Современные подходы в IT–формате

Современные подходы в IT–формате на первой ступени общего среднего образования

Ляхович Алла Фёдоровна,

учитель начальных классов

ГУО «Коссовская средняя школа»,

категория: учитель-методист


Ссылка на ролик: https://youtu.be/L6udx8Y8Je8 


Когда время так стремительно летит вперёд, учитель не может оставаться в стороне от достижений в области информационных технологий.

Поэтому применение информационных технологий уже на I ступени общего среднего образо­вания играет большую роль в повышении эффектив­ности обучения, более рациональном и экономном использовании времени и сил учителя, расширении его методических возможностей.

Техническое оснащение нашей школы позволяет всем участни­кам образовательного процесса как на уроках, так и во внеурочное время обратиться к компьютерам.

На протяжении многих лет я активно внедряю в свою педагогическую практику использование информационных технологий. Собрана богатая медиатека образовательных ресурсов.

Однако, на мой взгляд, самыми интересными и эффективными являются уроки с использованием авторских образовательных ресурсов, уроки, где применяются электронные средства, разработанные педагогом с учётом возможностей ученического коллектива и для конкретных учащихся.

Поэтому сегодня я хочу представить вашему вниманию свои авторские электронные учебно-методические материалы: цель их создания, структуру содержания, целесообразность применения. Эти материалы активно используются и в моей педагогической практике, и в педагогической практике коллег, опытом работы с которыми я делюсь как на районном, так и на областном и на республиканском уровнях.

Каждый мультимедийный ресурс создаётся поэтапно:

  • отбор дидактического материала и его дальнейшая систематизация;
  • отбор программ, которые сделают мои упражнения интерактивными и усилят их образовательные эффекты;
  • создание сценария структуры продукта: меню, навигация, рекомендации по работе с ресурсом, методические указания для его целесообразного использования.

Хочется отметить, что для создания ресурсов не потребовалось специальных навыков программирования. А доступная навигация, лёгкость в пользовании данными продуктами даёт возможность не только каждому учителю, но и ученику самостоятельно работать с мультимедийным помощником.

По уровню интерактивности пользователя с ресурсом:

- ЭОРы представляют собой деятельную форму – пользователь может самостоятельно выбирать необходимый материал в соответствии с уровнем владения темой;

- ЭОРы могут быть использованы для индивидуального обучения дома, для демонстрации на уроке классу.

Обучающий ресурс «Тренажёр по чтению: учимся читать правильно, бегло, осознанно» был представлен на VII Республиканском конкурсе «Компьютер. Образование. Интернет» и награждён дипломом III степени, находится на сайте Национального института образования и включен в перечень программных средств Министерства об­разования Республики Беларусь. С данным тренажёром приняла участие в IV Международном конкурсе «Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов», где в номинации “Разработки-прототипы дидактических игр и ЭСО” ресурс отмечен дипломом 2 степени.

Цель разработки тренажёра: создание оптимальных условий для совершенствования навыка чтения, его технической и смысловой стороны.

Тренажёр структурно включает в себя 13 разделов, каждый из которых направлен на решение определенной задачи и помогает избежать трудностей в обучении чтению.

Подобранные упражнения можно проводить, начиная с самых простых, постепенно усложняя их, что даёт возможность использования данного пособия на уроке от 1 до 4 класса.

Использование тренажера по чтению обеспечивает реализацию принципа наглядности, оформлен с учётом возраста учеников - фоны красочные, со сказочными героями, с сюрпризными и игровыми моментами, шрифт и фон соответствует требованиям. Основное внимание интерактивного пособия направлено на возможность многоразового чтения слогов, слов, текстов.

Со словарными словами младшие школьники встречаются на каждом уроке. Целью создания и использования электронного продукта “Слоўнікавая буслянка. 3 клас” было организовать работу с учениками таким образом, чтобы деятельность учителя была планомерной и систематической, а не носила случайный характер.

Кроме того, нестандартные, необычные упражнения формируют у учеников положительную мотивацию к изучению родного языка.

Всем известно, что ведущей деятельностью в возрасте первоклашек, для которых и предназначено пособие «Грамотейка», является игровое взаимодействие со сверстниками.

Структурно состоит из четырёх разделов, каждый из которых направлен на формирование определённых умений и навыков.

Содержание электронного ресурса составляют: - интерактивные игровые задания для использования на разных этапах изучения учебного материала;

- интерактивные плакаты, которые добавляют наглядности и выступают в качестве справочного материала;

- контрольно-измерительные материалы в виде тестовых заданий.

Изучение в курсе математики начальной школы величин и их измерений имеет большое значение в развитии младших школьников. Однако результат обучения показывает, что дети недостаточно усваивают этот материал. Это зависит от организации изучения темы. Больше возможностей создаётся с использованием информационных технологий.

С помощью мультимедийного ресурса «Изучаем длину с гномами» учащиеся могут совершить путешествие в гости к гномам и вместе со сказочными героями в игровой форме узнать новый материал, закрепить полученные знания и оценить себя.

Данный ресурс был приложением к уроку, который принял участие в областном конкурсе «Мультимедийный урок в образовательной практике педагога» и награждён дипломом I степени.

Ресурсы «Изучаем длину с гномами» и «Грамотейка» были представлены на конкурсе «Компьютер. Образование. Интернет», прошли в финал и получили сертификаты финалиста.

На протяжении последних трёх лет в своей инновационной практике я использую организацию сетевого взаимодействия в образовательном процессе. В чём преимущество данного направления: участие в сетевом взаимодействии, безусловно, способствует повышению уровня самостоятельности учащихся, мотивации к учебной деятельности и, что не менее важно, росту информационных компетенций всех участников образовательного процесса, включая родителей. Немаловажной частью работы в сети для меня является возможность широко транслировать свой опыт, который становится общедоступным для большого количества людей.

Для внедрения сетевого взаимодействия в учебный процесс изучала сервисы ВЕБ 2.0. Посещала мастер-классы педагогов, активно внедряющих сетевые проекты. Также приняла участие в вебинаре «Веб-квест, как способ активизации учебной деятельности».

Первый сетевой проект «Путешествие к истокам» для организации воспитательной работы с учениками класса разработан в рамках республиканского инновационного проекта. Направлен на формирование гражданско-патриотических качеств личности младшего школьника.

С данным проектом приняла участие в международном конкурсе Интернет-проект «IT-решения для образования будущего», в номинации - IT- возможности в воспитательной работе, награжден дипломом 1 степени.

Создан сетевой проект «Саламандра» по пожарной безопасности: наполнен информационным материалом раздел «Уроки безопасности», создан раздел «Родителям» с памятками и рекомендациями, раздел «Мультимедиа» с информационными роликами и мультфильмами, «Игротека» с игровыми заданиями для закрепления знаний, раздел «Акции», «Галерея» и «Наши дела» отражает агитационную работу клуба в направлении обучения правилам безопасного поведения учащихся школы.

Одной из новых и перспективных форм массового охвата учащихся начальных классов может стать использование образовательных онлайн-платформ. Виртуальное пространство позволяет выйти за рамки традиционной модели изучения учебной дисциплины. Значительная часть программы изучается при непосредственном взаимодействии с учителем. Сетевое взаимодействие используется в качестве дополнения к основной программе. Сочетание очного и онлайн обучения в наибольшей степени позволяет выстроить гибкий образовательный процесс с учётом индивидуальных возможностей учащихся.

Цель образовательного веб-квеста по внеклассному литературному чтению «В гости к Виталию Бианки» была: рассмотреть произведение В. Бианки с позиции биографа, литератора, орнитолога и архитектора с целью расширения кругозора учеников, знакомства их с различными источниками информации.

Веб-квест «Дядя Фёдор, пёс и кот» посвящён жизни и творчеству любимому писателю - Эдуарду Успенскому.

Благодаря участию в веб-квестах учащиеся получили не только большой объем знаний, но научились эти знания добывать самостоятельно и творчески их применять.

Образовательная онлайн-платформа сайт «Мая Радзіма – Беларусь» создана для учеников, учителей и родителей. Содержание систематизировано и разработано по темам для всех 35 уроков по курсу «Человек и мир». Ресурс поможет ученикам ближе познакомиться с довольно сложным для изучения в начальной школе предметом: позволяет закрепить, обобщить, систематизировать знания учащихся 4 класса о нашей стране. Данный дидактический материал можно легко ввести в структуру урока, выбрать любую форму организации деятельности школьников, методы и приемы опираясь на свой опыт, уровень подготовленности учеников, их возрастные и психологические особенности. А также может быть использован в определенном алгоритме и с его помощью можно спланировать урок, в котором будут задействованы все уровни познания.

Кроме тематических блоков созданы разделы, которые позволяют в полной мере сделать образовательный контент сайта не только содержательно насыщенным, но и соответствовать всем требованиям программы при изучении курса.

Созданы образовательные блоги классного руководителя «Планета первоКЛАССных ребят», «Планета ВТОРОклассников». Цель: создание условий для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса посредством блога учителя.

Веб-квест «Шагая тропинками малой родины» создан в соавторстве с Савицкой Ритой Александровной, заместителем директора по воспитательной работе. Был реализован в период летней оздоровительной компании 2019 г. Веб-квест знакомит учащихся с историей родного края.

В этом учебном году в рамках организации деятельности проблемной группы учителей начальной школы по белорусскому языку создан информационный ресурс «Сябрую з Мовай». Содержание данного проекта направлено на повышение уровня учебной мотивации, познавательной активности учеников в изучении белорусского языка.

Материалы сетевых ресурсов не только проверяют знания учеников, но и вызывают интерес к изучению. А повышение интереса обязательно отразится на уровне подготовки и успешности школьников. Игровые задания также усиливают эмоциональное восприятие, активизируют внимание учащихся. А это значит, что организация такой работы на уроках и дома способствует формированию прочных знаний.

Безусловно, что организация деятельности учащихся с электронными ресурсами и процесс организации сетевого взаимодействия должен быть продуманным, подготовленным, спланированным педагогом. А успешность учащихся и высокая результативность доказывают, что использование указанных направлений организации образовательного пространства создаёт благоприятные условия для обучения.

В заключении своего выступления хочется отметить, что «Чудеса творят не компьютеры и интерактивные доски, чудеса творят учителя, в чьих мудрых руках эти инструменты дарят им радость познания».