Опыт работы школы по сохранению и укреплению региональных традиций

Елец Галина Михайловна,
директор ГУО
 “Хомская средняя школа”

(Смотреть презентацию)

«Главный вопрос в воспитании заключается не столько в том, как воспитывать, а в том, как жить». Это слова Л.Н.Толстого - писателя, философа, педагога. Сказанные более ста лет назад, они современны и сегодня. Государство доверило школе самую важную миссию - воспитание Че­ловека. Это означает, что педагог должен содействовать воспитанию в молодом поколении любви ко всему прекрасному, истинному; должен развивать в юношестве ту благороднейшую чистоту души, которая идёт от мысли и глубины чувств. В формировании личности, её человеческого достоин­ства, любви к своему Отечеству и человечеству вообще определяющую роль играет гражданское и патриотическое воспитание. А, значит, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего региона, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина.

Патриотизм не является наследствен­ным качеством, а формируется и развива­ется в процессе жизни. Чтобы иметь нравственно здоровое поколение, необходимо воспитывать его в духе патриотизма, граж­данственности, начиная с раннего детства. Человека, гражданина вос­питывают не только школа и общество, но и в первую очередь - семья. В нашей школе на протяжении уже многих лет хорошо налажена работа семейного воспитания, представляющая собой целос­тную систему деятельности детско­го и педагогического коллективов, которая формирует навыки сотрудничества детей, учителей, родителей. Это содейству­ет тому, чтобы начальное звено образова­ния стало фундаментом развития ребёнка.

Гражданское и патриотическое воспи­тание является приоритетным в работе учителей начальных классов. В ходе изучения школьных предме­тов, участвуя в различных воспитательных мероприятиях, ребята приобретают знания о своём на­роде, об историческом пути нашей родины, региона, знакомятся с отличительными чертами ха­рактера белорусов. На уроках «Мая Радзіма - Беларусь» и «Человек и мир», а также на внеклассных мероприятиях форми­руется творческая личность учащегося, тон­ко чувствующего красоту родной земли, необходимость оберегать её природные бо­гатства, с уважением относиться к её исто­рии и культуре. Неоценимую помощь в ознакомлении ребят с родиной, в формировании у них пат­риотических и нравственных ценностей ока­зывает подарок Президента Республики Бе­ларусь А.Г.Лукашенко первокласснику - книга «Беларусь - наша Радзіма».

Неисчерпаемый материал для форми­рования у детей патриотических чувств дают события Великой Отечественной вой­ны. Особенно актуально это было в прошлом учебном году, поскольку 2019 год -  это год 75-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, а 2020 год – год 75-летия Великой Победы. Как заставить ребят переживать, впи­тывать в себя высокие нравственные цен­ности военного времени? Как помочь им понять трудности и тяготы, которые выпа­ли на долю военного поколения? Ответы на эти вопросы дают встречи с ветеранами. На протяжении многих лет школа под­держивает тесную связь с советом ветера­нов сельского совета, поэтому ветераны, малолетние узники концлагерей, труженики тыла – частые гости в школе. С их участием проводятся уроки мужества, классные часы, встречи поколений. 9 мая традиционно проводится Вахта памяти, посвящённая Дню Победы.   Учащиеся V-XI классов оказывают посильную шефскую помощь 1 семье ветерана Ве­ликой Отечественной войны, 2 семьям малолетних узников, а также 12 оди­ноким престарелым людям. Война была для многих испытанием на человечность, на верность Родине. Важно понять, что «живым истоком культуры для молодёжи сегодня может стать именно духовный опыт старших поколений». В школе стали традиционными акции «Ветеран живет рядом», «Дом без одиночества», «Дорогами освобождения».

Мы понимаем, что нельзя воспитать патриота, обращаясь к духовному миру ре­бёнка только в красные дни календаря. По­этому учащиеся школы принимают самое активное участие и в ряде других акций, в том числе проводимых под знаком Года малой родины. В 2016 году в школе стартовал проект «Земля отцов дала им право…» Основная его цель – посильное участие ребят в благоустройстве деревни, школьной территории, территории возле памятников и мест захоронений, реа­лизация их творческого и познавательного потенциала в подготовке и проведении об­щественно полезных дел, встреча с известными выпускниками школы разных лет выпуска. В рамках проекта проводятся экскурсии и походы, классные часы, уроки мужества, встречи, совместные проекты выпускников и учащихся школы. Каждый этап завершается итоговым мероприятием.

Одной из эффективных форм патрио­тического воспитания, приобщения школь­ников к духовному наследию народа явля­ются походы и экскурсии по родному краю. Туристические и экскурсионные маршруты проходят через места, которые раскрыва­ют героические страницы прошлого наше­го народа: Курган Славы, Хатынь, Брестская крепость. С большим удовольствием посещают ребята Минск, Брест, Беловежскую пущу, Мир, Несвиж, Кобрин, Берёзу, Жировичи, а также близлежащие музеи «Бездежский фартушок», этнографический музей д.Мотоль Ивановского района, музей боевой славы г.Дрогичина, музей им. Удовикова г.Дрогичина.

Воспитанию гражданских качеств личности и патриотизма, укреплению исторического сознания и чувства гордости учащихся за школу, её выпускников, деревню, в которой они живут, способствуют многочисленные стенды, фотоподборки и другая наглядная агитация. «Тут сэрцу дзіцячаму цёпла», «Ваш труд – залог нашего будущего».  В рекреации второго этажа, где у нас находится идеологический зал и проходят торжественные мероприятия, разместилась экспозиция «Ордена и медали Беларуси», где находится информация о тружениках Дрогичинщины, награждённых государственными наградами, а также экспозиция «Герои Беларуси». Немногим далее размещён стенд, посвящённый ветеранам ВОВ, затем стенд «Они служат Отечеству» - о выпускниках школы, связавших свою жизнь с вооружёнными силами РБ. Следующая панорама стендов объединилась под общим названием «Беларусь сегодня». Здесь помещена информация об агрогородке Хомск, районе, области, республике. Жизнь и достижения членов общественных объединений отражены на панораме стендов «Детские и молодёжные общественные объединения».

В рамках национального воспитания в школе создан кабинет этнографии и фольклора, где особое внимание уделяется развитию национальных традиций нашего региона. С целью грамотной профессиональной подготовки учащихся в школе создан кабинет профориентации. Работа, проводимая психологом школы, классными руководителями 9, 11 классов позволила ученикам правильно выбрать профессию, определиться с поступлением в УПТО, ССУЗы, ВУЗы, согласно своим способностям.

Сегодня, в эпоху обострения междуна­родных отношений и национальных кон­фликтов, экологических катастроф и социально-экономической нестабильности, политическая информированность стала не только залогом социальной адаптации, профессиональной пригодности и граждан­ской компетентности личности, но и про­блемой выживания для каждого. Значи­мость информационных часов невозможно переоценить. Их задача - помочь учащим­ся сориентироваться в потоке событий, вы­работать гражданскую позицию, почувство­вать собственную социальную значимость, научить отстаивать личные интересы с учё­том социальной безопасности. В школе разработан план информационно-пропагандистской работы, составлены методические рекомендации по проведению тематических и обзорных информационных часов.  В помощь педагогам и учащимся создан информационно-коммуникационный центр.

Воспитание активной жизненной позиции у молодых людей, формирование гражданина и патриота, социально значимой личности мы связываем с деятельностью в школе детских и молодёжных общественных объединений – БРПО и БРСМ. На конец учебного года 98,6% учащихся школы являлись членами общественных объединений.  Ориентирование на знания, старательный труд, на творческий подход, на человечность и добро – вот те истины, что прописаны в деятельности общественных объединений, и которые сопровождают ребят в этих объединениях.

Вопросы воспитательной и идеологической работы постоянно находятся в центре внимания педагогического коллектива и находят своё отражение в каждом воспитательном мероприятии. Привитие интереса к прошлому нашей Родины и региона, наличие у учащихся потребности в осознании себя как частицы своего народа в активных действиях во имя общественно значимой цели – все эти качества формируются на различных мероприятиях. Среди них особое место занимает торжественное вручение паспортов и книги «Я – гражданин Республики Беларусь», торжественные линейки, посвящённые приёму учащихся в ряды детских и молодёжных общественных объединений, мероприятие «ШАГ».

В результате целенаправленной работы по гражданскому, патриотическому воспитанию, которое систематически осуществляется в урочной и внеурочной деятельности, наши учащиеся являются призёрами целого ряда районных и областных конкурсов, участниками республиканских.

Мы, как и наши ученики, гордимся сегодня нашей школой. Мы ценим то, что имеем. Мы будем и далее работать, и воспитывать своих учеников по принципу, изложенному словами известного белорусского поэта Сергея Граховского: “Жыві, шукай, усё рабі як след, каб на Радзіме твой застаўся след”.

Последние изменения