Внедрение модели инновационного центра как компонента единого информационно - образовательного пространства
Внедрение модели инновационного центра как компонента единого информационно - образовательного пространства
Савицкая Рита Александровна,
заместитель директора
по воспитательной работе
ГУО «Коссовская средняя школа»
Ссылка на видеопрезентацию: https://youtu.be/SWKbwlrkF04
Основная задача государственной политики в области воспитания определена Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко: «Воспитать гражданина-патриота, одухотворенного идеалами добра и социальной справедливости, способного творить и созидать во имя Отечества». Реализация государственных задач в области воспитания настоятельно диктует необходимость поиска новых содержательных и технологических принципов ее организации в учреждениях образования.
С 2015 по 2019 год педагогический коллектив школы совместно с 23 учреждениями образования республики участвовал в инновационном проекте «Внедрение модели Республиканского инновационного центра как компонента единого образовательного пространства». В рамках данного проекта деятельность инновационного центра Коссовской средней школы была направлена на реализацию школьного проекта «В недрение модели формирования гражданско-патриотических качеств личности посредством организации краеведческой деятельности в системе образовательного пространства школы»
Модель Центра гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи предполагала активное сотрудничество школы и социальных партнеров, заинтересованных в реализации совместных программ и обмена опытом в сфере гражданско-патриотического воспитания на основе использования информационно-коммуникативных технологий.
В рамках сети реализовывались социально значимые и культурные проекты, которые позволяют учащимся овладеть нормами общечеловеческой морали и нравственности, познакомиться с национальными традициями. Наиболее значимыми из них являются: создание «Мультимедийного комплекса по краеведению», организация работы патриотического Веб-сайта «Коссово – Life» и сетевой проект «Путешествие к истокам». Хочется остановиться на некоторых из них.
Автором проекта «Путешествие к истокам» является учитель начальных классов Ляхович А.Ф. Цель проекта: создание оптимальных условий для гражданско-патриотического воспитания через углубление знаний о своей семье, малой родине, стране посредством участия в сетевом проекте.
Деятельность проекта организована через сайт, созданый на Google – платформе для учащихся, родителей и учителей, в форме путешествия. Каждый этап имеет «Маршрут путешествия» с определением ролей для учащихся, систему заданий и систему оценивания.
Для выполнения заданий проекта необходимо воспользоваться ресурсами WEB 2.0. Разнообразие творческих и поисковых заданий, основанных на использовании сервисов WEB 2.0., - замечательная возможность перейти на качественно новый уровень образования, где активно взаимодействуют учителя, учащиеся и родители. Проект долгосрочный. Присоединиться к проекту можно на любом этапе. Проектная деятельность способствует развитию самостоятельности учащихся, интеллектуально-творческих способностей, формированию социально-значимых качеств. Путешествуя по станциям и «примеряя» на себя разные роли, учащиеся начальных классов смогли в занимательной и интересной для данного возраста форме познакомиться с культурно-историческим наследием Беларуси.
Одним из наиболее значимых результатов деятельности образовательных сетей принято считать наличие сетевого продукта. Таким продуктом является создание мультимедийного комплекса по краеведению «Край, где мы живем». Одна из составляющих нашего комплекса - это тематический иллюстрированный электронный «Путеводитель по городу Коссово». В данном информационном пособии, мы предлагаем не только познакомиться с историей края, но и отправиться в путешествие по «Улицам города», рассмотреть достопримечательности, узнать подробнее о наших знаменитых земляках, поинтересоваться традициями коссовчан, совершить виртуальную экскурсию в Морочёвщину, где находится дворец Пусловских и Дом-музей Т. Костюшко. (Видеопрезентация «Путеводителя»)
Уникальность проекта в том, что это единственный наиболее полный краеведческий каталог в электронном варианте, который представляет пользователям многогранную информацию по истории родного края.
Путеводитель может быть использован в качестве примера для разработки аналогичных электронных пособий в других регионах с учетом их традиций, возможностей и задач.
Это электронное пособие было уже опробировано на уроках истории Беларуси, на занятиях краеведческого кружка, на различных внеурочных и внеклассных мероприятиях школы.
Путеводитель был отмечен Дипломом 1 степени областного этапа Республиканского конкурса научно-технического творчества учащейся молодежи ”ТехноИнтеллект“ и Дипломом 2 степени республиканского этапа конкурса «IT-Границы» и др. наградами различного уровня.
Подводя итог, хочется отметить, что данная работа имеет перспективы дальнейшего развития.
Планируется разместить пособие в сети Интернет, постоянно пополнять его содержание, привлечь к участию в проекте других учащихся Коссовской школы и школ района, которые смогут дополнить электронное пособие новыми сведениями.
Материалы «Путеводителя» планируется использовать для разработки тематических буклетов с технологией дополненной реальности.
Путеводитель рассчитан на широкий круг пользователей – школьников, родителей, педагогов, библиотекарей, краеведов, всех жителей района, земляков, которые живут за пределами нашего края, и, конечно, любителей путешествовать.
Хочется верить, что созданный электронный ресурс будет полезен и интересен многим людям. Он обогатит их знаниями о родном крае поможет уяснить неразрывную связь и единство малой родины с жизнью всей страны, почувствовать причастность к ней каждого человека, как взрослого, так и ребёнка.