Методическое сопровождение специального образования

Сергейчик Валентина Андреевна,
директор ГУО «Дрогичинский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

Смотреть презентацию

Специальное образование является неотъемлемой частью системы образования. Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее-ЦКРОиР) как координатор деятельности системы обеспечивает стратегию развития, условия для совершенствования профессионального развития и самореализации педагогов. Специалисты ЦКРОиР – в постоянном творческом поиске путей профессионального развития, совершенствования форм методической работы, эффективных приемов, форм и методов, с помощью которых каждый ребенок с особенностями психофизического развития может максимально раскрыть свои возможности.

Сложилась система методического сопровождения, включающая три направления: теоретическое (информационное), практическое (консультативно-методическое) и результативное (проектно-методическое).

В основе организации методической работы используется традиционный подход. Для расширения профессиональных знаний, методических компетенций функционируют районные методические формирования педагогов специального образования: районное учебно-методическое объединение учителей-дефектологов пунктов коррекционно-педагогической помощи и районное учебно-методическое объединение учителей-дефектологов классов интегрированного обучения и реабилитации. С целью информационно-методической поддержки учителей, реализующих образовательный процесс при получении специального образования на дому и не имеющих специального образования, организована работа консультационного пункта. Для профессиональной адаптации молодых педагогов работает школа молодого учителя-дефектолога. Значимое место отводится семинарам различных видов, во время которых широко используются разные диалогические формы и методы коллективной деятельности: дискуссии, дебаты, кластеры, SWOT-анализ. Уверенное место занимают дистанционные формы: вебинары, онлайн-консультирование.

В практике обучения эффективной педагогической деятельности приоритет отдаем интерактивным формам работы, активизирующим теоретические и практические умения: методический мост, аукцион педагогических идей, брифинг, мастер-класс, урок педагогического мастерства.

Эффективная форма методического сопровождения – методические дни на базе учреждений образования, в ходе которых специалисты ЦКРОиР посещают уроки учителей-дефектологов, учителей-предметников, проводят индивидуальные консультации, что позволяет обеспечить комплексный подход в решении профессиональных проблем.

С целью развития творческого потенциала педагогов для разработки практических материалов по актуальным проблемам обучения детей с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) создаются творческие группы. Стимулируют творческую инициативу методические выставки, конкурсы.

Ключевыми критериями эффективной методической работы являются три составляющих: идея, ее реализация и распространение эффективного педагогического опыта. Осуществляя методическое сопровождение, специалисты ЦКРОиР отмечали, что каждого педагога интересные методические наработки, но имеются трудности их описания, пассивное отношение к обмену опытом, отсутствие системы работы по обобщению и распространению опыта. Пришли к выводу: с целью решения задач диссеминации педагогического опыта необходимо значимое профессиональное событие, которое даст педагогам возможность поделиться профессиональными открытиями, представить систему педагогической деятельности, «показать в действии» интересные методы и приемы работы. Так для подведения итогов методической работы  зародилась идея проведения районного методического фестиваля педагогических идей под девизом «Поиск. Творчество. Развитие», который стал межрегиональной презентационной площадкой.

В соответствии с положением к участию приглашаются педагоги, авторские коллективы учреждений образования, реализующие образовательные программы специального образования, осуществляющие оказание коррекционно-педагогической помощи детям с ОПФР независимо от стажа работы, подавшие заявку. Фестиваль проводится в 2 этапа. Первый (отборочный) заочный – описание и предоставление материалов эффективной педагогической практики в различных номинациях. Второй этап – презентация творческой работы, подведение итогов и награждение.

На первый фестиваль «Использование современных образовательных технологий специального образования» представлено 19 творческих работ в 4 номинациях: технологии в образовании детей дошкольного возраста, в образовании детей с интеллектуальной недостаточностью, технологии коррекционной работы, работа с семьей. На заключительном этапе участники работали в двух секциях. Представлен опыт работы использования игровых, здоровьесберегающих технологий с обучающимися с особенностями психофизического развития. Завершился фестиваль мастер-классом финалистов областного этапа 5 Республиканского конкурса «Современные технологии в специальном образовании».

В 2015 году стартовал 2 методический фестиваль «Специальное образование – эффективный педагогический опыт». Задачи фестиваля: развитие творческой деятельности по обновлению содержания образовательного процесса. Выделены новые номинации «Дидактические пособия, игры», «Мой лучший урок, занятие», «Формирование толерантного отношения к детям с ОПФР».

Представлено 28 творческих работ. Эффективный опыт использования нетрадиционных техник и методик, методов и приемов коррекционной работы с детьми с ОПФР. Широко представлена номинация «Дидактические пособия, игры» интересные педагогические находки при изготовлении дидактических пособий, игр-самоделок.

Актуален опыт по профессиональной ориентации выпускников, опыт по формированию толерантного отношения к лицам с ОПФР.

3 фестиваль «Адаптивная образовательная и коррекционно-развивающая среда для детей с ОПФР» решал задачи выявления и распространения лучшего опыта работы по созданию адаптивной образовательной среды для детей с ОПФР. Ярким, запоминающимся стал заключительный этап – творческая презентация – защита концепции организации среды. Определены лучшие структуры специального образования. Участники приобрели множество творческих идей по совершенствованию адаптивной среды.

Апрель 2017 года состоялся 4 фестиваль «От самообразованию – к распространению эффективного педагогического опыта» – творческий отчет педагогов по самообразованию (25 педагогов из 15 учреждений). Отмечается активное участие учителей классов интегрированного обучения и воспитания, представлен опыт использования эффективных приёмов по развитию учебной мотивации учащихся с ОПФР.

За практическую и социальную значимость отмечены проекты «Милосердие», «Учимся жить вместе» педагогов ЦКРОиР, Антопольской вспомогательной школы, направленные на социализацию детей с ОПФР. Победители – авторский коллектив группы интегрированного обучения и воспитания, адаптировавшие методику Воскобовича в работе с детьми с ОПФР.

5 юбилейный фестиваль 2018 года приобрел статус межрегионального. Приняли участие финалисты областного этапа VI республиканского конкурса «Современные технологии в специальном образовании» Пинского, Березовского, Ганцевичского района. Расширился круг участников – 32 педагога.

Открытием фестиваля стала новая номинация – «Научу за пять минут», в которой педагоги предложили научить тому, чем владеют в совершенстве: как повысить эффективность работы с детьми с нарушениями речи, используя различные приемы.

В 2019 фестиваль приобрел новый формат проведения – аукцион педагогических идей. Творческие идеи использования эффективных приемов коррекционной работы с детьми с ОПФР представили учителя-дефектологи Ганцевичского района, ЦКРОиР «Стимул» г. Бреста, вспомогательной школы г. Бреста. Дистанционно приняли участие учителя-дефектологи Каменецкого и Малоритского района.

Фестиваль стал доброй традицией, эффективной формой тиражирования педагогического опыта. Практика проведения фестиваля доказала возможность его использования как средства воздействия на профессиональный рост педагогов, развитие творческих инициатив, рефлексивных компетенций.

В рамках фестиваля обобщен опыт 17 педагогов. Увеличилось количество педагогов, внедряющих современные образовательные технологии, проектную деятельность.

Словарь русского языка Ожегова трактует слово фестиваль как празднество, сопровождающееся показом, смотром какого-нибудь искусства. Интересный сценарий, представление – педагогическое кредо каждого педагога, интерактивные игры со зрителями, коллективная рефлексия, музыкальные паузы, атмосфера открытости, эмоционального подъема – благоприятная среда для самореализации.

Во время рефлексивной деятельности педагоги отмечают, что фестиваль – это развитие, новые профессиональные открытия, ступенька профессионального творческого роста, возможность поделиться достигнутым и наработанным. Это обучение, не только площадка для пополнения методической копилки, но и взаимообучение, освоение новых методов и технологий коррекционной работы.

Фестиваль – это качество, совершенствование содержания образовательного процесса, коррекционно-педагогической работы.

Фестиваль – это творческая мастерская, где находят отражение передовые педагогические идеи, импульс для совершенствования (хочется сделать что-то новое, чтобы удивить всех и себя).

Фестиваль – это рефлексия, возможность проанализировать собственный профессиональный опыт, убедиться в результативности работы.

Опыт работы фестиваля представлен в «Настаўніцкай газеце», на дистанционном конкурсе эффективных форм методической работы в Академии последипломного образования, областном семинаре-практикуме заместителей директоров ЦКРОиР «Интерактивные формы работы с педагогами». Это лучшая система методической работы по итогам районного конкурса «Методическая весна – 2019».

По итогам фестиваля созданы методические продукты:

- электронные банки «Спецобразование: эффективный педагогический опыт», «Творческая мастерская дидактических пособий. Игры-самоделки»;

- методические вестники «Использование современных образовательных технологий в работе с детьми с особенностями развития»; «Мой лучший урок – занятие».

Импульс развития для повышения профессиональной компетенции педагогов ЦКРОиР – профессиональное взаимодействие с коллегами – единомышленниками. В ходе методических конструктивных диалогов с педагогами региональных ЦКРОиР Ивановского, Пинского, Кобринского, Брестского района обсуждались актуальные проблемы в обучении с детьми с тяжелыми нарушениями развития, обменялись эффективными приемами работы, интересными педагогическими инициативами, наработками. Результат – новые идеи и практики по совершенствованию содержания образования.

Использование LEGO-технологий – эффективная методика обучения. В ходе методической площадки на базе Брестской вспомогательной школы изучены возможности использования LEGO-технологий в работе с детьми с особенностями развития. С привлечением спонсорских средств приобретен конструктор LEGO-дупло, внедрена методика при проведении коррекционных занятий с детьми раннего возраста, тяжелыми нарушениями развития.

По итогам работы методической гостиной «Специальные условия для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата» с педагогами Пинского центра создана мобильная сенсорная комната.

ЦКРОиР информационно-методический центр. Накоплены теоретические и практические материалы для всех участников образовательного процесса по вопросам организации и содержания образовательного процесса с обучающимися с ОПФР. Созданы электронные банки, каталоги учебно-методических материалов для работы с разными категориями детей с ОПФР, медиатека. Широко представлена методическая копилка: разработаны информационно-методические практические материалы по итогам работы районных учебно-методических формирований, творческих групп; систематизирован лучший педагогический опыт педагогов специального образования района.

Материалы эффективной педагогической практики педагогов ЦКРОиР представлены в профессиональных средствах массовой информации «Настаўніцкая газета», журнал «Спецыяльная адукацыя», газете «Дрогичинский вестник». Разработаны методические продукты: информационно-методические, информационно-просветительские материалы для педагогов и родителей по вопросам обучения, воспитания, оказания коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития. Созданы творческие продукты: авторские пособия, игры, разнообразный наглядный и дидактический материал.

Педагоги ЦКРОиР, победители методического районного фестиваля являются финалистами областного этапа республиканского конкурса «Современные технологии в специальном образовании», участниками V Международной конференции педагогов специального образования в городе Бресте в марте 2018 года, VI Международной ярмарки социально-педагогических инноваций в городе Иваново в сентябре 2019 года. Созданы условия для творческой  инициативы, профессионального развития, что свидетельствует об эффективности системы методического сопровождения.

Великий мудрец утверждал: «Только один есть путь, одно средство жить с радостью – это освещать себе жизнь внешним светом, а самому быть свечой, светить, гореть». Новых творческих идей и успешной их реализации!