Региональная система сотрудничества

Силюк Наталья Ивановна,
заведующий Дрогичинским РУМК

Деятельность Дрогичинского районного учебно-методического кабинета осуществляется в соответствии с планом работы на год и направлена на развитие педагогических инициатив, творчества и профессионального мастерства, обеспечивающих качество образования, рост профессиональной компетентности педагогов района и способствует решению следующих задач:

  • создание условий для удовлетворения информационных, учебно-методических, организационно-педагогических и образовательных запросов учреждений образования, педагогических и руководящих кадров района;
  • учебно-методическое, информационное, организационно-содержательное сопровождение образовательного процесса в межкурсовой период; координация деятельности по непрерывному повышению квалификации педагогических кадров;
  • обеспечение индивидуализации работы с педагогическими кадрами в межкурсовой период, способствующей повышению профессиональной компетентности, мотивации на участие в освоении эффективной педагогической практики;
  • совершенствование образовательного процесса по учебным предметам с учетом рекомендаций по итогам республиканского мониторинга качества общего среднего образования, анализа республиканских контрольных;
  • изучение, обобщение и распространение образцов эффективной педагогической практики в районе, совершенствование работы с банками педагогических идей и разработок;
  • изучение состояния системы дошкольного, общего среднего, внешкольного образования; анализ и обобщение информации об основных показателях её развития с целью коррекции образовательного процесса и прогнозирования путей развития.

Для реализации данных целей, с учётом изучения и анализа профессиональных, информационных запросов работников системы образования ежегодно формируется методическая сеть, которая являются одной из составляющих региональной модели сотрудничества районного учебно-методического кабинета и учреждений образования района.  В 2020  году в районе действует 48 методических формирований (34 районных учебно-методических объединений, 6 школ, 2 творческие группы 2 консультационных пункта, 4 постоянно действующих семинара). Ежегодно методическая сеть изменяется, что позволяет более дифференцированно оказывать методическую помощь и поддержку педагогическим кадрам района, учитывая их стаж, категорию, интересы и педагогические затруднения. Деятельность учебно-методических формирований (проведено более 190  заседаний) имеет конкретные практические выходы в виде технологических карт уроков, творческих отчетов, презентаций, рекомендаций, памяток; эффективность их реализации отслеживалась на практике.

Вместе с отработанными формами педагогического взаимодействия («круглый стол», семинар-практикум, теоретический семинар, консультация) руководители районных учебно-методических формирований применяют интерактивные и смешанные (с использованием онлайн форматов) формы работы, такие как деловая игра, педагогическая мастерская, мастер-класс, квест, тренинг, практикум и др.

Одним из направлений методической работы является сопровождение педагогических работников в аттестационный период. Проделанная работа по мотивации педагогов и развитию их компетенций, связанных с обобщением собственного педагогического опыта, позволила добиться следующих результатов в 20219/20202 учебном году повысили категории 107 педагогических работников, из них 52 на высшую квалификационную категорию.

С целью повышения эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывного совершенствования профессионального уровня и педагогического мастерства педагогов в районе работает методический совет. На заседаниях методического совета разработаны положения профессиональных конкурсов педагогов, фестивалей (Методическая весна 2020, конкурс методических объединений учителей начальных классов, районный конкурс «Учитель года» и др.) рассмотрены вопросы: «Об организации методической работы  в 2019/2020 учебном году», «О результате республиканского мониторинга по учебным предметам», «Об итогах аттестации педагогических и руководящих работников за 2019/2019 учебный год», «Об организации работы с молодыми специалистами», согласованы планы работы районных методический формирований.

Одним из направлений работы районного методического совета является обобщение эффективного педагогического опыта. Обобщен опыт более 30 педагогов района, по итогам издаются методические вестники.

Одним из стратегических направлений в образовании Дрогичинского района является инновационная деятельность. З учреждения образования района вовлечены в инновационную деятельность:Средняя школа №1 г.Дрогичина «Внедрение модели Республиканского инновационного центра как компонента единого образовательного пространства», Средняя школа №2 г.Дрогичина «Укараненне этнакультурных тэхналогій дзеля пашырэння і ўзбагачэння адукацыйнага асяроддзя ўстановы адукацыі», Гимназия г.Дрогичина «Внедрение модели формирования цифровых компетенций участников образовательного процесса».  В инновационную деятельность вовлечено 39 работников.

В течение года методистами Дрогичинского районного учебно-методического кабинета для оказания практической адресной помощи педагогическим коллективам  учреждений образования осуществляются методические выезды во все учреждения образования района.

С целью оказания методической помощи педагогическим работникам методистами систематически изучаются вопросы состояния преподавания учебных предметов, использования в практике работы педагогическими работниками эффективных личностно-ориентированных, здоровьесберегающих технологий, организации методической работы в учреждениях образования, а также ее результативность. В течение года работники учебно-методического кабинета готовят свыше 60 вопросов на заседания совета отдела и совещания при начальнике. Ежегодно изучается деятельность 4 учреждений образования, проверяется выполнение рекомендаций, данных в ходе изучения деятельности учреждений образования.

Неотъемлемой частью работы Дрогичинского районного учебно-методического кабинета является работа по становлению молодого педагога. В 2020 году в учреждения образования района направлено 11 педагогов. Главной целью работы с молодыми специалистами являлось создание условий для адаптации молодых педагогов в педагогическом, ученическом и родительском социуме, оказание им помощи в овладении основами профессионального мастерства, формирование у них потребности в непрерывном самообразовании. Работа с данной категорией педагогов проводилась в форме индивидуальных консультаций.

Дрогичинским районным учебно-методическим кабинетом ведутся банки данных по использованию современных образовательных технологий педагогическими работниками района, обобщению эффективной педагогической практики в учреждениях образования района, одаренных детей.

В районе имеется хороший творческий потенциал педагогов, о чем свидетельствуют банк данных эффективного педагогического опыта. Адреса эффективного педагогического опыта постоянно пополняются и реализуются через открытые учебные занятия, мастер-класс, семинары, выступления на педагогических советах.

В районе ведется работа по выявлению, поддержке, развитию и социализации одаренных детей. Традиционными формами в работе с талантливыми и одаренными детьми в районе стали предметные олимпиады, конкурсы, исследовательская и проектная деятельность.

Роль учебно-методического кабинета заключается в организации олимпиад, конкурсов и исследовательских конференций и последующем анализе их результатов.  В данном направлении имеются  определенные результаты:

в 2020 году учащиеся Дрогичинского района награждены 11 дипломами областной конференции (конкурс исследовательских работ) учащихся «С наукой в будущее» (+1 к 2019 году), на республиканском уровне учащиеся района награждены 2 наградами (+2 к 2019 году).

На областном этапе Республиканской олимпиады учащиеся района получили 3 диплома, в республиканском этапе учащиеся района участия не принимали.

Информация обо всех проводимых районным учебно-методическим кабинетом мероприятиях регулярно находит своё отражение на сайте отдела по образованию.

Особенностью региональной модели сотрудничества районного учебно-методического кабинета  учреждений образования района является ежегодное проведение фестиваля педагогических идей «Методическая весна», с целью повышения профессиональной компетентности педагогов, обобщения и распространения эффективного педагогического опыта. Фестиваль является своеобразным итогом методической работы в учебном году, собирает творчески работающих педагогов района, расширяет диапазон профессионального общения педагогов.

Таким образом, существующая региональная модель сотрудничества районного учебно-методического кабинета с учреждениями образования позволила сформировать единое методическое пространство в регионе и решать поставленные задачи.

Последние изменения