учебного года 98,6% учащихся школы являлись членами общественных объединений. Ориентирование на знания, старательный труд, на творческий подход, на человечность и добро – вот те истины, что прописаны в деятельности общественных объединений, и которые сопровождают ребят в этих объединениях.
Вопросы воспитательной и идеологической работы постоянно находятся в центре внимания педагогического коллектива и находят своё отражение в каждом воспитательном мероприятии. Привитие интереса к прошлому нашей Родины и региона, наличие у учащихся потребности в осознании себя как частицы своего народа в активных действиях во имя общественно значимой цели – все эти качества формируются на различных мероприятиях. Среди них особое место занимает торжественное вручение паспортов и книги «Я – гражданин Республики Беларусь», торжественные линейки, посвящённые приёму учащихся в ряды детских и молодёжных общественных объединений, мероприятие «ШАГ».
В результате целенаправленной работы по гражданскому, патриотическому воспитанию, которое систематически осуществляется в урочной и внеурочной деятельности, наши учащиеся являются призёрами целого ряда районных и областных конкурсов, участниками республиканских.
Мы, как и наши ученики, гордимся сегодня нашей школой. Мы ценим то, что имеем. Мы будем и далее работать, и воспитывать своих учеников по принципу, изложенному словами известного белорусского поэта Сергея Граховского: “Жыві, шукай, усё рабі як след, каб на Радзіме твой застаўся след”.