Информационно-образовательная среда персонального блога

 

Информационно-образовательная среда персонального блога как новая форма взаимодействия при организации учебной деятельности и внеклассной работы по информатике

Стаскевич Галина Адамовна,

учитель информатики ГУО «Средняя школа № 3 г. Ивацевичи»


Ссылка на презентацию: https://drive.google.com/file/d/1lM_Mlh0L7IEvJb7YkXcThxbT6GLghA-z/view?usp=drivesdk


Уважаемые коллеги! Я уверена, что в каждом учреждении образования накоплен свой в той или иной мере уникальный опыт по совершенствованию образовательного пространства с использованием информационных технологий.

В школе, где я работаю, в средней школе № 3 г. Ивацевичи, для организации методического взаимодействия педагогов используются дополнительные электронные ресурсы – блоги и сайты, созданные с учетом всех нормативно-правовых актов Республики Беларусь на платформе ООО «Белинфопортал» в системе управления контентом «Web.Мастерская».

Личный онлайн дневник ведёт и сам директор –  Кузьмин О.А., демонстрируя организацию новой мобильной и востребованной формы взаимодействия с участниками образовательного процесса – родителями, коллегами и учащимися.

Я же сейчас представлю Вашему вниманию личный опыт по использованию информационно-образовательной среды персонального блога как новой формы взаимодействия при организации учебной деятельности и внеклассной работы по информатике.

Уважаемые коллеги! Модернизация образования, базирующаяся на новых информационных технологиях, предполагает формирование и новых моделей учебной деятельности. Дело в том, что современное поколение учащихся воспринимает Интернет как неотъемлемую часть своей жизни. Однако используют его далеко не в образовательных целях. В связи с этим у педагогов появляется уникальный шанс – использовать то, что интересно молодому поколению в образовательных целях. Ведь в условиях развития информационного общества образовательный процесс переносится в электронную среду.  Поэтому у меня и возникла идея создания собственного учебного ресурса (блога), который соответствовал бы учебной программе для учреждений общего среднего образования.

Создание такого ресурса даёт возможность размещения учебной информации в дополнение к учебникам – занимательных упражнений, учебно-тренировочных и тестовых заданий. И весь арсенал блога становится доступным учащимся для самостоятельной работы, не только на уроках, но и дома.

Любой учащийся должен иметь постоянный доступ к образовательным ресурсам, где бы он не находился – в школе, в дороге, дома, отмечено в концепции информатизации системы образования РБ.

Но в то же время, современные педагоги должны понимать, какими бы знаниями они не обладали, какими методиками не владели бы, без положительной мотивации учащихся, любой урок обречен на провал.

Как гласит древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но   заставить его напиться нельзя. Да,  можно  усадить  детей  за   парты,  добиться  идеальной   дисциплины.  Но  без  пробуждения   интереса,  без  внутренней  мотивации   освоения  знаний  не  произойдёт,   это  будет  лишь  видимость   учебной  деятельности.

Повышение уровня мотивации - это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению. Поэтому считаю, что создание и использование педагогами персональных блогов в сети Интернет – одно из эффективных средств повышения мотивации учебной деятельности.

Разработанная мною система заданий позволяет учащимся пройти путь от простого любопытства к устойчивому познавательному интересу.

Систематическое и продуманное использование материалов созданного ресурса открывает новые возможности для работы не только в классе, но и для самостоятельной работы за его пределами, делая образовательный процесс непрерывным, повышает интерес к урокам информатики, активизирует познавательную деятельность учащихся, улучшает качество знаний по предмету.

Использование блога позволяет мне организовать процесс обучения «под себя», акцентируя внимание на наиболее значимых моментах, проблемных вопросах.

Но как показывает практика, использование материалов образовательного блога на каждом уроке нереально, да и не нужно. Только умелое их применение позволяет сделать образовательный процесс более интересным и разнообразным.

На каком этапе вплести задания блога в канву урока, зависит от многих факторов (конкретных задач урока, количества часов, отведённых на изучение темы и т.д.) поэтому, будет это этап проверки домашнего задания или первичной диагностики, закрепления изученного или для создания проблемной ситуации, педагог решает сам.

Материалы блога находятся в открытом доступе по адресу staskevich.rooivacevichi.gov.by, а для корректного отображения данных можно использовать любой браузер. Все страницы корректно работают и в мобильной версии.

Содержание ресурса состоит более чем из 170 учебно-тренировочных заданий. Задания структурированы по классам и следуют в порядке изучения тематических разделов. 

При создании заданий я использую инструментарий сервисов Google Apps и Web 2.0. и руководствуюсь тем, что одной из целей базового курса информатики является развитие алгоритмического стиля мышления, формирование умений решать задачи, требующие составления плана действий для достижения желаемого результата, с использованием основных умственных операций.

Индикатором востребованности созданного мною образовательного ресурса является прогрессирующая статистика посещений блога.

Впервые мой опыт работы по использованию материалов блога был представлен на международной научно-практической конференции «Дорожная карта информатизации: от цели к результату» в ноябре 2014 года в г. Минске в рамках специализированной выставки «Образовательная среда и учебные технологии», материалы опубликованы в сборнике конференции.

В мае 2015 года проект «Интерактивные задания по информатике на страницах персонального блога» стал финалистом X республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет».

В апреле 2016 г. с материалами по созданию и использованию учебно-тренировочных заданий для уроков информатики я принимала участие в республиканском Интернет-проекте «IT-решения для образования будущего», как результат – награждена дипломом II степени в номинации "IT-педагог".

В мае 2016 года опыт обобщён, а материалы опубликованы в газете «Настаўніцкая газета». Далее следует ряд публикаций в периодической и электронной печати («Народная асвета», «Альманах педагога», Пачатковая школа).

В августе 2017 г. в электронном приложении журнала «Народная асвета» опубликован урок информатики в 10 классе «Обработка информации в электронных таблицах» с использованием материалов блога.

В сентябре 2018 г. – материалы из опыта работы «Использование информационно-образовательной среды персонального блога для повышения качества знаний по информатике» опубликованы в электронном сборнике Всероссийской конференции «Альманах педагога».

В октябре 2018 года в разделе «Педмастерская» национального образовательного портала adu.by опубликованы статья «Повышение уровня мотивации учащихся к урокам информатики через систему интерактивных заданий на страницах персонального блога» и урок информатики в 10 классе. «Представление данных в памяти компьютера. Двоичное кодирование» с использованием учебно-тренировочных заданий на блоге.

В декабре 2019 года в сборнике республиканской конференции «Эффективный педагогический опыт: от теории к практике» опубликованы материалы моего опыта работы.

В апреле 2019 года ресурс к урокам информатики стал лауреатом конкурса «Интернет-премия «ТИБО-2019».

 

Повсеместное использование всевозможных технических устройств (гаджетов) даёт возможность педагогам использовать компьютер как рабочий инструмент, развивая алгоритмический стиль мышления учащихся не только на уроках информатики, но и во внеурочной деятельности.

          Для внеурочной деятельности по информатике целесообразно использовать специальные программы. Одной из таких программ является среда визуального программирования с графическим интерфейсом Scratch.

Большинство созданных учащимися в этой среде учебно-игровых проектов опубликованы в специальном разделе «Scratch-проеты учащихся» на страницах нашего школьного блога для Инфознаек.

С профессиональной точки зрения Scratch для меня – это выявление новых талантов детей, способных к программированию. От занятия к занятию я убеждаюсь, что Scratch способствует развитию, алгоритмического мышления, исследовательских компетенций учащихся и, что немаловажно, способствует реализации межпредметных связей.

Scratch – уникальная среда, которую можно применить к любому предмету. Нужно только заинтересовать учеников и вести их за собой. А для этого необходимо всё время развиваться и самому, не стоять на месте. 

Чтобы не отстать от времени и своих учеников, в июле 2018 года я успешно окончила онлайн-курс «Scratch для начинающих» в рамках образовательного проекта «Программирование – вторая грамотность». В ноябре 2018 года окончила следующий курс «Программирование на Scratch: базовый уровень». Имею сертификаты образовательного центра Парка высоких технологий.

С уверенностью могу сказать, что полученные учащимися навыки логического и системного мышления пригодятся им не только на уроках информатики в дальнейшем, но и окажут неоценимую услугу в будущем независимо от тех профессий, которые они выберут.

В завершение своего выступления, скажу так: там, где информационные ресурсы используются грамотно и систематически, они являются мощным механизмом совершенствования образовательного пространства, как отдельно взятого учреждения, так и системы образования в целом.

Желаю всем профессионального роста в освоении информационных технологий.

Последние изменения